Наши колонки

Мария Ватутина: ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ КАЛУГИ В МОСКВУ

Хочется задать популярный, забавный вопросец: а что это было? Что это было 20-30 лет подряд, когда мы все уже работали, писали, издавались, ездили по стране за свой счет или на частные фестивали, а таких залов,  как в последние 8 месяцев, у нас было 2-3 на всю четверть века.

Вот выступили мы сейчас в Калуге на Угра-фестивале с понятно какими стихами. Очень современный, наполненный напряженным вниманием зал. Периодически каждому выступающему после того или иного стихотворения кричат «браво», несут цветы, плачут даже некоторые мужчины, в зале много священников, горожане, юнармия. Подходят после, благодарят. На фоне висящей в воздухе над Окой космической ракеты. И так было на многотысячных марафонах, где участвовали поэты Русской весны, и на Вечере «ZоV. Поэзия Русского лета», RT, на выступлениях Анны Долгаревой, которая честнее и органичнее Веры Полозковой, потому что пишет не о выращенных в искусственных условиях эмоциях, а о жизни и смерти, которая ее окружает. Отправная точка Долгаревой – это реальная травма, а не психосоматика.

Возникает второй забавный вопросец: а так можно было? Да, можно было! Можно было и раньше отдать поэтов своему народу – для духовного просветления, для сравнения низкой телемазни, формалистической стихотворной зауми, элементарной неспособности создать что-то, пробивающее сердца (это не относится к Полозковой) – для сравнения пустоты и работы со смыслами, как это веками подобало русской литературе. А можно еще спросить: когда закончится преступное бездействие Департамента печати Минцифры в отношении литературного процесса, востребованного народом здесь и сейчас, в условиях проведения СВО? А нельзя политикам что-нить придумать, чтобы спросить с чиновника, двадцать лет держащего поэзию в дальней камере шлиссельбургской крепости, как какого-нибудь Ивана Антоновича, чтобы все уверовали, что ее, современной русской поэзии, и косточки сгнили, и не было вообще такой тут никогда. Вот так прямо все эти вопросцы и задать: что ж это Вы, Владимир Викторович, рассказывали про отсутствие спроса на поэзию, про неликвидные поэтические сборники, про законы рынка, про гений Быкова, которого только и надо отправлять всюду представлять русскую литературу? Все эти ДК «Рассвет», отказы предоставлять площадки патриотическим авторам на книжных ярмарках, невозможность издать и поставить такую поэзию на полки магазинов, умиленное сливание всего остатка нереализованного годового бюджета на нон/фикшн, где не дают презентовать книги Караулова, Ревякиной, Старушко, потом, скрипя зубами, уступают, но дойдет до дела в декабре – непременно сделают какую-нибудь пакость, – всё это деструктивная культурная политика, проводимая Роспечатью и ее последствия. Но это не оплошность, это саботаж. Наши прадеды поняли бы это на раз. А мы пожимаем плечами, зная, чем закончил Иван Антонович.

Не понимаю также, почему бы этому прекрасному Департаменту, у которого у единственного в анамнезе руководство литературным процессом, хоть разок не собрать литературную общественность из всех Союзов писателей, как на знаменитом Собрании 2013 года. Для отчета и ответов на вопросы. А мы придем с депутатами, чтобы сразу депутатские запросы строчили. Соберите не АСПИ, и прочие структуры, в которых всё те же лица, а, скажем, лидеров мнений, издателей и писателей Русской весны, военкоров? Слабо?
Не может же быть такого, чтобы десятилетиями чиновник считал, что сфера его деятельности – это его частная лавочка. Не в том смысле, что в литературном поле ничего вообще не происходит, а в том, что реализуются только вкусы, предпочтения и проекты только этого чиновника или его кураторов. Это вопрос общий, бездоказательный, потому что кое-что для отмазки делается, а остальные проекты в литературе – безобидные и вне идеологии, какими они и бывают в грантовой системе координат.

А давайте еще об одном задумаемся. Вот есть минкульт, который литературой не руководит. Есть структуры в области культуры в субъектах – одни из них региональные, другие – в подчинении минкульта. У Департамента печати Минцифры таких структур в регионах нет. Поэтому, по сути, Департамент (или бывшая Роспечать) отвечает лишь за большие федеральные литературные проекты. Что им отдельные какие-то поэты Русской весны или старшие поэты, о которых вообще все забыли… Но это не всё. Литературным процессом в субъектах рулят тоже местные структуры минкульта или региона. Оттуда же получают бюджеты. Ничего не кажется странным? Особенно если учесть, что минкульт за литературу не имеет права ни с кого спрашивать, поскольку это не его ведение?

Так и живем.

Мария Ватутина

Мария Олеговна Ватутина - поэт, прозаик, журналист, редактор, драматург. Член Союза писателей Москвы. Окончила МГЮА, Литературный институт им. А. М. Горького. Работала юристом, адвокатом, журналистом, главным и выпускающим редактором, завлитом МХАТ им. М. Горького. Автор 14 книг. Лауреат премии «Antologia» журнала «Новый мир», Международной Волошинской, Бунинской премии, премия «ПАРАБОЛА» и др. Победитель Первого Всероссийского турнира «Красная площадь. Время поэтов» и обладатель титула «Голос нашего времени». Участница многочисленных фестивалей, ведущая мастер-классов, гость образовательного центра "Сириус", член жюри литературных конкурсов и премий. Участник Российского литературного собрания и встречи литераторской общественности с В. В. Путиным - 2014 г. Участница легендарной студии "Луч" при МГУ Игоря Волгина Луч (литературная студия), а также поэтических вечеров студии в историческом здании МГУ в разные годы. В МХАТ им. М. Горького состоялся спектакль по стихам Марии Ватутиной в рамках проекта "Сезон стихов" и постановка «После кино…» по военной лирике.

Recent Posts

Кто будет следующим после Украины: Запад готовится к российской «СВО 2.0»?

Европа и США переходят в режим «предвоенной реальности»

6 часов ago

Федор Емельяненко о СВО: «Мы братские народы поддерживаем, а воюем мы – с фашистами»

Он рассказал, что каждое воскресенье ходит в храм и молится, чтобы конфликт завершился и у…

12 часов ago

Си, Макрон и Урсула поговорили. О чём-то даже, возможно, договорились

Но аналитики считают, что Россию эти трое должны среди прочего обсудит

12 часов ago

Шмыгаль на пороге НАТО, но дверь закрыта

Шмыгаль ждет, что на июльском саммите НАТО им дадут ответ на заявку по вступлению в…

13 часов ago

Польский судья просит политического убежища в Белоруссии

В Минске Шмидт устроил пресс-конференцию, где подписал заявление об отставке

13 часов ago