Денис Казаков («Россельхозбанк»): «Люди, работающие на земле, не могут быть пессимистами»

Недавно в Великом Новгороде состоялось совещание фермеров, на котором побывала и я. Рядом со мной сидел незнакомый деловой человек, на земледельца не очень похожий, который с большим интересом слушал и впитывал все происходящее, делал записи, участвовал в общении. Но вот и ему пришло время выступить, он направился к трибуне, и я поняла, что мой сосед никто иной, как директор Новгородского регионального филиала Россельхозбанка Денис Казаков.

Мне понравилось выступление Дениса Михайловича и то, как он общался с людьми. И мне захотелось поговорить с этим современным менеджером, который так хорошо разбирается в тонкостях сельского хозяйства и готов лично вникать в проблемы каждого клиента независимо от статуса, амбиций и возможностей человека. Правда, как оказалось, в тонкостях земледелия и скотоводства он стал разбираться не так давно, и учится до сих пор. Но об этом позднее в нашей беседе. 

И вот мы с фотографом Алексеем Мальчуком в кабинете здания Россельхозбанка на улице Большой Московской.

Как оказалось, Денис Михайлович приехал в Великий Новгород из далеких краев – он родом с Камчатки. В Петропавловске-Камчатском и началась его карьера. В банковской сфере он прошел путь от специалиста кредитного отдела коммерческого банка, обязанности которого начал исполнять еще в студенческие годы, до руководителя регионального филиала. Работал в различных банковских направлениях, реализовал амбициозный проект по развитию на Камчатке системы банковских карт.

«Мы были одним из первых банков, кто начал не только активно осуществлять эмиссию международных карт «Visa» и «MasterCard», но и устанавливать банкоматы, расширять инфраструктуру точек приема карт, - вспоминает Денис Михайлович. – Это было очень интересно. В 2001 году немногие еще понимали, зачем нужна пластиковая карта. Я приходил в магазины, рассказывал, что это дополнительный инструмент, чтобы привлечь держателей карт. Тем более, что Камчатка – туристический край, куда приезжает много японцев, американцев, которые привыкли оплачивать картами».

В итоге увлеченный своей профессией молодой специалист дослужился до позиции вице-президента в местном коммерческом банке, затем несколько лет занимал одну из руководящих должностей в камчатском Сбербанке. В апреле 2011 года он переехал в Новгородскую область, где трудился по линии корпоративного бизнеса все в том же Сбербанке до мая 2013 года, когда перешел на работу в Россельхозбанк.

- Мне казалось, что после Сбербанка я знаю уже все. Но оказалось, что я ничего не знаю про сельское хозяйство, в этой теме я дилетант и не понимаю многих вещей, - признается Денис Михайлович. – Интересно было во все это погружаться, встречаться с людьми, выезжать на места! Я и сам беру за основу и своим сотрудникам декларирую: ты познакомишься с клиентом и поймешь его только когда съездишь в место, где он ведет бизнес. Мне всегда интересно, как идут дела у наших клиентов.

- Открытость по отношению к клиентам, которую я заметила еще на фермерском съезде, когда Вы предлагали приходить напрямую к Вам в кабинет со своими трудностями, это Ваша личная особенность или элемент корпоративной культуры Россельхозбанка?

- Директора, как правило, стараются общаться в горизонтали - с руководителями крупных агропромышленных холдингов, генеральными директорами, кабинетами во власти. Но не стоит забывать о том, как приятно человеку из крестьянско-фермерского хозяйства пообщаться с директором, который внимательно выслушает, проникнется проблемами и поможет их решить.

Поэтому я никогда не стесняюсь встречаться с представителями микробизнеса, с амбициозными ИП, КФК, не пытаюсь от них дистанцироваться. Думаю, как помочь решить их проблему в рамках наших нормативов и стандартов, привлекаю специалистов подразделений. Дверь моего кабинета всегда открыта для клиентов.

- Меня приятно удивило, когда на том совещании один из фермеров поднялся и сказал при всех, что состоялся как предприниматель благодаря Россельхозбанку. 

- Для меня лучшая благодарность - это обратная связь, полученная от клиента. И это может быть не только похвала, но и критика. Есть интересная книга «Жалоба как подарок», так вот это действительно подарок, когда получаешь обратную связь с критикой и понимаешь, что и где можно поднастроить, улучшить. Такое мы не оставляем без внимания. То, что в наших полномочиях, исправляем на месте, а если это касается вышестоящего головного офиса - мы транслируем туда. И это помогает и упрощает работу.

В Россельхозбанке есть практика – несколько раз в год проходят расширенные заседания правления с участием директоров всех региональных филиалов (сейчас их 77, банк представлен практически во всех регионах страны). В декабре на таком заседании присутствовал министр сельского хозяйства и полномочный представитель президента по ЦФО.

На таких встречах мы даем обратную связь нашему руководству о том, что происходит на местах, подводим итоги, выставляем векторы на будущее, делимся опытом. Это очень конструктивная и позитивная форма общения высшего руководства с руководством на местах. Интересно послушать коллег из других регионов - ведь в каждом своя специфика. 

- Денис Михайлович, насколько я понимаю, у Россельхозбанка, принадлежащего государству, изначально высокая миссия – способствовать развитию агропромышленного комплекса и села в России. Но как это сочетается с необходимостью получать прибыль?

- Это означает, что мы, выполняя свою миссию, должны быть для государства эффективными. Напомню, что весной 2000 года Владимир Путин, в то время исполнявший обязанности Президента России, подписал Распоряжение №75-рп о создании Российского сельскохозяйственного банка – кредитной организации, на 100% принадлежащей государству. Он поставил задачу: сформировать на базе Россельхозбанка национальную кредитно-финансовую систему обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства. И мы до сих пор остаемся в этом статусе в отличие от других крупных федеральных банков - мы единственный уникальный банк в России, который стопроцентно принадлежит государству.

На протяжении всех этих лет остается директива: наш кредитный портфель должен быть сбалансирован в разрезе не менее 70 % - сельхозпроизводителям и АПК, 30% - другим отраслям. Но одна из наших задач, как у любого коммерческого банка - получение прибыли. Поэтому сейчас сфера интересов нашего банка не ограничивается агропромышленным комплексом. Финансовую поддержку могут получить все клиенты с интересными идеями и планами расширить свое дело. Мы открыты и готовы рассмотреть и поддержать любую инициативу. Но вместе с этим, мы предлагаем уникальные продукты, адаптированные под сельхозтоваропроизводителей.

- Например?

- Например, мы кредитуем клиентов под залог будущего урожая. Очень высокий риск – выдавать деньги под то, что еще не выросло, хотя и существуют инструменты страхования таких рисков. Вдруг будет неурожай? Но Россельхозбанк выдает такие полуобеспеченные или не обеспеченные в какой-то части кредиты. Кроме того, банк может брать в залог животных или биомассу рыбы, которая плавает в озере. Только в Россельхозбанке существует специальная формула, как рассчитывается вес мальков, их ценность. В Новгородской области есть клиенты, которые кредитуются по этим программам. В общем, наша линейка продуктов очень специфическая, она адаптирована под потребности и нужды сельхозтоваропроизводителей.

- Сейчас в Вашем круге общения много людей, работающих в агробизнесе. Что отличает их от предпринимателей из других сфер?

- Это люди, сильные духом, оптимисты по своей натуре. Те, кто работают на земле, не могут быть пессимистами. Иначе они этим бы не занимались, ведь агробизнес – самая рисковая сфера деятельности. В нем очень много нюансов, например, погода, на которую никак не можем повлиять. Да, это смелые люди, которые взвешенно подходят к рискам и продолжают работать, несмотря на все катаклизмы и потрясения в экономике. Отрадно, что они и в такое сложное время берут деньги не только на «оборотку», но и на развитие.

- Вот, кстати, расскажите об интересных бизнес-проектах, причастностью к которым гордится банк.

- В прошлом году на большой продовольственной выставке «Золотая осень» в Москве было принято решение о запуске Россельхозбанком большого масштабного информационного проекта «Сделано в России». Его цель – популяризация российской продукции, как предмета гордости, и поддержка отечественного производителя.

Причем мы говорим об этом не только с федерального, но и с регионального уровня. В рамках этого проекта мы в регионе сняли несколько передач о том, что реализуется на территории Новгородской области. Был, например, рассказ о комбинате «Трубичино», который стал нашим клиентом с момента образования филиала. Мы совместно реализовали много проектов. Сейчас у «Трубичино» на территории более 15 гектаров крытых площадей, а прекрасная продукция комбината пользуется стабильным спросом не только в Новгородской области, но и по Северо-Западу.

Был сюжет о крупном производителе молока - ЗАО «Савино». Что интересно – у Александра Викторовича Ремизова есть экспериментальное стадо коров-гольштинок, которые показывают невероятные надои. Если по области средний хороший надой на одну голову это 17-19 литров, то у Ремизова коровы (при определенной технологии кормления, доения, содержания) дают свыше 30 литров.

Рассказали про «Медовый дом» Антона Георгиева. Он очень профессионально организовал работу компании, много сделал для Батецкого района, построил спорткомплекс, помогает школам. Приобрел «Крестецкую строчку» и занимается восстановлением этого уникального производства.

Но мы хотим рассказывать не только о таких крупных проектах, но и о достижениях в мелких личных подсобных хозяйствах, у садоводов, которые выращивают «самую большую тыкву», виноград или арбузы в нашей местности, занимаются селекцией и добиваются интересных результатов и большого урожая.

- Меня всегда очень интересуют такие темы, как символика, корпоративные ценности, философия и культура компаний. Вы не могли бы рассказать, что означает этот штрихкод рядом с фирменным логотипом?

- Действительно, если раньше был круглый логотип с колосом пшеницы, который символизирует надежность и традиции, то сейчас фирменный стиль обогатился дополнительными цветовыми,графическими и композиционными решениями, его продолжает штрихкод с правой стороны в цветовой палитре русского поля. Это разнотравье русского поля говорит о том, что решая задачи в масштабах всего агропромышленного комплекса страны, наш банк с максимальным вниманием относится к интересам каждого клиента.

- В связи с разговором про русское поле и природу вспомнила, что хотела Вас расспросить о карте «Амурский тигр». Расскажите об этом проекте.

- Центр «Амурский тигр» был учрежден в 2013 году, и уже в 2014-м Россельхозбанк для себя принял решение поддержать эту инициативу. Мы подписали соглашение. Если помните, еще за несколько лет до основания центра, Владимир Владимирович Путин дал толчок развитию этого направления – на тот момент популяция амурского тигра была такой минимальной, что возникла угроза потерять это красивое животное. Банк проникся этой проблемой и решил помочь.

В рамках нашего взаимодействия с этим центром был придуман интересный продукт - эмиссия банковской карты, которая так и называется - «Амурский тигр». Она выдается клиенту бесплатно, и с каждой транзакции, то есть с каждой покупки, которую он совершает в торгово-сервисной сети, (подчеркиваю – банк, а не клиент) перечисляет 0,7% от операции в центр.

Все деньги расходуются по прямому назначению (это можно посмотреть на сайте центра), они направлены на восстановление популяции тигров. И мы рады сообщить, что популяция тигров однозначносохранится, и будет расти. Все в надежных руках ученых.

- А новгородцы в этой программе участвуют?

- Да, безусловно. За прошлый год такие карты получили 1077 человек. Все это рабочие карты, по которым люди совершают покупки. Мы очень активно продвигаем эту идею. Это действительно интересно людям, ведь держатель карты ничего не теряет, но при этом вносит свою толику в поддержку амурского тигра.

- Кстати, если говорить о картах, то, как у Вас обстоят дела с банкоматами? Их ведь, кажется, не так много.

- Россельхозбанк сейчас очень активно работает в этом направлении. В прошлом году по сравнению с 2014-м мы в четыре раза увеличили свой объем эмиссии по банковским картам и в этом году хотим увеличить его еще в четыре раза. В связи с этим начали активно расширять свою инфраструктуру через сеть банкоматов и сеть платежных терминалов. Если два года назад их было 9, то сейчас - 43.

Понятно, что это дорогостоящее оборудование, которое требует серьезных инвестиций. И, к сожалению, мы, как и другие банки, тоже сталкиваемся с вандализмом. Но в любом случае, мы понимаем, что наша задача - максимально предоставить клиентам удаленные каналы связи. Интернет-банкинг, банкоматы - очень перспективное направление.

- Расскажите теперь не о пластиковой карте, а вот об этой – настенной, географической. Как я понимаю, эти отметки – офисы?

- Да, это карта с нашими дополнительными офисами. Кроме того, мы единственный банк на территории области, у которого есть мобильный банковский офис. Это такой большой бронированный автомобиль, оборудованный всем необходимым. Там работает консультант, установлен банкомат и информационно-платежный терминал. Автомобиль курсирует по определенному маршруту в районах, где нет наших офисов – в Батецком, Чудово, Шимске и в Волотовском районе.

- Как информируете население о приездах?

- Есть определенные согласованные точки, куда приезжает мобильный банковский офис. Сначала информация размещалась через администрации районов, но теперь жители знают и активно пользуются нашими услугами. Например, у нас в Волотовском районе есть зарплатный проект, и, хотя там нет постоянного офиса, клиенты могут воспользоваться услугами передвижного.

Поддержка жизни на селе – это тоже наша миссия. Мы позиционируем себя как банк, который не только работает с юридическими лицами, но и поддерживает развитие сел и деревень. Мы понимаем, что несем некую социальную нагрузку, поэтому остаемся в таких малонаселенных пунктах, чтобы предоставлять базовый набор услуг населению – это прием платежей, денежные переводы, вклады и кредитование.

- То, что Вы знаете изнутри самые разные направления банковской деятельности, наверное, помогает руководить коллективом?

- Да, я работал и с физическими, и с юридическими лицами, в разных банковских направлениях, так что мне полностью знакома вся эта работа, сам все «пощупал», знаю, как работать «на фронте», общаться с людьми, готовить заявки. Мне все это очень нравится. Понимаю, что если бы у меня был выбор – тихая и спокойная работа с документами или с клиентами, я бы однозначно выбрал коммуникацию, общение. Это сложно, но мне кажется, что это самая интересная работа.

Руководителем я являюсь с 1999 года. Спасибо «Сбербанку» - я попал в первый отбор «Сбербанк 500», где в течение года высокопотенциальных руководителей разного уровня обучают стандартам MBA (магистр делового администрирования). Я проходил различные тренинги, встречался с различными гуру MBA. Эта программа закладывает очень много. Она систематизирует и развивает навыки, которые у тебя есть, дает развитие личностным компетенциям.

- Уверена, что эти опыт и знания помогли Вам сформировать сильную команду в Россельхозбанке.

- Что касается команды, то от нее зависит очень многое. Если с тобой нет хорошего кадрового состава и хорошей надежной команды – ты ничего не добьешься.

За последние два года мы существенно обновили команду. У нас много молодежи, в том числе, и на руководящих должностях. Все сотрудники интересные, амбициозные, средний возраст – 34 года. Но, естественно, мы не забываем и про старшее поколение, перенимаем у них опыт.

Инвестируем в знания сотрудников, понимая, что без этого нельзя быть конкурентноспособными. У Россельхозбанка есть корпоративный университет в Санкт-Петербурге. Туда на учебу постоянно ездят специалисты разного уровня - и руководители, и вновь набранные сотрудники, которые проходят тренинги. 

- Сейчас все так активно развивается - информационные технологии, гаджеты...

- Но помимо IT, самая главная вещь – развивать в людях правильное умение коммуникации, личностные качества, дать им платформу для саморазвития.

На наших мастер-классах проходят тренинги, где сотрудников учат продавать, создают нестандартную конфликтную ситуацию, из которой надо деликатно и дипломатично выйти. Вырабатываем в них стрессоустойчивость, клиентоориентированность, учим работать с жалобами и возражениями, обучаем их, как правильно аргументировать, как правильно слушать.

- И у специалистов в районах тоже такая возможность есть?

- Да, мы не забываем про них. Они работают с населением, как мы говорим, «на фронте», то есть на линии: встречают клиентов своей улыбкой, когда люди заходят в офис открыть вклад, пополнить свой счет, оплатить квитанцию. Все сотрудники проходят обучение, в том числе знакомятся с деловой культурой и корпоративной этикой.

У любого нашего сотрудника, который подает надежды, есть перспектива карьерного роста.

- А лично Вы сами продолжаете учиться?

- Саморазвитием надо заниматься постоянно. Если этого не делать, то начнешь стагнировать, закостенеешь. Поэтому всегда нужно двигаться, перемещаться с какой-то горизонтали на горизонталь, вертикаль... Не надо бояться иногда сделать шаг назад, чтобы отойти, посмотреть и осмыслить.

- Важно, чтобы работа приносила удовольствие.

- Да, она должна нравиться. И когда я пришел работать в Россельхозбанк, то почувствовал это удовольствие - когда встаешь утром и хочется поехать на работу.

- Не могу не спросить: Камчатка – это такая красота, грандиозные пейзажи... Как Вам после такого жить на Северо-Западе? Я говорю о нашей природе и погоде.

- Иногда я очень сильно скучаю по красивым зимним солнечным дням Камчатки, где много снега и процентов на 90 - солнечные дни, а Северо-Запад давит своей серой погодой... Но я приехал в Великий Новгород в начале апреля 2011 года. На Камчатке в это время лежали двухметровые сугробы, а тут стояла весна. Мне это понравилось. В Новгороде мне очень нравятся все времена года, кроме зимы.

- Возвращаясь к коллективу. Как я понимаю, в основном в Россельхозбанке работают женщины, а это значит, представители Вашего коллектива часто уходят в декрет, занимаются детьми.

- Да, более 80 процентов это женщины. Стоит отметить, год от года семья Россельхозбанка растет, у нас рождается много детей, образуются семьи и это радует. Наш коллектив - это живой организм, который живет и развивается. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить наших сотрудниц, а также коллектив и всех читательниц «Ваших новостей» с 8 марта.

- Спасибо, Денис Михайлович! Весна уже совсем близко... Что Россельхозбанк в связи с этим радостным событием предлагает фермерам?

- Уже сейчас надо готовить технику, семена, удобрения. Мы предлагаем интересный и актуальный продукт — кредит на сезонно-полевые работы. Он подразумевает, что деньги выдаются на очень широкий спектр целевого использования – это покупка семенного материала, удобрений, запчастей для тракторов, ГСМ и т. д. Учитывая важность и значимость такого продукта для тружеников села, в банке создан Штаб по финансированию данного направления, сокращены сроки рассмотрения заявок (максимально установленный срок – 5 дней).

Кроме того, введены в действие стандартизированные кредитные продукты для клиентов с небольшим объемом выручки. Главные преимущества этих продуктов - упрощенная схема принятия решения по заявке, гибкость в подходах к залоговому обеспечению, скорость рассмотрения.

Драйвер роста - это понимание потребностей предприятий, работающих в сфере АПК. Наши специалисты знают своих клиентов, понимают, как устроен аграрный бизнес и от каких факторов зависят риски инвестирования в тот или иной проект. И мы всегда готовы помочь своим клиетам.

Надо отметить, что, в отличие от прошлого очень сложного года, на этот раз наши клиенты раньше начали подавать заявки на сезонно-полевые работы, активно интересуются продуктами, планируют реализовать инвестиционные проекты, и это отрадно слышать.

- Это действительно радует. Что ж, пожелаем им процветания, отличного урожая и такого же несокрушимого оптимизма.

Фото: Алексей Мальчук, Андрей Коткин (амурский тигр), архив vnnews.ru и открытые источники в сети