Как новгородская «Ласточка» превратилась в электричку?

На протяжении нескольких недель в региональных СМИ активно обсуждают увеличение стоимости проезда в поездах «Ласточка» сообщением Санкт-Петербург – Великий Новгород.

Изменение цены произошло существенное: почти в два раза. Дело дошло до того, что на Change.org активные граждане создали петицию, в которой требуют отменить резкое повышение стоимости билетов на «Ласточке».

Для того чтобы разобраться в ситуации, «Ваши новости» решили обратиться в «Северо-Западную пригородную пассажирскую компанию».

О том, что теперь будет с «Ласточкой», как устроены пригородные перевозки, как согласовываются с регионами и формируются тарифы и кто виноват в подорожании «Ласточек» нашему изданию рассказал заместитель генерального директора ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» по пассажирской работе Сергей Максимов.

- Итак, с 12 января обслуживание новгородской «Ласточки» перешло к «Северо-Западной пригородной пассажирской компании». Билеты подорожали. Почему было принято такое решение, если в итоге страдает бедный пассажир?

- Действительно, до недавнего времени перевозки электропоездами «Ласточка» по маршруту Санкт-Петербург – Новгород-на-Волхове были в компетенции Дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД». Но данный маршрут курсирования был для них экономически неэффективным.

Однако компанией было принято решение не отменять курсирование поездов «Ласточка» на маршруте Санкт-Петербург – Новгород-на-Волхове, а передать их обслуживание с 12 января 2017 года в ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания».

Две пары поездов «Ласточка» вошли в итоговый заказ Департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области на 2017 год.

- То есть теперь «Ласточка» по статусу – электричка?

- Да, совершенно верно. Поэтому тарифы на проезд в данном случае устанавливаются субъектом федерации – Новгородской областью.

- В нашей стране пригородные поезда были и остаются одними из самых востребованных. При этом пригородный комплекс периодически лихорадит: то регионы средств на компенсацию убытков не выделят, то заявят, что автобусы выгоднее электричек, то цены на билеты, как в случае с новгородской «Ласточкой», поднимутся. А пассажиру остается гадать: кто же в этом виноват?

- К сожалению, в сознании среднестатистического россиянина в этом виноваты железнодорожники. Но подчеркну, что за финансирование пригородных перевозок отвечают регионы. С точки зрения реформирования железных дорог, пригородные перевозки были выделены в отдельный вид деятельности, чтобы не было перекрестного субсидирования между грузовыми перевозками, и вообще пассажирскими. Точно также, как и дальние перевозки были выделены в отдельный вид деятельности.

Принцип функционирования пригородных перевозок в настоящее время следующий. Говоря простым языком: субъекты федерации, исходя из средств заложенных в региональном бюджете, формируют транспортный заказ и заказывают у пригородных компаний маршруты и частоту движения пригородных электропоездов.

Государственное регулирование деятельности перевозчиков регионы осуществляют посредством установления тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров, как правило, ниже экономически обоснованного уровня. И вот эта разница между экономически обоснованными затратами и тарифом, установленным для населения, как раз и подлежит возмещению из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сами ППК в конце года рассчитывают экономически обоснованный уровень тарифа, исходя из затрат на организацию транспортного обслуживания, и подают на регулирование в субъект федерации, регион в свою очередь принимает решение об установлении того или иного предельного уровня тарифа для населения на следующий календарный год, обязуясь в свою очередь компенсировать выпадающие доходы перевозчика, при возникновении таковых.

- С тарифами и их регулированием – понятно. Но есть еще вопрос, волнующий многих: повлекла ли смена перевозчика «Ласточки» какие-то положительные изменения для пассажиров?

- Безусловно. К примеру, теперь у «Ласточки» появилось больше остановок на территории Новгородской области, и жители этих населенных пунктов могут совершать поездки в более современном и комфортном подвижном составе.

При этом тариф идентичен тому, по которому курсировали обычные пригородные электрички (на территории области он установлен в размере 3 рублей 50 копеек за один километр).

Другими словами, условия поездки значительно улучшились, без повышения стоимости проезда непосредственно по территории области.

Помимо этого, пассажиры, обладающие правом льготного проезда (региональные льготники со скидкой – 50%, федеральные льготники – 100%) имеют право льготного проезда при следовании в поездах по этому маршруту.

Дети до пяти лет имеют право бесплатного проезда в пригородных поездах, без оформления проездного документа.

Студенты и обучающиеся, приобретающие проездные документы на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в направлении Новгорода, туда и обратно могут воспользоваться правом льготного проезда (со скидкой 50%), предоставленного субъектами Российской Федерации.

- Увеличилось ли время в пути? Ведь добавились остановки.

- В целом, нет. «Ласточка» ходит в среднем 2 часа 57 минут - 3 часа 24 минуты.

- Тогда в завершении: как в целом складывается ситуация с организацией пригородного железнодорожного сообщения на территории Новгородской области?

- Могу сказать, что на сегодняшний день взаимоотношения с региональными властями всех субъектов РФ в зоне обслуживания пригородной компании выстроены конструктивно. Мы тесно взаимодействуем по вопросам транспортного обслуживания, тарифообразования, субсидирования пригородных пассажирских перевозок, развития клиентоориентированных проектов.

В общей сложности за 2016 год Новгородская область компенсировала потери в доходах перевозчика (ОАО «СЗППК»), возникшие в результате государственного регулирования тарифа на перевозки, порядка 44,4 млн рублей.

В соответствии с договорами на транспортное обслуживание населения пригородным железнодорожным транспортом размеры движения по территории Новгородской области в 2016 году в графике движения поездов среднесуточно составляли 11,1 пар поездов, что на 13% больше уровня прошлого года.

В настоящее время договор заключён договор на 2016-2018 годы.

Фото из архива нашего издания, а также предоставленные СЗППК