«Ваши новости» в гостях у «Ретро FM»

На днях мы с Татьяной Яковенко по приглашению наших коллег отправились в гости к «Ретро-FM Великий Новгород», ведь в августе исполнилось три года с начала вещания этой радиостанции в нашем городе. «Кстати, у меня в машине только две радиостанции нормально без шипения работают – «Русское радио» и «Ретро FM», - говорит Татьяна, когда мы подъезжаем к телебашне.

За воротами, у которых нас встречает генеральный директор радиостанции Александр Чекманов, кипят ремонтные работы. Пользуясь возможностью, осматриваем с Татьяной обновленную и свежевыкрашенную телебашню, стоя у ее подножия.

Пробравшись внутрь здания (на входе из-за ремонта необходимо пригнуться, также, как в старинных избах в Витославлицах, делая невольный поклон-приветствие хозяевам) мы просим Александра перед началом разговора показать студию и ожидаем увидеть привычные по кино и по прошлому нашему опыту горы компакт-дисков, микрофоны и прочее. Однако оказываемся в небольшой комнате в компьютерами.

О. Лаврова (удивленно): А где же горы дисков?

А. Чекманов: Теперь у нас нет горы дисков, а есть гора архивов в компьютерах. Поезд с компакт-дисками ушел. Мы их раздали.

О. Лаврова: Как ведется работа? Где звукорежиссер?

А. Чекманов: Наши новгородские врезки рассчитаны с точностью до сотых секунды. А звукорежиссер сегодня работает из дома, у него есть удаленный доступ.

Рассказав о технических возможностях современного радио, Александр знакомит нас с красивой и обаятельной Надеждой Куликовой - ведущим специалистом отдела рекламы, которая примет участие в нашей беседе. Мы идем в соседнюю со студией комнату.

О. Лаврова: Ну, рассказывайте. Каким образом и почему «Старый Порт» превратился в «Ретро FM», уютно ли вам в таком формате, чем живете и дышите.

А. Чекманов: Где-то три года назад нас осенило, что новгородский рынок стал сильно меняться не в пользу местных товаропроизводителей и продавцов. Пришло много торговых сетей, было сокращение у представительств, когда все отделы маркетинга и рекламы ушли в Питер и Москву… Плюс кризис местный рынок рекламный сразу подкосил. В общем, пришлось подумать и принять такое волевое решение. Хотя мы с «Ретро» давно общались, на семинарах, тусовках с радиостанциями. И вот мы оформили лицензию через заседание федеральной конкурсной комиссии, обосновали старичкам-министрам, что имеет смысл для Великого Новгорода сменить сетевого партнера.

Конечно, нам пришлось подсобраться, потому что одно дело, когда мы самодеятельностью занимались и ориентировались на друзей, которые могут позвонить и сказать - у нас праздник, поставьте нам то-то… Немножко и формат был размытый, хотя упор, конечно, делали на новгородских музыкантов. Работа в стиле «Ретро ФМ» совсем другая. Есть целый брендбук, поясняющий, как и что надо оформлять. И далеко не все из него осуществимо в Новгороде. Например, сцена для вечеринок в форме кубика-рубика каждую неделю. А в Москве такие вечеринки проходят по четвергам, вход на них бесплатный. А у нас город слишком маленький. И за бесплатный вход никакое кафе не захочет работать, да в четверг и так никто не пойдет. Плюс с переходом к «Ретро» для нас в том, что они оказывают всевозможную поддержку, в том числе, юридическую.

Н. Куликова: В течение этих трех лет мы привыкали к новому формату, а сейчас выходим на уровень новых идей и возможностей. А формат, между прочим, для нас удачный. Тем более, что он сейчас расширился, радио ушло в 90-ые, становится ближе к народу, популярность растет. В эфир идут хиты формата gold. Это настоящие хиты, которые можно слушать бесконечно. Мне очень нравился слоган, который у нас был, жаль, его убрали – «Подпевай». Ведь действительно у нас звучат песни, которым хочется подпевать.

О. Лаврова: При переходе на другую радиостанцию сохранился ли коллектив?

А. Чекманов: Да, основной состав перешел из «Старого порта». У нас 5 человек из 8 работают больше 10 лет, то есть со дня основания радио «Старый порт».

О. Лаврова: Теперь такой жесткий формат, врезки, рассчитанные с точностью до сотых секунды. Можете ли вы в таких условиях делать авторские программы? К примеру, приглашать в эфир новгородских поп-музыкантов?

А. Чекманов: В принципе, мы готовы переходить к таким эфирам и выбираться за рамки рекламных окон. Теоретически такая возможность есть, но существуют технические сложности. Помнишь, как было на «Русском радио»? (мы с Сашей когда-то вместе там работали, - О. Л.) Ключик переключили - опа - из Москвы вышли в Новгород. Ключик бамс — обратно. А здесь схема построена совсем по-другому, передается код, компьютер сам переходит в обозначенное время. То есть, если слушать - перехода между Москвой и Новгородом не слышно. В этом отношении все доработано до мелочей. Сейчас пытаемся эти мелочи каким-то образом развить, чтобы наши программы входили в эфир и выходили.

Н. Куликова: А еще мы не хотим делать некачественные программы. Мы хотим тщательно подбирать тематику, красиво вписывать программы в эфир, чтобы все было очень четко и без заминок, а не так, как бывает на некоторых телеканалах, когда посреди московского ролика влезает новгородский.

О. Лаврова: Вы не исключаете возможность, что у вас появятся выпуски местных новостей?

А. Чекманов: Не исключаем. Но, если честно, люди старшего поколения газету почитают, среднего возраста – новости в интернете найдут… Мы здесь в проигрыше. Возможно, есть смысл подводить итоги дня к вечеру, когда народ будет стоять в пробках. В общем, обо всем этом мы думаем, но вопрос опять же в техническом исполнении и оснащении. Ведь мы работаем в цифре до передатчика. А если начать работать в прямом эфире, то надо ставить какой-то преобразователь, а это обязательно даст задержку, хотя бы секунду, появится эхо.

О. Лаврова: Каким же образом тогда радиостанция связана с жизнью Новгорода помимо местной рекламы?

А. Чекманов: Связана и очень тесно. Мы активно участвуем в новгородской жизни. Поддерживаем практически все концерты в филармонии, все концерты в ДК «Акрон», фестивали — джазовый, «Драккон»... Что касается известных музыкантов, открою секрет: есть вероятность, что осенью к нам в город по линии «Ретро FM» приедет Градский. Поддерживаем многие спортивные мероприятия. Регби, футбол. Кстати, у нас есть своя ветеранская мини-футбольная команда. Ветеранская, ведь мы же «ретро». Мини-футбольная, потому что далеко не всякая птица долетит до середины большого поля… Ребята бегают, играют, стараются, раз от раза все лучше.

Обдумываем проект, посвященный старым новгородским попсовым музыкантам, которые собирали дискотеки в ДК Профсоюзов, в ДК Попова, на легендарном «Пятаке», куда приходило, оказывается, до пяти тысяч народа! Сейчас в Новгороде, наверное, редко бывают мероприятия, которые могут собрать столько людей. Материал есть – и «Календарь», и «Гран-при», который даже в «Песню года» когда-то вышел.

К пятилетию мы планируем большой праздник. Если помните, когда мы праздновали дни рождения радио «Старый порт», то всех убедили взяться за живые инструменты и сыграть живьем – никаких минусовочек и подпевочек. Под гитару, от души. Два месяца репетировали. Вытащили наконец на сцену Игоря Башкова. У него качество материала очень высокое, они записывались одновременно с «Парком Горького». Песня «Господин Великий Новгород» сразу новгородцам полюбилась. Вот столько разговоров идет о выборе гимна, а ведь песня есть. Ее же даже использовали на открытии празднования 1150-летия Новгорода. Нормальная песня, нормальное качество. Можно конечно аранжировку переделать и чем не гимн?

О. Лаврова: Кто слушает вашу радиостанцию? Проводились ли исследования в Новгороде?

А. Чекманов: Да, конечно. У нас аудитория старше 30 лет, самая большая доля обеспеченных радиослушателей, люди, прошедшие становление. Много руководителей. Может, кому-то наша аудитория кажется узкой, но она целевая, своя. Чем она хороша, мы и объясняем рекламодателям. За первыми местами в рейтингах мы не гонимся, так как заняли свою нишу.

О. Лаврова: У вас есть обратная связь с новгородскими радиослушателями?

А. Чекманов: Насчет звонков в эфир честно скажу: по опыту программ по заявкам на «Радио Нова», «Русском Радио» знаю, что в Новгороде народ не так активен, круг звонящих в эфир - 15-20 человек, они друг другу постоянно передают приветы. Человек готов целый час дозваниваться, пока своего не добьется. Снимаешь трубку – а там опять он. Не хочется повторения этой истории.

Н. Куликова: К тому же, у нас аудитория более серьезная, люди старше. Им нужен другой формат, а не приветы в прямом эфире. Сейчас мы вышли на интерактив «ВКонтакте», только что создали группу, первый конкурс объявили. Планируем в дальнейшем билеты на концерты вручать за перепосты, творческие конкурсы будем проводить.

А. Чекманов: А еще хотим устроить поездку для слушателей на «Легенды Ретро FM», а может быть, начнем с Питера, все-таки он рядом. Автобус соберем — и вперед.

О. Лаврова: Расскажите, кто читает наш ролик «Ваши новости» - всегда свежая газета»?

Н. Куликова: Диктор Шихов из города Киров.

О. Лаврова: Как это? Объясните...

А. Чекманов: Мы в Новгороде практически никогда никого не записываем, мы записываем дикторов от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Одессы. Ваш ролик мы тоже записали в другом городе. Все остальное – музыкальная подложка, акценты-моменты, сведение между собой делается здесь, а дикторы – не в Новгороде.

Н. Куликова: Мы — за качество! Диктор – это профессия. Актеры, певцы, музыканты у нас в городе есть, но дикторов нет (не будем обижать ведущих других радиостанций). Поэтому мы обращаемся на профессиональные студии, где имеются базы дикторов. Нужен мужской голос – находят мужской, следят, чтобы дикторы не повторялись, чтобы у каждой компании был свой голос. В большинстве случаев мы присваиваем фирме один голос и им пишем ей ролики.

А. Чекманов: Вот, например, здесь открывается представительство фирмы, а у нее уже есть голос, который звучит на федеральных каналах. И мы ищем этот голос. Так у нас было с Билайном, МТС. Бывает, что те голоса обижаются – для Москвы они писали за одни деньги, а тут для Новгорода вроде бы тоже самое, а деньги совсем не те.

Н. Куликова: Есть голоса стоимостью больше 30 тысяч рублей. У нас делала запрос страховая компания – они хотели голос, который звучит в рекламе их центрального офиса в Москве. Мы узнали, озвучили прайс, клиенты говорят – да вы что, мы и не знали, что такие цены существуют!

О. Лаврова: Но такая удаленная работа с другими регионами наверное иногда приводит к каким-нибудь недоразумениям или забавным случаям?

А. Чекманов: Вот могу как анекдот рассказать – одно из агентств размещало рекламу одной телесети и прислало ролик для размещения. График прислали, стоимость согласовали, присылают ролик – что-то там не то, улица незнакомая, телефон на цифру больше, в общем мы разобрались, что это Нижний. Три дня пытались достучаться до агентства, что Великий Новгород это вам не Нижний Горький. У Новгорода адрес другой и телефон шестизначный.

О. Лаврова: А как вообще придумываются ролики?

Н. Куликова: Мы не любим, когда рекламодатели приходят к нам и говорят – напишите в ролике, что мы продаем окна-двери-натяжные потолки, а еще роем колодцы, строим дома и еще накормим собаку. Мы стараемся их научить, доказать, что не надо так делать! Мы каждый ролик пытаемся сделать не похожим на другие, слышимым. Но не всегда получается убедить – ведь «клиент всегда прав». Хотя наш технический директор Денис Ершов в этом плане строг. Он очень придирчив к качеству роликов, программ. Бывает спорим с ним, ругаемся, но он говорит – давайте лучше перепишем, чем пустим это в эфир.

О. Лаврова: Новгородские предприниматели пока не очень верят в интернет-рекламу, по старинке давая рекламные объявления в печатные газеты вроде «Новгородских окон», которые валяются потом невостребованными в подъездах и на помойках. А доверяют ли они радио?

Н. Куликова: Доверяют, но есть другая проблема — рекламодатели считают, что если их ролик пошел в эфир то все — счастье пришло, продажи мгновенно вырастут. А потом наш рекламный агент едет к ним отдавать документы и еле-еле находит их офис, который находится вообще не в указанном в рекламе здании, а где-то на задворках! Ребята, вы хоть табличку повесьте! То есть рекламу дают, но часто непродуманно. А насчет бумажных рекламных листков у нас в городе работает такой принцип — куда все, туда и я. Вот если новгородец видит, что другие дают рекламу в «Вечевой центр» - то и он будет давать, и никуда его не вытащишь — ни на радио, ни в интернет. Года три назад к нам приезжали московские газетчики, которые говорили, что через три года бумажные газеты, в том числе рекламные, в Новгороде умрут, но, как видим, их только больше становится.

А. Чекманов: А я вот замечаю, что теперь во многих подъездах уже сразу ставят ящики, чтобы бросать туда эти газеты не читая.

Н. Куликова: И при этом предприниматели не думают, что на эти же деньги они могли бы сделать более интересную и масштабную рекламу. Такие газеты читают в основном пенсионеры, но всегда ли они целевая аудитория?

А. Чекманов: Кстати, была когда-то радиостанция «Золотая волна» для пенсионеров, параллельно с «Радио Нова». Ушла куда-то. Раньше все искали песни, а сейчас в интернет влез, любую песню или фильм найти можно.

О. Лаврова: Да, но постепенно из того же «Вконтакте» изымают аудиозаписи. У меня плей-лист на глазах там бледнеет, исчезает то один исполнитель, то другой.

Н. Куликова: Так что нам с вами есть куда расти и развиваться.

О. Лаврова: Вот мы вас слушаем. А читаете ли вы нас?

А. Чекманов: Не скрою, после того как пропал «Новгородинформ», «Ваши новости», наверное, самый энергоемкий ресурс, где можно и почитать, и отследить комментарии, высказать свое мнение, а может быть, и поменять его, узнав мнения других читателей или журналиста.

О. Лаврова: Как поживает ваша собачка Мальвина, взятая из блогов «Ваших новостей»?

А. Чекманов: Бегает, прыгает, живенькая такая, выросла — 18 кг вымахала! Носится, как лось. Мы в книжке нашли ей породу — жесткошерстный кромфорлендер, как-то так... Времен войны замес каких-то английских терьеров с кем-то. Похожа. Посмотрите в интернете — копия.

Н. Куликова: А еще у Саши три кота, подобранных на улице. А я люблю у вас читать интервью, вчера про Степана Дмитриева читала.

О. Лаврова: А я люблю делать такие интервью, хотя они отнимают очень много времени и сил. Но все равно надеюсь в новом сезоне делать их чаще.

А. Чекманов: Вот сегодня читал у вас про Дорошева, про отказ ему и про историю с подписями... Лично мне много людей звонило и спрашивало, куда можно прийти и за Леонида Кузьмича подпись поставить.

О. Лаврова: Грустно становится от таких выборов. Но не будем о грустном. Расскажите, что предпочитают слушать работники музыкальной радиостанции?

А. Чекманов: Наш строгий Денис Ершов - страстный поклонник джаза. Для него просто не существует другой музыки. А я предпочитаю старую попсу. Из современной музыки я мало что знаю, уже не успеваю, тут уже дочка с какими-то именами и названиями подходит.

Когда-то многие песни было когда-то тяжело достать, помню, на вокзале, у унивемага «Феникс» стояли будки, где на прозрачные пластинки записывали песни. И магнитофонов не было, и записей не было. Друг у друга по сто раз все переписывали. Расцвет студий звукозаписи!

Помните, недавно Bad Boys Blue приезжал и все интересовались, настоящий или нет? А ведь его в те годы по телевизору не показывали. Была единственная программа, которую показывали в Новогоднюю ночь. Ну вот Modern Talking выпустили две пластинки в России, их хотя бы внешне можно было узнать – это Дитер Болен, это Томас Андерс. А у остальных ничего выпущено не было, так что не знаешь, кто и приехал. Просто продавалась кассета «Bad Boys Blue»-88, или -89. Если сборники – помечаешь для себя песни галочками.

Н. Куликова: Кстати, «Ретро ФМ» иногда ставит в эфир оригинальные композиции, с каким-то шипением, антуражем, виниловым скрипом.

А. Чекманов: Хотя есть возможность их подчистить, подшкурить, но зачем? У нас самих есть в фонотеке эти песни перемастеринговые какими-то студиями, адаптированные к современному качеству, ремиксы, кавер-версии на старые хиты, что, кстати, привлекает молодежь.

О. Лаврова: Спасибо вам за приятную беседу. Желаем вам реализовать все задуманное, создать интересные программы и подготовить грандиозное празднование пятилетия! А мы обязательно будем вас слушать.