Малькевич ностальгирует по Новгородчине и предлагает пустить в наш телевизор курицу, чтоб та публично несла яйца

Известный медиаменеджер и экс-руководитель Новгородского областного телевидения, а ныне генеральный директор АО «Омские медиа» (12 канал - Омск) и член Общественной палаты Российской Федерации Александр Малькевич  ответил на вопросы интернет-издания «Ваши новости». Видео-звонок в мессенджере «Фейсбук» раздался 15 января 2018 года в 19.00 по московскому времени и в 22.00 по омскому. Беседовал Владимир Львовский.

– Александр Александрович, «Ваши новости» в моём лице приветствуют Вас! Вы много перемещаетесь по стране. Как привыкаете к смене часовых поясов?

– Привык за три с половиной года. Удобно по утрам в Москву летать на совещания: во сколько вылетел – во столько и прилетел. Но основное время у меня омское. 

– А помните Вы новгородское время, когда работали у нас?

– Конечно. Два года, девять месяцев и семь дней. Очень много интересных проектов было сделано – ярких, с обратной связью со зрителями. 

У круглосуточных региональных ТВ-каналов есть возможность обратной связи – прямые эфиры, да и сами программы, ведущих которых знают, им могут написать, позвонить, вызвать, в конце концов (да, история про «письмо позвало в дорогу» в России работает до сих пор).

Кроме зрителей, наши программы и профессионалами были отмечены. В 2012 году я стал лауреатом XII Национальной премии в области медиа-бизнеса «Медиа-менеджер России» («За реализацию успешных социально-значимых проектов на региональном телевидении» – прим. редакции). Ещё и Золотого Орфея наш НТ получил в 2012 году, победив в телевизионном конкурсе «ТЭФИ-Регион» в номинации «Ежедневная информационная программа» («для городов с численностью населения до 300 тысяч» – прим. редакции). Я люблю Великий Новгород. Мне было комфортно здесь – и жить, и работать. Душевно – и земля намоленная, и люди хорошие. И много знакомых осталось. 

Малькевич6

– Вы следите за тем, что у нас в Новгородской области происходит? 

– Слежу, конечно, это громко сказано; так, в полглаза, но – в курсе. И с «Вашими новостями» меня связывают и добрые отношения, и теплые воспоминания. Достаточно сказать, что мое «прощальное» интервью в декабре 2012 года я дал именно этому ресурсу. И, в общем-то, о новостях региона, ставшего для меня практически родным, я узнаю на vnnews.ru

– А Вы в курсе проблем Новгородского телевидения? Знаете, что ему не хватало средств и нынешнее руководство телеканала даже объявляло о возможном закрытии? 

– Ну, я знаком с руководителем АИК (Областное государственное автономное учреждение «Агентство информационных коммуникаций» – прим. редакции), мы встречались в октябре в Питере на Форуме СМИ Северо-Запада. Некорректно мне, одному из его предшественников, давать какие-либо оценки, я считаю. 

Насколько я понимаю, вопрос о закрытии не стоял. Мне показалось, что речь больше шла о том, чтобы привлечь внимание общественности и учредителя к проблемам, которые есть. Это можно делать разными способами. Обычно (в разных регионах) практикуется аппаратно-кулуарное решение. Но если он добился его публично, тем самым решив вопрос, – то всё правильно. Других оценок не даю. В бытность своей работы в Новгороде мне запомнилось выражение «борцы без отрыва от монитора». Их хватало и тут, да и в других регионах они есть – и Омск не исключение. 

Люди, назовём их так, блогеры, которые знают, как «оно должно быть». Они будут давать оценки, советы, что должен делать тот или иной руководитель. Но известно, что каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. У нас так исторически повелось, что в футболе, хоккее, политике и СМИ все разбираются. Как бы…

Малькевич3

– Хотел Вас ещё поздравить с высокой наградой: Вам присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры. Но, по моим наблюдениям, после очередной награды Вы меняете регион…

– В Омске, после первого полугодия работы, меня постоянно «провожают». Что тут ещё сказать? Регион четвертый год подряд находится в фазе избирательной кампании; по мнению «блогер-стратегов», я должен был уехать после каждого сентября. Один из известнейших омских интернетчиков у себя в ЖЖ целый прощальный пост мне посвятил https://omchanin.livejournal.com/1871164.html
Кстати, довольно теплый. Но я пока здесь, жарюсь под сибирским солнцем, ведь Омск – один из самых солнечных городов России.

– Спрошу у Вас совета как у телеорганизатора: есть ощущение чего-то нового, что должно сейчас появиться. Новый формат? девайс? 

– Ну сейчас секретными наработками, понятно, никто не поделится. Вот знаете, в чём основные проблемы региональных СМИ? Их несколько. Говорю ответственно, как человек, который в Общественной палате России «ведет» тематику региональных СМИ.

Первое. Есть очень жесткие проблемы в плане курирования. Не очень компетентные люди навязывают журналистам своё видение – это и «кураторы», и учредители. Они не разбираются «в теме», но диктуют, как должно быть.

Второе – это, конечно, недостаточное финансирование. Очевидно ведь, что вначале нужно вложиться в дело и технологии, построить что-то современное – а потом, модернизировав, «ужиматься». Причём те, о ком я говорил как «первое», приходят со словами: мы в следующем году сокращаем финансирование на 20% - и точка. Мол, крутитесь, как хотите. Сначала должны быть деньги – потом стулья. У нас же в половине регионов развития нет – есть только медленное угасание. 

Ну и третье. В регионах без конца проходят выборы. Это давит. У тебя есть какой-то яркий проект - творческий или административный, а тебе говорят «сверху»: нет, подождите, сейчас не время, после выборов займемся. А вот прямо сейчас, согласно пункта первого, просят ещё обслуживать их интересы... корявыми «указивками» роняют рейтинг. Вот три проблемы, которые взаимосвязаны. 

Малькевич2

Тема региональных СМИ очень болезненная. В любом случае всё всегда зависит от учредителя. Если дают возможность творить, то это очень важно. В Омске мне в этом плане повезло. Здесь очень большая свобода творчества. И те награды, о которых мы упомянули, – это как раз за проекты, когда мне никто не мешал делать то, что я считал необходимым и важным. Интересно получается – в Сибири, там, где центр России, свободы больше, чем на Родине Российской государственности.

– И каким же Вы видите будущее регионального телевидения?

– Региональное телевидение – самое близкое к людям «на местах». Жители обращаются именно к нам со своими горестями и радостями. Они едут не на большой канал, а на свой родной. То, что происходит где-то в Марёво, они с нами решают. Кто будет биться за дорогу в дальнем районе, пиарить талантливого школьника оттуда? Малахов?!..

Региональные СМИ нужны, и совершенно незаслуженно их тюкают. Если учредитель готов к экспериментам, готов к инвестициям в современные технологии и не будет досаждать мелкими придирками или требовать, чтобы шла примитивная агитка, то всё работает. И в выигрыше будет сам регион, потому что проекты, которые бы пиарили тот или иной субъект Российской Федерации, могут быть реализованы только в региональных СМИ.

Про Родину Российской государственности у меня было несколько идей. Работая на Кавказе, реализовывал проект «Лица кавказской национальности» - про Гамзатова, Эсамбаева, Темирканова, Гергиева, Газаева… Везде есть те, кем можно и нужно гордиться! Региональные СМИ – это тот канал, через который можно эффектно, эффективно и талантливо продвигать подобный позитивный пиар территории. В том числе повышая уровень социального самочувствия людей, живущих в конкретном регионе.

Да и специалистов нужно где-то готовить – тех, кто хочет реализовать себя на телевидении. В региональных СМИ много путей для реализации. Важно, чтобы эта «курица несла яйца». Иногда же, увы, бывает желание вышестоящего начальства «пустить курицу на мясо»... И что потом? Это же всего «прием пищи» на 1-2 раза, а потом ничего – мрак и пустота. В Карелии вот в 2015 году «грохнули» правительственный телеканал «Сампо» и?... В этом будут возрождать снова, строить с нуля. 

Малькевич5

Сегодня региональные СМИ – это оптимальная и даже в чем-то идеальная модель возможности «выпуска пара» для людей. И это невозможно сделать в рамках больших «федеральных историй». Просто потому, что в нарядной студии в Останкино будут говорить о жизни какой-нибудь очередной «шурыгиной» (и лепить из нее, может быть, сами того не желая, пример для подражания – и легкого заработка), а в студии региональной, пусть и скромной – о том, какие улицы отремонтировать этим летом или о том, где поставить памятник великому земляку. И любой зритель сможет и позвонить в эфир (и высказаться!), и проголосовать – и его мнение будет учтено, а голос – услышан.

Сегодня мы столкнулись с вами с тем, что существующая модель больших федеральных СМИ, модель «Большого Телевидения» исключила самих жителей из медиапространства. Другими словами, столичные теленачальники, которые сидят в высоких московских башнях из стекла, во всех смыслах слова оторваны от реальной жизни. Они сами для себя выдумывают «картинку», тасуют с канала на канал одних и тех же героев, причем это происходит как в развлекательных передачах, так и в политических. Пропасть между московскими СМИ и регионами все увеличивается и увеличивается. При том, что интересы большинства людей давно сузились до периметра своей квартиры. Давайте уже это признаем! Человека волнует то, что происходит вокруг него, а не «где-то там». Его улица, его дом, его подъезд, его трубы, наконец. Об этом и нужно рассказывать.

– Александр Александрович, благодарю Вас за откровенность, «Ваши новости» надеются, что и в дальнейшем будем так продуктивно общаться, спасибо Вам за беседу!

Использованы фотографии из личного архива Александра Малькевича.