Основатель первой мобильной кофейни в Новгороде: «Наблюдать за развитием собственного дела - наслаждение»

Александр Ильин – из разряда динамичных людей, у которых на внутреннем уровне есть магнитная тяга к развитию и созиданию. В конце прошлого года молодой бизнесмен стал победителем проекта «101 Стартап», открыв в нашем городе первую мобильную кофейню.

На днях мы встретились с Александром, и он рассказал «Вашим новостям» о том, как реализуется его идея, какие есть успехи и трудности на пути начинающего бизнесмена, о том, как спортивная закалка (наш собеседник – мастер спорта по гимнастике) помогает ему преодолевать жизненные испытания.

– Александр, расскажите, как обстоят дела с вашей мобильной кофейней. Что-то в последнее время ее не видно.

– Она работала в декабре, причем дела шли очень хорошо, даже лучше, чем я планировал. Особенно замечательными были выходные дни -людей подходило много, все доброжелательные. Поначалу некоторым было непривычно видеть мобильную кофейню. Было много скидок и предложений, иногда на первых порах кофе наливалось бесплатно. Люди подходили, фотографировались, были всем довольны. Были те, кто брал визитки и спрашивал, буду ли завтра я стоять.

Но, увы, мой бизнес зависит от погоды. Проблема следующая: аппаратуру не пугает минусовая температура, ее пугают резкие перепады погодных условий. Весь январь температура была неоднозначная: то 0, то минус 10. Это очень тяжело, приходилось отвозить кофемашину домой, размораживать ее, делать полный сервис, а это очень трудоемко. Поэтому я временно, пока у нас в городе то тепло, то холодно, приостановил ее работу.

– Несколько дней назад утром было до минус 12, а вечером 0 градусов.

– Да, именно так. Но на Масленицу я все же планирую выйти на площадь. Вот сейчас по этому поводу договариваюсь с комитетом торговли. В двадцатых числах температура должна стабилизироваться до минус 5. В такое время можно работать. Надеюсь, что под конец февраля вы сможете увидеть меня около «Кея», где и должна стоять машина.

– Расскажите о себе. Я слышала, что вы серьезно занимались спортом?

– У меня высшее образование в области физической культуры и спорта. Мой выбор был связан с тем, что я серьезно занимался спортивной гимнастикой. В Санкт-Петербурге я мог профессионально заниматься, выступать на крупных соревнованиях, повышать свою квалификацию как судья. Сейчас я делаю это на своей малой родине, в Великом Новгороде.

– Как у спортсмена появился интерес к бизнесу?

– Под конец учебы я стал всерьез задумываться, что же делать дальше. Было интересно попробовать себя в предпринимательстве. Встал вопрос: оставаться в Санкт-Петербурге или возвращаться в Новгород. Хорошо все обдумав, решил, что Новгород мне ближе. Конкуренция в Питере выше, но развивать бизнес там проще. Если говорить о розничной торговле, то все под боком: все склады, все с тобой хотят сотрудничать. В день может поступить 10-20 звонков с предложениями. В Новгороде такого нет, приходится самому все собирать, искать. Но, несмотря на это, решил выбрать наш город.

У меня была с большим трудом накоплена небольшая сумма – я собрал ее всевозможными подработками, экономией. Во время учебы мы с моим наставником открыли спортзал, где я вел тренировки. Там я так или иначе соприкасался с вопросами управления, бухгалтерии, развития бизнеса.

Я мечтал о возможности открыть спортзал в Новгороде, но по деньгам это было нереально. Но я поставил перед собой задачу начать с малого. Пусть это будет сфера общепита, пусть это будет кофе, который я очень люблю за потрясающий бодрящий эффект.

В Питере на канале Грибоедова я видел три машины-кофейни. Бари Алибасов-младший на проекте «101 Стартап» сказал, что это не ново, но я ответил, что в Новгороде люди такого не видели.

Я начал изучать почву, искать информацию о сортах, о брендах. У нас в городе я перепробовал кофе везде и нашел человека, который варит его лучше всех! Это Михаил Колесников из кафе «La Сhatte». Он изумительно готовит кофе, а на пенке рисует кошечку.

– Спорт закаляет характер. Помогают ли Вам в бизнесе личные качества, воспитанные спортом - целеустремленность, упорство, сила воли?

– Они вообще помогают человеку. Это как средство, через которое достигается результат. И неважно, что это: бизнес, личная жизнь, преподавательская деятельность.

Я бы сказал, что не все известные спортсмены действительно занимаются бизнесом. У некоторых есть капитал, но делом руководят менеджеры. Получается, что они как бы вне системы. Разные случаи бывают. Вопрос в другом: будь у меня миллион долларов, что бы я с ним сделал? Готов ли я к этому миллиону, готов ли распоряжаться такими деньгами правильно? Предприниматель – это тот, кто может реализовать свой капитал по максимуму.

- Расскажите, как Вы попали в проект «101 Стартап»?

– Мне посоветовала прийти на проект руководитель Союза предпринимателей Новгородской области Юлия Ротанова. Юлия Михайловна сказала, что я смогу там многому научиться, и оказалась права.

– Ваши впечатления от проекта?

– Преподаватели, которые с нами работали и передавали свой опыт - настоящие мастера с большим стажем, знаниями, предпринимательской мудростью. Все мастер-классы были полезны, потому что там дается основа, фундамент для предпринимательской деятельности. На «Стартапе» были тренинги по системе налогового обложения, по инвестициям, по государственным программам и государственной поддержке. Нас учили правильно проводить презентацию. Поэтому я советую молодым предпринимателям приходить на такие проекты. Все, кто прислушивался к советам наших наставников, открыли свой бизнес, начали успешно развиваться.

Хочется пожелать молодежи не бояться сложностей, это, во-первых. Во-вторых, обучение – это вообще самое главное. Такие проекты, как «101 Стартап» дают толчок к развитию, подталкивают перейти от теории к действиям.

– Зачастую начинающим предпринимателям приходится сталкиваться с трудностями. Какие препятствия встретились Вам в начале пути помимо неблагоприятных погодных условий?

– Организовать все – это мозговой штурм, даже шторм, я бы сказал. А стоять и работать – это совсем другое. Банальная трудность заключается в привычке. Нужно привыкнуть находится на улице, хоть это физически тяжело. Люди проходят мимо автомобиля, смотрят и говорят: «Как классно». А за этим на самом деле стоит колоссальный труд: я приезжаю за полтора часа до открытия, разогреваю машину, готовлю место работы. При этом автомобиль для кофейни специфический, и его надо по-особому зарегистрировать в ГИБДД.

Поскольку я первый в городе с такой мобильной кофейней, все обращают на меня внимание. Поначалу от некоторых людей ловил неприятные взгляды, может быть, потому, что в первые дни мешал проезду, но я стал вставать так хорошо и удобно, что перестал кому-либо мешать. Наверное, в городе больше нет такого проходимого места. Преодолевать трудности мне очень помогали мои близкие.

– Запуская проект мобильной кофейни, Вы были уверены в успехе?

– Скорее да. Во-первых, это уникально для новгородской среды. Во-вторых, даже при минимальных показателях будет окупаемость. К тому же многое еще зависит от личных качеств.

– В народе говорят, что инициатива наказуема. Что можете сказать на этот счет?

– Я бы ничего не ответил. Одно дело – говорить, другое – действовать. Все-таки поступки тебя раскрывают. Но все покажет только конечный результат. Ты можешь быть классным парнем, иметь шесть высших образований, написать кучу бизнес-проектов, найти инвестора... но реализовать свою идею не сможешь.

Можно расписать подробно путь по лестнице из десяти ступенек, и кажется, что все так просто - следуй указаниям и все осуществишь. Но в итоге оказывается, что ты даже на первую ступеньку не встал. А этот шаг самый главный. Перейти от слов к делу – это наиважнейший поступок. Есть такой боксер Мейвезер, он на рифленом бруклинском языке выразился по поводу таких людей, которые только говорят, но не делают. Они всегда будут внизу.

– Как начинающему предпринимателю не прогореть?

– Многое зависит от того, где ты взял деньги. Если это твои собственные, заработанные, накопленные, ты относишься к ним трепетнее, чем к тем, что взял в кредит или занял у друга. Потратив свои собственные средства, осознаешь, сколько труда и сил внес. В таком случае ты серьезнее изучишь рынок, больше сделаешь, чтобы все получилось. К тому же важно рассмотреть всевозможные исходы: и благоприятные, и неблагоприятные.

Людям, которые хотят открыть свое дело, но боятся прогореть, конечно, нужно больше уверенности. Если ты настоящий предприниматель, то ты уже сам должен понимать, пойдет твоя идея или нет. Есть еще много других факторов, и от них никто не застрахован.

– Ваша мобильная кофейня, исходя из названия, предполагает только кофейные напитки? Любителям чая придется стоят в стороне?

– Нет, у меня есть и чай, и горячий шоколад, и просто молоко. Все это расширяет ассортимент.

– А как Вы будете работать в летний период? В жару горячего не очень хочется, а спрос на холодные напитки растет.

– Я пока еще не думал о лете. В это время хорошо бы выезжать на разные мероприятия, и там уже предлагать прохладительные напитки. Бывает ведь и холодный кофе. Передо мной стоит выбор: с одной стороны, можно закрепить за собой исключительно образ кофе, и этим отличаться, а с другой стороны, расширить ассортимент, за счет чего будет прибыль.

– Во время обучения на проекте коллеги советовали Вам ввести в продажу пирожные. Поддерживаете эту идею?

– Кофе не подразумевает никаких изысков. Человек проходит мимо, чувствует приятный аромат, и заглядывает в кофейню. Если я добавлю печенье, то это вариант, а вот пирожные – это несколько неудобно даже покупателям.

– Для своей мобильной кофейни Вы предпочли бренд Lavazza. Эту марку хвалят за эксклюзивные и инновационные технологии обработки зерен. А за что эта фирма полюбилась Вам?

– Меня подкупило то, что это признанный бренд. Он имеет массу положительных отзывов. К тому же, я, перепробовав разные сорта кофе, понял, что эта марка действительно стоящая. Отменные вкусовые качества – вот главное преимущество, поэтому закупаю кофе именно этой итальянской фирмы.

– Можете описать среднестатистического новгородского любителя кофе? Каков он, Ваш клиент?

– Это сложно сделать. К кофейне подходят разные люди всех возрастов. Бывают бабули, бывают подростки лет 15. Семейные пары приходят и покупают кофе. В Европе, мне кажется, кофе предпочитают мужчины средних лет.

– Пока у Вас одна мобильная кофейня. Вы рассматриваете возможность открыть дополнительные торговые точки?

– Конечно, я думал об этом, но, честно говоря, не представляю, где можно разместить еще одну такую кофейню. Две такие машины на наш город – это оптимальный вариант. Три – уже перебор. Можно реализовать идею мобильной кофейни несколько иначе: поставить небольшой шкафчик, а в него кофемашину. Этот шкаф будет закрываться на ночь, надо только подачу воды обеспечить, но это не проблема. Такое сооружение будет занимать два метра в ширину и в глубину сантиметров 80. Подобное можно было бы разместить в каком-нибудь торговом центре.

– Какие направления бизнеса Вам интересны помимо кофейного?

– В планах есть еще желание открыть кафе, может быть использовав бренд «Street Соfee». Сделать уличную тематику. Я отдаю предпочтение динамике. Продажи, спорт – это динамика. Мне импонирует именно процесс предпринимательства. Очень приятно наблюдать за тем, как твое дело растет и развивается. Кто-то купил какую-то франшизу и так и работает. Я своими руками сделал шкаф для машины, искал идеи, сам придумывал. И вот все это заработало. Разве это не наслаждение? Я стою на улице, продаю кофе, и понимаю, что за спиной - мое детище. А еще я очень давно мечтаю открыть пекарню.

- Желаем Вам успеха во всех начинаниях!

Фото: Алексей Мальчук

«Ваши новости» благодарят чайхану «Азия» (ул. Яковлева, 22) за помощь в организации и проведении интервью, за радушие и теплый прием.

_____________________________________________________________

Обсуждаем интервью с председателем Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства Григорием Степановым:

Ольга Лаврова: «Григорий Федорович, когда мы впервые сообщили о победе Александра Ильина на «Стартапе», некоторые читатели оставляли комментарии, мол, проект мобильной кофейни – для победы «мелковат». Что Вы могли бы возразить таким комментаторам?»

Григорий Степанов: «Я бы сначала попытался узнать, насколько компетентен такой комментатор. Конечно, не исключено, что он уже лет двадцать работает в международной корпорации по производству кофе и является экспертом, но при этом работает по найму и свой бизнес никогда не организовывал и не вел. Безусловно, бизнес - это сфера, где существует эффект масштабирования, но – с точки зрения доходов, а не переживаний. Поверьте, владелец гипермаркета переживает столько же, сколько владелец передвижной кофейни. Масштаб проблем и денег разный, но человеческого труда – сопоставимый.

И потом, мы на «Стартапе» не говорим о том, кто больше зарабатывает или производит продукции, это конкурс на реализацию бизнес-идеи. Комиссия оценивала путь, который прошел человек с нуля до организации полного цикла собственного дела. Поэтому неважно, мобильная кофейня это или сеть кофеен. Поэтому еще раз поздравляю Александра Ильина и советую критикам обратиться к истории кофеен «Старбакс». Почитайте, с чего начиналась эта на сегодняшний день одна из самых известных сетей в мире».