Медведев снова преемник № 1?

2 года назад

Стоило только Дмитрию Анатольевичу посетить ЛНР, как тут же пошли разговоры, что зампред Совбеза возвращается в когорту преемников, причем – снова! – под № 1. В общем, почти как раньше – еще до того, как Дмитрий Анатольевич был «разжалован» из премьеров. Однако «почти» – тут ключевое слово, ибо с тех пор воды утекло немало. А если уж говорить без обиняков, то ситуация изменилась кардинальным образом.

Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

Но сначала рассмотрим аргументы экспертов, указывающих на возможность варианта, при котором Дмитрий Анатольевич опять – в числе преемников. Так, политик и журналист Максим Шевченко связывает усиление позиций Медведева с ослаблением министра обороны Сергея Шойгу (не будем забывать, что одно время именно Сергей Кужугетович считался преемником № 1, но с началом СВО растерял остатки своего аппаратно-политического веса, особенно – в глазах президента). «“Рокировочка”-то обратная совсем не фантастика, как мы видим. Автор мема “свобода лучше, чем несвобода” набирает ход. Тем более в контексте обрушения акций Шойгу (панмонгольский проект с реинкарнацией духа Чингисхана можно считать практически закрытым). Возможно, конечно, многие из взятых в поездку скоро уйдут в отставку и на пенсию. Но сама по себе заявка весомая», – пишет* Шевченко.

С другой стороны, политолог Илья Гращенков допускает, что усиление Медведева происходит за счет союза с силовым блоком: «Конечно, “ядерные посты” Медведева могут служить дымовой завесой. Ведь в реале он посылает более позитивные сигналы, например, о “недопустимости ядерной войны между Россией и Западом”. Кроме того, Медведев явно позиционируется как равноудаленный от всех элит, он чуждый для ультрапатриотов и уже не свой для системных либералов. Работая с Николаем Патрушевым в Совбезе уже почти три года, Медведев, безусловно, имел все возможности найти общий язык с одним из идеологов системы, тем самым имея возможность для выстраивания аппаратного союза. Сам Медведев мог бы претендовать на президентский пост, тогда как тот же Патрушев-младший – на премьерский. Такой расклад вполне устроил бы все заметные группы влияния в Кремле, по крайней мере, гораздо больше, чем усиление какой-то одной из них», – отмечает* политолог. В качестве дополнительного аргумента в пользу своей версии Гращенков указывает на то, что «на фоне турне Медведева в ЛДНР осталось незамеченным его посещение военных объектов в России». «В частности, учебный центр Минобороны в Ленинградской области и военный гарнизон в Оренбурге. Посещение этих объектов несомненно требовало согласования как со спецслужбами, так и лично с первыми лицами государства, а значит, Медведева командировали туда не просто так. Медведев гораздо более выигрышная ставка в гонке преемников, чем его конкуренты, включая и Дмитрия Патрушева. Так что при всем желании продвинуть «своего» второму крылу Совбеза менее рискованно было бы сделать ставку на Медведева, тем самым обезопасив себя в ходе трансфера», – поясняет он.

И та, и та версия выглядят вполне убедительными. Однако стоит ли связывать напрямую ослабление Шойгу с усилением Медведева? Да, СВО очень сильно сказалась на карьере министра обороны, по всей видимости, поставив крест на всех его преемнических (если таковые были, разумеется) амбициях (тут можно обратить внимание на падение медийной активности министра обороны, раньше он в новостной повестке мелькал куда чаще, к тому же из оной совершенно ушла тема с возрождением/строительством городов в Сибири, которую проталкивал Сергей Кужугетович, особенно во время думской кампании). Это – во-первых. А во-вторых, кто сказал, что поездка в ЛНР есть усиление позиций Медведева? То, что его окружали силовики, выступая в виде фона, – так это говорит только о том, что Дмитрий Анатольевич фигура более известная, медийная. Нельзя исключить, что он, наоборот, выступал в качестве того, кто отвлекает внимание на себя.

Тем более, учитывая агрессивно-воинствующий характер блогерской составляющей деятельности Дмитрия Анатольевича, он просто не мог не совершить эту поездку. И с этой точки зрения он с ней ощутимо затянул, если, допустим, сравнить с тем же Турчаком, который в этом плане обскакал Медведева так, что даже если Дмитрий Анатольевич будет ездить в ЛДНР теперь каждый месяц (и не по разу) – ему секретаря генсовета «Единой России» все равно не догнать. К тому же есть еще одна существенная причина поездки Дмитрия Анатольевича: пусть формально, но он все же является председателем партии власти. И в этом смысле то обстоятельство, если бы он не появился на территории ЛДНР, можно было бы трактовать в том духе, что высшее руководство «Единой России» отстраняется от СВО. И тут снова же: поездка Медведева выглядит несколько запоздалой. Такое чувство, что Медведев оттягивал свой визит насколько мог и поехал только тогда, когда уже дальнейшее промедление стало невозможным.

Почему? Да потому, что приобщение к СВО, то есть поддержка или, наоборот, критическая позиция по отношению к спецоперации, стали маркером присутствия/отсутствия в новой формирующейся политической реальности. И чем быстрее ты дал сигнал, что ты поддерживаешь, тем больше шансы на то, что ты в этой новой реальности останешься. Соответственно, чем твоя позиция по данному вопросу менее активная (но без переборов, тут тонкая грань весьма), тем больше вероятность того, что в новой системе тебя уже не будет.

И если смотреть на ситуацию с этого ракурса, то визит Медведева был уже не своевременен, он уже опоздал. И то, что он просрочил все возможные сроки, сам Дмитрий Анатольевич не может не понимать. Соответственно, если происходит такое, то это говорит об одном, что он уже знает свое место в новой политической реальности, и оно – далеко не место преемника № 1 (или даже где-нибудь начиная с № 10). Его просто нет в списке преемников, если такой вообще есть. Ему, по всей видимости, отведено определенное место (ну не зря же он такие яростные посты строчит!), но оно весьма и весьма скромное, по крайней мере, в сравнении с ролью будущего лидера России. К тому же чтобы претендовать на оное, у Медведева слишком негативный бэкграунд: народ его не примет. Даже если «получить» на выборах «северокорейские» результаты (электронное голосование в помощь!), ничем хорошим это не кончится. Сам факт того, что Медведев будет занимать президентскую позицию, будет дестабилизировать систему.

А что касается предположения Гращенкова о ситуационном альянсе Медведева с секретарем Совбеза, то на это ничего не указывает. Известно, что силовики (по крайней мере, из путинской команды) относились всегда к Медведеву негативно. Почему их мнение могло вдруг поменяться? Из-за ретивых постов Дмитрия Анатольевича? Ну это вряд ли. Немало тех, кто пишет еще яростнее. А что еще может предложить экс-премьер? Партию? Так она не его: «Единая Россия» – это партия президента, это всем известно. Что еще? Свой политически вес? Народную любовь? Или близость к президенту, от которой мало что осталось? В том-то и дело, что ничего. Ничего он не может предложить. Зачем он силовикам, тому же Патрушеву? Он ему совершенно не нужен, для силового блока Медведев – балласт. И зачем, спрашивается, им обременяться тем, что все равно в скором времени придется сбрасывать (та же «Единая Россия», в особенности если Владимир Владимирович не будет баллотироваться на следующий срок, нуждается в новом лидере, не замаравшем своем имя либерализмом и пенсионной реформой).

Поэтому нет, ни о каком возвращении позиций в случае Дмитрия Анатольевича речи не идет. Речь идет только о том, чтобы просто остаться в системе, не оказаться за ее бортом, остаться на какой-то второстепенной роли. Это самое больше, на что сейчас – при данном раскладе – зампред Совбеза может рассчитывать/надеяться. И все его последние действия, точнее отсутствие оных, говорят об этом. И даже его поездка в ЛНР – как ни странно – о том же.

*Источник: «Телеграм»



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
николай
николай
1 год назад

Бла-бла-бла. Автор несёт какую-то мутотень. Не о чем больше писать? Слабак…

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ