Анжелика

Моя сегодняшняя собеседница – талантливая новгородская певица, которая уже сейчас, в 14 лет, начала уверенный путь к своей мечте – оперной сцене.

Но, если честно, во время нашей беседы я постоянно забывала о том, что Анжелике четырнадцать, потому что она говорила спокойно, рассудительно, с пониманием серьезных и важных вещей, как взрослый человек.

Наверное, такое же впечатление она произвела и на педагогов Санкт-Петербургской консерватории – девушку еще в прошлом году пригласили в школу оперного искусства при этом престижном учебном заведении, хотя в этой школе учатся лишь с 16 лет таланты, прошедшие очень серьезный отбор.

- В ноябре прошлого года я была на прослушивании у профессора, народной артистки СССР Ирины Петровны Богачевой, и она утвердила меня в качестве ученицы, несмотря на мой возраст. Видимо, мне удалось ее заинтересовать, - говорит Анжелика.

Сейчас девушка переехала в Санкт-Петербург с бабушкой, учится там в общеобразовательной школе и при консерватории. Ее курирует дочь Ирины Петровны Богачевой, Заслуженная артистка России, заведующая кафедрой концертмейстерского мастерства, один из ведущих концертмейстеров Санкт-Петербурга Елена Гаудасинская. Елене Станиславовне удалось сразу найти общий язык с Анжеликой, между педагогом и ученицей установилось столь важное взаимопонимание.

Девушка поет в стиле кроссовер, это новый стиль в вокале, набирающий популярность. В нем совмещается эстрадный вокал и оперное пение. Но больше всего Анжелику интересует академический вокал. И в нем ориентирами для нее являются любимые оперные певицы - Ирина Богачева, Елена Образцова, Анна Нетребко, Мария Каллас.

Анжелика раньше считала, что такие знаменитости и в жизни ведут себя как звезды, однако после общения с Ириной Петровной поняла, что была неправа. «Это очень добрый и искренний человек», - говорит девушка. Восхищают мою собеседницу и личные качества Анны Нетребко, ее доброта, естественность. Мы вспоминаем с Анжеликой «волшебное» видео, в котором певица, исполняя арию из оперетты Франса Легара на Зальцбургском фестивале, снимает туфли, танцует босиком, бросает розы в зал и целует скрипача.

Но... для того, чтобы позволять себе на сцене такие прекрасные шалости, еще нужно дорасти и состояться, - отлично понимает Анжелика.

- Вам с бабушкой удается сейчас посещать Мариинский театр? – интересуюсь я.

- На самом деле, времени у меня катастрофически мало, потому что надо успеть с утра сходить в школу, потом сразу же ехать в консерваторию, практически не успевая пообедать, а после консерватории – в музыкальную школу. Домой возвращаюсь часов в десять вечера, в лучшем случае, в восемь. Три школы – это тяжело.

- Но помимо трех школ ты недавно еще прошла обучение в Академии популярной музыки Игоря Крутого. Как это получилось?

- Да, на осенних каникулах я была в Академии Игоря Крутого. Мне пришло приглашение, в котором сообщалось, что меня хотят видеть в Москве. Думаю, они вышли на меня благодаря песне «Эхо любви».

Дело в том, что недавноРеспублика KIDS признала мое исполнение песни «Эхо любви» лучшим после Анны Герман. На слете в Академии было очень много детей из совершенно разных уголков России и из-за рубежа.

- Что происходило в Академии, чему ты там научилась, с кем встретилась?

- Была большая развлекательная программа для нас, очень насыщенная, так что мы спали по 2-3 часа от силы, вставали рано и возвращались поздно. Я устала, но этого того стоило.

- Для вас проводили мастер-классы?

- Да, конечно. Например, был мастер-класс от продюсера Лины Арифулиной. Она объясняла нам, как продвигаться дальше, говорила, что мы сами себе продюсеры, режиссеры и постановщики. Она дала мне ценные советы.

Для нас провел мастер-класс Брендон Стоун, у него большой опыт студийной работы, поэтому он рассказал нам, как надо вести себя во время записи песен, отработал с нами практические навыки. Мы записали с ним вместе песню We are the the world. Этот мастер-класс проходил на студии звукозаписи Мосфильма. Для меня это было очень неожиданно, ведь в этой студии записывалась Анна Герман, а я очень интересуюсь ее творчеством, пою ее песни. Мне было очень приятно побывать в той студии.

К нам приходили звездные гости – финалисты «Голоса», Игорь Крутой, Нюша, Александр Пушной и другие. У нас был и конкурсный день – отбор на «Новую волну» и детское «Евровидение». Сразу скажу, что результаты пока неизвестны, их объявят позже.

- Вот уже второй раз в нашем разговоре прозвучало имя Анны Герман. Я тоже очень люблю эту певицу. Какая ее песня у тебя самая-самая любимая?

- У Анны Герман потрясающий специфический голос, который никому не повторить. Я считаю, что любая песня в ее исполнении звучала бы просто шедеврально.
Конечно, в фаворитах у меня «Эхо любви». Это была первая песня, которую услышала и сразу сказала: «Я выучу ее!» В фаворитах у меня еще «Вернись в Сорренто», «Гори, гори, моя звезда»...

- Песня «Эхо любви» у меня тесно связана с фильмом о войне «Судьба», там она прозвучала, поэтому ассоциации с ней печальные, не представляю, как можно ее петь без слез...

- Все же когда я пою эту песню, то думаю о любви. Мне это помогает.

Когда я была на слете, там был отбор видеоклипов. А я дня за три до поездки сняла клип на песню «Эхо любви» с моими друзьями. Это было великолепно. Мы все сняли за 40 минут, и на следующий день сделали клип за два часа. И думаю, что он получился вполне хорошим (в этом можно убедиться - клип размещен внизу, под материалом, - ред.).

Я рада, что друзья мне помогли. Автор идеи и визажист - Екатерина Бурова, а ее молодой человек, фотограф Артем Александров, все это снял. В роли моего суженого снялся мой лучший друг Сережа Лебедев. Все они очень хорошие ребята.

Не думала, что за такое короткое время можно сделать клип. Ведь однажды я присутствовала на больших съемках шестиминутного клипа, и там на съемки трех минут ушел целый день.

- Ты его планируешь отправить на конкурс «Звезда удачи»?

- Нет, я приготовила для них сюрприз. Пока я секрет не буду открывать. Скажу только, что номер будет посвящен Питеру и самой «Звезде удачи».

- Тебе понравился сериал о ней «Анна Герман. Тайна белого ангела»?

- Этот сериал я пересматривала несколько раз. Это очень тяжелый фильм, и я покупала себе, перед тем, как смотреть его, пачку салфеток. Серьезно, без слез он не обходится.

- Анна Герман пела сердцем, и это душевное исполнение я услышала в творчестве Валентины Бирюковой, участницы предыдущего проекта «Голос». Помнишь, она пела «Балладу о матери»? До мурашек!

- «Баллада о матери» - песня очень тяжелая. Я сама пою эту песню.

Петь ее очень сложно – нужно спеть очень эмоционально, эмоции сами по себе идут и идут, а на сцене плакать нельзя... Точнее, можно, но когда ты сумеешь удержать свой голос в порыве слез. Приходится держать себя в руках.

Анна Герман вкладывала душу в каждую нотку, в каждую буковку. И в каждой букве у нее больше души, чем в каких-то наших новых песнях.

- Тексты песен тоже играют очень большую роль.

- Сейчас много песен с «тяжелыми» текстами, хотя, когда поешь, не видишь ничего необычного. Можно один текст спеть по-разному – бесчувственно, с чувством, можно довести зрителя до слез, а можно вызвать у него смех. Это зависит от исполнителя.

- Возвращаясь к опере. Расскажи о своих любимых операх, ариях.

- Я все выжидаю в Мариинском театре «Свадьбу Фигаро», очень хочу сходить. Мне нужен опыт, я сама пою арии из этой оперы и хочу услышать, как их поют профессионалы, посмотреть, как они себя ведут. Я очень начитана об этой опере. Ну и «Волшебная флейта» Моцарта.

- Вы продолжаете сотрудничество с Бедросом Киркоровым, с актрисой Ангелиной Греэр (она занимается проектом «Майкл Джексон в моем сердце», - ред.)?

- Да, с Бедросом Филипповичем мы поддерживаем очень хорошие отношения, он меня приглашает на концерты. Вот и сейчас я готовлюсь к «Золотой ладье». Сотрудничаем и с Ангелиной Греэр. Когда мы были на слете в Москве, то жили у нее. Скоро будет премьера клипа, который мы снимали. Готовлюсь, учу песни Майкла Джексона.

- Майкл - на английском, оперные арии – на итальянском... Как ты осваиваешь иностранные языки?

- В основном я работаю с текстом. Если у меня есть песня на английском, то я занимаюсь с педагогом, потому что считаю, что произношение в песне должно быть идеальное. Но большее внимание я сейчас уделяю итальянскому, потому что это язык оперы. Он мне очень нужен, я много на нем пою.

- В консерватории тоже изучают языки?

- И языки, и балет, и фехтование... Оперы ведь в основном исторические. И на балет я хожу, в Новгороде им тоже занималась.

- Продолжая новгородскую тему, расскажи, как ты начинала свой музыкальный путь в нашем городе.

- Я училась на хоровом отделении в музыкальной школе имени Аренского. Отучилась пять полных классов, а потом меня взяли в Питер. Вокала в музыкальной школе у меня было всего 30 минут в неделю. В основном были сольфеджио, теория музыки, фортепиано, хор.

- Но все это пригодится тебе при поступлении в консерваторию.

- Для поступления нужен очень высокий уровень сольфеджио и, конечно же, вокал. В школе Ирины Петровны Богачевой очень хороший педагог по сольфеджио. Когда мы пришли к ней на урок, она сказала: «Вам не нужны ни нотные тетрадки, ни другие предметы». Наша учительница приехала из Индии, где учила неслышащих детей музыке. И все, кто у нее заканчивает обучение с отличием, поступают в консерваторию с первого раза. Поэтому я стараюсь впитывать в себя всю информацию, которую она дает, и учиться хорошо.

- У тебя музыкальная семья?

- Нет, всем медведь на ухо наступил, никто не поет. Может быть, был музыкальным кто-то из предков – у меня много корней, и польских, и украинских. Но бабушка ходила в музыкальную школу, у нее были хорошие оценки по сольфеджио и инструменту, а по хору – «два». Она всегда мечтала петь, и, наверное, я исполняю ее мечту. Сейчас все ее мечты связаны с тем, чтобы у меня что-то получилось в этой сфере. И я стараюсь ее не подводить.Мы с ней все время вместе, мы как близкие подружки.

- Но кто же все-таки серьезно занимался с тобой вокалом в Новгороде?

- За это я хочу поблагодарить своего педагога по вокалу, по стилю классический кроссовер Ирину Борисовну Мазину, она подготовила меня с довольно серьезными эстрадными произведениями в Москву на этот слет, и могу сказать, что Новгород был на высоте.

Ирина Борисовна – из коллектива «Музизон», мы знакомы с ней очень давно, с 9 лет, еще когда я училась в гимназии «Квант». Она меня заметила и с тех пор помогает. Очень добрый и отзывчивый человек.

А основам академического вокала меня научила замечательный педагог из музыкальной школы имени А. С. Аренского Наталья Александровна Смирнова. Она научила меня правильному интонированию, то есть петь чисто по нотам, без ошибок.

- Как тебя встретил и принял Петербург?

- Я очень сильно люблю Питер. Ездила туда с самого детства, очень хорошо знаю этот город. И в нем, с его метро и дворами-колодцами, я ориентируюсь лучше, чем в Новгороде. Там я не потеряюсь. Питер дает мне новую энергию, прилив сил, вдохновение. Свое первое стихотворение я написала в Питере, а затем много других. Питер - это город любви, очень романтический, очень красивый.

Самое главное то, что моя школа, музыкальная школа и консерватория находятся в моих самых любимых местах. Школа - на канале Грибоедова, где я очень люблю прогуливаться, музыкальная школа – на Невском проспекте, на Фонтанке, тоже потрясающее место. Эти фонарики, что всегда там горят, много народу – мне это очень нравится. Ну а консерватория – напротив Мариинского театра.

- Питер вдохновляет, а Новгород? Он ведь тоже музыкальный и творческий город.

- В Новгороде я отдыхаю душой. Приезжаю сюда после Питера, Москвы, всей этой суматохи и просто отдыхаю, расслабляюсь, гуляю по улочкам и парку.

- Расскажи, как тебя принял твой класс в общеобразовательной школе?

- Это очень хорошая школа, класс доброжелательный. Было непривычно после новгородской 13-й большой школы переходить в такую маленькую, всего на 400 человек. Там всего по два класса. И хорошо, что она пятидневная, потому что мне нужно ездить в Новгород к маме,брату и дедушке.

- Я помню тебя по новгородскому конкурсу «Мини-мисс», где ты участвовала несколько лет назад. Эту модельную линию ты продолжаешь или полностью ушла в искусство?

- Когда я шла на «Мини-мисс», у меня была такая позиция: каждая девочка должна поучаствовать в конкурсе красоты. Конечно, мне это помогло. Я освоила модельный шаг – правильная походка, прямая спина. Это был полезный опыт, но изначально я была направлена на пение, оперу и искусство.

- Но внешность очень важна в карьере певицы, а тем более сейчас – помню оперный конкурс молодых исполнителей на канале «Культура» - ощущение такое, что на сцену одна за другой выходят супермодели. Тебе удается найти время для фитнеса?

- Фитнесом я не занимаюсь принципиально, но когда не холодно, я бегаю, все лето бегала по утрам. А сейчас сам Питер заменяет мне пробежку. Питерский темп – жуткий. Когда я приехала в Новгород после месяца в Питере, мне было неудобно гулять по парку, потому что тут все так медленно ходят... Еще занимаюсь дома, знаю много хороших упражнений. Но вообще я считаю, что моя фигура слишком тоненькая, мне надо бы прибавить. Оперным певицам нужна большая сила для голоса.

- В будущем не планируешь попробоваться в большой телепроект вроде «Голоса»?

- В дальнейшем может быть, просто нет таких проектов, связанных с оперным пением, а классический кроссовер еще не настолько развили, чтобы с этим стилем куда-то идти. Я давно задумывалась о детском «Голосе». Но там такие дети не нужны, им там нечего делать. Конечно, есть «Большая опера» на канале «Культура», и я хочу туда, но там участвуют с 18 лет, а мне только 14.

- А в обычных музыкальных конкурсах сейчас участвуешь?

- Скоро буду участвовать в оперном конкурсе, где занявшие первое, второе и третье место отправляются на очень серьезный конкурс «Гран-при». Его победители получают стипендию в Санкт-Петербурге. В Новгороде я четыре раза получала стипендию от мэра, это было удобно. Но мне очень бы не помешала теперь стипендия в Петербурге, будет хорошо, если я пробьюсь. Планирую выступить на конкурсе Рубинштейна и летом – на конкурсе Елены Образцовой.

- Сколько у тебя уже музыкальных наград?

- Недавно я стала 55-кратным лауреатом международных и всероссийских конкурсов.

- У тебя, наверное, дома музей - кубки, медали...

- Да, у меня 170 дипломов, грамот, благодарственных писем, огромные папки с ними. На стенах уже некуда вешать дипломы. Вот привезла медаль и из Академии Игоря Крутого, я теперь «академик», могу приезжать туда на слеты, мастер-классы.

- Здорово, что у тебя есть цель, ты к ней идешь, не отвлекаясь – опера.

- Да, я иду только к своей цели, к своей мечте – петь в «Ла Скала», в «Метрополитен-опера», в Мариинском театре.

- Хочется от всего сердца пожелать тебе удачи, Анжелика!

Фото: Алексей Мальчук, а также из архива нашего издания и личного архива Анжелики Дерковской

Благодарим ресторанный комплекс «Ильмень» за помощь в организации интервью, уютную атмосферу и гостеприимство!