«Все туристы, которые приезжают в Великий Новгород – замечательные люди»: интервью с Мариной Лебедевой, директором «Красной Избы»

Новгородцы делятся на два типа. Первый знает «Красную Избу» и безоговорочно её любит. Второй – не знает, чем «Изба» занимается и поэтому пишет в интернете всяческий поклёп про ненужность этого учреждения и его несовременность. А между тем «Изба» – один из главных двигателей туризма в Великом Новгороде.

«Ваши новости» решили поговорить с Мариной Лебедевой, руководителем «Красной Избы», и узнать, какую роль туристический центр играет в жизни новгородцев и гостей города и как вообще обстоят дела у Великого Новгорода с туризмом:

Марина Александровна, Вы уже семь лет руководите «Красной Избой». С момента вашего прихода что-то изменилось в туризме, в работе учреждения?

– На мой взгляд, конечно, многое поменялось. Вообще поменялся туризм: и в России, и в мире. Изменились тенденции – если раньше преобладали организованные группы, организованные туристы, то сейчас это в первую очередь индивидуальные туристы. «Красная Изба» за эти годы тоже изменилась. Мы поменяли принципы работы и способы привлечения туристов в наш город. У нас появились интересные проекты, связанные с развитием гастрономического туризма. Мы взяли направление, которое, на мой взгляд, успешно работает – продажа новгородских гастрономических сувениров. Этот тренд, который начала «Красная Изба», затем подхватили многие магазины и рестораны.

Что ещё поменялось? Главное – не поменялись люди. И не поменялось их отношение к работе: в «Красной Избе» практически нет текучки, есть костяк, который несёт на себе 16-летнюю историю «Красной Избы» и её традиции.

Мы – первый туристский информационный центр в России, и являемся в какой-то степени законодателем качества обслуживания туристов. В прошлом году мы выполнили все критерии на соответствие ГОСТу по туристическим информационным центрам, который был принят в 2015 году. В 2016 году мне было очень приятно получить диплом-свидетельство о том, что «Красная Изба» входит в десятку лучших турцентров России, из рук заместителя министра культуры Российской Федерации Аллы Маниловой.

JlfAYKFvTHs

«Красная Изба» – это живой организм, который держит руку на пульсе туризма и каждый день меняется, уверена, только в лучшую сторону.

Кто приезжает в Новгород? Как бы выглядел усредненный портрет нашего гостя?

– Начнём с того, что все туристы, которые приезжают в Великий Новгород – замечательные люди. Они сделали правильный выбор, когда выбрали Великий Новгород среди других городов России, поэтому они уже изначально молодцы.

В 2016 и в 2017 годах мы делали большое анкетирование среди туристов. Нам помогали гостиницы и рестораны, мы распространяли анкеты на английском и русском языках, чтобы выяснить: кто этот турист? Кто эти люди? По результатам выяснилось, что это молодые, энергичные люди – от 30 до 45 лет, активная прослойка населения. В основном это туристы, путешествующие с семьёй, 3-4 человека: 2 взрослых и 1-2 ребёнка. И это жители России: на первом месте, 70%, жители Санкт-Петербурга, на втором – Москвы. Остальные регионы мы не рассматриваем, потому что это очень маленький процент, но в принципе – вся Россия побывала у нас в гостях. Туристы приезжают в среднем на два-три дня: пятница, суббота, воскресенье. Приезжают в Великий Новгород за культурным наследием, за объектами ЮНЕСКО, за культурно-познавательным туризмом. Главные точки притяжения – Кремль, Ярославово Дворище, Софийский собор, Рюриково городище, то есть, в принципе, всё, что связано с историей России. Вот он – средний портрет людей.

Календарь событий Великого Новгорода и Новгородской области с каждым годом расширяется и становится всё более интересным. Я думаю, что через несколько лет мы получим пласт российских и иностранных туристов, которые будут приезжать на конкретные событийные мероприятия. К примеру, на Ганзейскую неделю, которая масштабно проходит с 2016 года.

 BOS1623

А как часто к нам приезжают гости из зарубежья?

– Они приезжают так же, как и российские – каждый день. Например, в 2017 году общее количество туристов составило 236 615 человек, из них иностранных туристов 51 500 человек (рост турпотока – 15% по сравнению с 2016 годом).

На первом месте у нас Китай, на втором – Германия. Почему Китай, я думаю, понятно. По поводу Германии: мы говорим о том, что Великий Новгород – Ганзейский город, и мы проводим рекламную компанию в рамках Международных Ганзейских дней. Большое количество туристов благодаря этой рекламе приезжает из Германии в Великий Новгород именно за Ганзейской историей (3-4% от общего турпотока иностранных туристов).

Ежегодно поток иностранных туристов в Великий Новгород увеличивается. «Красная Изба» готова к встрече не только россиян, но и гостей из-за рубежа. Наши сотрудники говорят на иностранных языках, все информационные материалы представлены на двух-трех языках, главный портал для туристов Visitnovgorod работает на русском и 8 иностранных языках, туристская навигация по городу также выполнена на русском и английском языках.

 BOS1612

Вы семь лет в кресле руководителя. Годы кризиса пришлись на момент Вашего руководства. Сказался ли как-то кризис на туристическом потоке?

– Мы говорим сейчас про кризис доллара? У многих жизнь разделилась на евро до 45 рублей и после. И мы понимаем, что для российских граждан это не прошло бесследно, как и для иностранцев. Кризис действительно был, но в нашем случае я бы не сказала, что это был кризис.

Уменьшившийся поток иностранных туристов был компенсирован на тот момент увеличением потока российских туристов, то есть внутренний туризм просто взорвался – в хорошем смысле. Россияне поехали по России, что отрадно.

Во время кризиса про нашу страну говорили много плохого за рубежом, и понятно, что спад потока иностранных туристов был вызван этим. Но со временем иностранцы начали понимать, что в Россию приезжать безопасно и с новым курсом евро очень дёшево. И благодаря этому со временем поток иностранных туристов выровнялся и сейчас стабильно увеличивается в среднем на 5-7%.

Что бы ни говорили по телевидению, люди общаются между собой в соцсетях с родственниками, знакомыми, друзьями. И понимают, что Россия – это хорошая, спокойная страна, в которой можно прекрасно провести время, и особенно – в Великом Новгороде.

 BOS1573

Звучит так, как будто бы кризис дал толчок внутреннему туризму.

– Кризис в данном случае – как стресс. Стресс бывает положительным, бывает отрицательным. Для туризма кризис был с положительной окраской. Во-первых, россияне узнали страну, узнали про Великий Новгород.

Во-вторых, активно поехали школьные группы, политика государства была направлена – и до сих пор направлена – на то, чтобы россияне знали собственную страну. И новогодние праздники, прошедшие в Великом Новгороде, показали, что наш город очень нравится туристам, было много гостей из других российских городов, которые приехали первый раз. Отмечу, что у нас большой процент возвратности, то есть люди любят возвращаться в Великий Новгород.

В принципе, по сравнению с другими российскими городами, даже по количеству обслуженных гостей силами туристского информационного центра в 2017 году, Великий Новгород оказался в тройке лидеров по стране. На первых местах – Казань и Санкт-Петербург. То есть мы говорим о том, что туристов много, и большинство из них знает, что такое туристский информационный центр, зачем в него обращаться и чем он может быть полезен в путешествии.

 BOS1589

Туристы приезжают во всё большем количестве, в этом есть заслуга «Избы»? Что вы делаете для привлечения и возврата туристов?

– Да, в этом есть заслуга «Красной Избы», в равной степени, как и других учреждений турсферы. Но исторически сложилось так, что именно «Красная Изба» стала лицом города для потенциальных гостей и для тех, кто уже приехал в Великий Новгород. Это большая честь для нашего учреждения. Каждый день мы чувствуем ответственность, которую несем перед туристами, которым рассказываем о нашем городе и перед самим городом, в который мы приглашаем гостей.

«Красная Изба» работает без обеда, праздничных и выходных дней. Всё сделано для того, чтобы гостям было комфортно. Туристы могут не только зайти к нам, но и уточнить информацию по телефону или через интернет. Как правило, это запросы о том, что посмотреть, что интересного посоветуете, какие 10 объектов я должен обязательно увидеть в Великом Новгороде, вопросы по размещению, по питанию, в каком банке выгодно поменять валюту. И на все вопросы мы оперативно и компетентно отвечаем.

 BOS1621

Чем «Красная Изба» может быть интересна для новгородцев?

– Хочу отметить, что новгородцы знают и активно обращаются в «Красную Избу». Ко многим приезжают друзья, знакомые, и новгородцы обращаются к нам, потому что знают, что мы можем помочь. Люди начинают покупать сувениры и затем переходят к вопросам об экскурсиях, размещении, питании. Многие приходят за бесплатными картами и путеводителями, чтобы путешествовать по городу со своими гостями. Часто звонят и спрашивают о мероприятиях и экскурсиях в ближайшие выходные. Новгородцы очень активные и любят посещать музеи, культурные мероприятия, выставки. На сайте Visitnovgorod много заходов именно из Великого Новгорода. «Красная Изба» полезна как туристам, так и новгородцам!

Есть уже какие-то планы на 2018 год?

– Планы есть всегда, куда без них! Но главное – продолжать начатое, привлекать туристов в наш город, увеличивать турпоток. Впереди очень интересный год, мы запланировали представление турпотенциала города в Москве, Пскове, Санкт-Петербурге, Вологде, на международных Ганзейских днях в городе Росток (Германия) и, конечно же, традиционно уже в VII раз проведем Международный Гурмэ-фестиваль.

Марина Александровна, расскажите, а что вообще привело Вас к должности директора «Красной Избы»?

– До прихода в Красную Избу я работала в комитете культуры и туризма Новгородской области, в управлении развития туризма. С «Красной Избой» я тесно сотрудничала и всегда удивлялась высококлассной работе этого учреждения.

Но я никогда не думала о том, что я когда-нибудь буду работать в «Красной Избе», а тем более, в статусе руководителя. И когда руководство Великого Новгорода остановило свой выбор на моей кандидатуре, не могла поверить до последнего, очень волновалась, понимая, что руководить первым туристским центром страны – не только большая честь, но и колоссальная ответственность.

Марина Александровна, как думаете, в чём главный секрет Вашего успеха в качестве руководителя?

– Мне очень повезло с коллективом. Я встретила людей, которые меня поддержали в момент прихода в учреждение, помогли, многому научили. Спустя годы, я уверенно могу сказать, что сотрудники «Красной Избы» для меня не только коллеги, за эти годы мы стали настоящей семьей, настоящей командой, которая вместе, как говорят и в горе, и в радости.

0IMG 9943 1 s

Фотографии 2 – 6: Ольга Батрак, остальные – из личного архива Марины Лебедевой.