Наши колонки

НАПИШИ РАССКАЗ В ДУХЕ ЗОЩЕНКО. КАК ВАДИМ ЛЕВЕНТАЛЬ ЗАСТАВИЛ НЕЙРОСЕТЬ НАПИСАТЬ КОЛОНКУ ДЛЯ «ВН», И ЧТО, СОБСТВЕННО, ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО

У людей новая игрушка, ChatGPT. Поиграл и я, интересно же. Ну что должен делать робот, неважно – из проводов и железа или виртуальный? Ясное дело – делать за меня мою работу.

Поэтому я отправил запрос: «Придумай актуальную тему для общественно-политической колонки на злобу дня для умеренно-левого издания». Ответ был: «Рост ксенофобии и расизма в свете миграционных кризисов». Ну ладно, думаю, в том, что в современном языке значит «левый», люди и сами-то разобраться не могут, куда уж искусственному интеллекту.

Я тогда решил пойти ва-банк. Напиши, говорю, колонку про то, как ChatGPT изменит нашу жизнь. Что ж, бот написал.

«ChatGPT – это новая платформа обмена сообщениями, которая может серьезно изменить нашу жизнь в лучшую сторону. Она предоставляет уникальную возможность для коммуникации с другими людьми по всему миру, и это может иметь значительный положительный эффект на наши профессиональные и личные жизни». Ну и так далее на целую страницу. Про «новые возможности для бизнеса и карьеры» и «разумные практики и меры предосторожности».

Хитрый бот. Сделал вид, что он не он и лошадь не его. Понятно, пока придется писать колонки самому.

Однако же если не заставлять бота заниматься рефлексией (будем откровенны, это и у людей не всегда получается), а ставить ему задачки попроще и к тому же составлять запросы подробно и с умом, то и результаты получаются куда более осмысленные.

Вадим Левенталь. Фото: Наталья Горяйнова/ rewizor.ru

Ясно, что уже сейчас бот может за какого-нибудь копирайтера написать текст для рекламной рассылки. Или за редактора муниципальной газетки – текст про наступление весны. Или за школьника – сочинение по МХК (есть сейчас вообще в школах МХК?).

И это бот еще совсем младенчик. Ясно, что ChatGPT через пять лет будет так же отличаться от нынешнего, как новенький айфон от самой первой модели.

Я легко себе представляю, как бот, например, сочиняет сюжет романа про Гражданскую войну. А потом постепенно, глава за главой, пишет и сам роман. Это, конечно, будет плохой роман, собранный как будто из запчастей на свалке, но так ведь и сейчас такие плохие романы пишут, причем не самые последние писатели. Я вот только что прочитал, например, свеженькие «Бронепароходы» Алексея Иванова – почему бы такому роману и не быть написанным ботом? Ей-богу, я пока читал, мне нет-нет да казалось, что он именно так и написан.

В общем, я к тому, что уже прямо сейчас и в ближайшие годы по экспоненте – эта технология будет за человека выполнять огромное количество задач, связанных с производством технических, так сказать, текстов. От заявления на отпуск до поздравления на Восьмое марта.

Я далек от алармизма – нет, искусственный интеллект не поработит человечество и не заменит мастерство писателя, если мы говорим о писателе, у которого есть свои, а не заемные стиль, язык и фантазия.

Так ведь и интернет не заменил нам своих собственных глаз и ушей, а жизнь нашу изменил все-таки до неузнаваемости. И кажется, что похожим образом до неузнаваемости изменит нашу жизнь эта машинка по производству текстов. Причем как именно, в подробностях – не вполне пока понятно; там еще масса скрытых возможностей.

Удивительная все-таки судьба нашего поколения. Мы родились, когда еще были уличные телефоны-автоматы, а компьютеры работали на перфокартах. В сознательном возрасте застали появление домашних компьютеров. Потом были свидетелями рождения эры интернета. Потом все опять перевернулось, когда в каждом кармане зажужжал айфон. Теперь вот чат-боты – и думается, что через несколько лет мы снова будем делить свою жизнь на до и после их появления.

У Секацкого где-то было размышление, что, мол, обещанное Федоровым бессмертие – это бессмертие в текстах. То есть что на основе написанного человеком за всю жизнь в будущем можно будет воскресить человека, его сознание – то есть как бы разархивировать человека из его текстов. Что ж, похоже, что-то типа того уже работает. Только бессмертие это опять не индивидуальное, а коллективное.

Источник иллюстрации: Open Telekom Cloud

Человечество же всю свою сознательную историю живет производством текстов – штучным, элитарным, но и – массовым, потоковым. Теперь у нас есть инструмент, который товарооборот этого производства увеличивает на порядки. Нам еще понадобится инструмент, который будет ориентироваться во все возрастающем, по экспоненте, массиве текстов.

Ну и на закуску. Вот что бот сочинил по запросу: «Напиши рассказ в духе Зощенко».

Последнее утро в лесу

Однажды, в прекрасный солнечный день, я решил отправиться на прогулку по парку. Я вышел из своего уютного дома и вышел на улицу, где встретил своего соседа, который притворялся, что не замечает меня.

«Добрый день, сосед!» – сказал я.

«Кому добрый, кому нет» – ответил он, тем самым продолжая свое притворство.

Я решил не обращать на это внимание и продолжил путь по парку. Но тут меня остановил какой-то мужик, который сильно посмотрел на меня и спросил:

«Скажите, а вы не знаете, как пройти к озеру?»

Картина нейросети

Я сказал ему, что знаю этот путь и он может идти со мной. Мужик принял мое предложение и мы начали идти вместе.

Мы шли и разговаривали на разные темы. Но внезапно мой новый знакомый остановился и сказал:

«А вы не заметили, что за нами следят?»

«Кто?» – удивленно переспросил я.

«Ну, да, те самые, которые всюду следят за нами!» – ответил мужик.

Я попытался посмотреть за нашей спиной, но ничего не заметил. Однако, мужик уверял меня, что это были шпионы или хотя бы какие-то люди, которые следят за каждым нашим шагом.

Я решил не продолжать эту тему и попрощался с мужиком. Когда я вернулся домой, я почувствовал сильную головную боль. И только тогда до меня дошло, что этот мужик был просто сумасшедшим.

Вадим Левенталь

Ни одного слова не поправил, клянусь. Авторские орфография и пунктуация сохранены.

Вадим Левенталь

Родился в 1981г. город Ленинград, окончил Филологический факультет СПбГУ. Работал в издательстве "Лимбус Пресс", премии "Национальный бестселлер", Григорьевской премии и пр. Писал для "Известий", "Частного корреспондента", "Санкт-Петербургских Ведомостей, "RT" и др. изданий. Автор книг "Маша Регина", "Комната страха", "Мой секс" (в соавторстве). В настоящее время руководит импринтом "Книжная полка Вадима Левенталя" в издательстве "Городец", как критик публикуется в "Литературной газете".

Recent Posts

Писатель Александр Пелевин о восторге от настоящего России

90-е – преступление против народа или неизбежный этап развития?

3 часа ago

Первомай в Париже: полиция, светошумовые гранаты, раненые

Сообщают как минимум о троих раненых

4 часа ago

Abrams пользуется большим спросом у москвичей

На Поклонной сегодня ажиотаж

4 часа ago

СБУ продолжает давление на православную церковь на Украине

Главными врагами политической Украины остаются - православие и всё, что так или иначе связано с…

4 часа ago