Сергей Дроздовский: «Новгородцам повезло с дорогами, они лучше европейских»

С человеком, который уверен, что новгородским автомобилистам повезло с дорогами больше, чем многим европейцам, я познакомилась недавно и совершенно случайно: на родительском собрании в детском саду-школе «Тополек».

Директор «Автошколы Таксопарк плюс» пришел в образовательное учреждение с благодарностью к руководству школы и просьбой к родителям. «Тополек» оказался одним из немногих образовательных учреждений Великого Новгорода, которое пошло на сотрудничество с автошколой. Сергей Дроздовский уверен, что воспитывать не только водителей, но и пешеходов, должны профессионалы и с раннего детства:

- Мой стаж вождения составляет уже более 30 лет, и стиль вождения новгородцев меня удивляет до сих пор. Начнем с того, что сам я изначально не новгородец. Для начала 2000-ых годов была характерна такая ситуация: питерцы, приезжая в Новгород, оставляли автомобиль в Трубичино и дальше катались по городу на такси, потому что боялись маневров новгородских водителей.

- А я знаю, что некоторые новгородцы и сейчас боятся ездить по улицам Петербурга и поступают точно также, приезжая в Северную столицу.

- Я приведу в качестве примера такую особенность новгородского вождения, хотя это даже «фишка» всего Северо-запада: водители очень любят включать левый поворот при въезде на перекресток с круговым движением – это жутко бросается в глаза. А ведь даже сам автомобиль противится этому: человек, въезжая на кольцо, поворачивает направо, и включенный левый «поворотник» выключается, и водитель включает его снова и снова. Водители объясняют это тем, что едут по кругу… Я думаю, что в свое время в Новгороде была низкая школа подготовки, может не очень корректно так говорить, но я знаю, что одна из новгородских автошкол даже учила включать левый поворот в подобных ситуациях. А когда ученик возмущался и говорил, что «в экзаменационных билетах правильный вариант – это включение правого поворота, а ты меня заставляешь включать левый», инструктор объяснял: «в билетах ошибка».

А сейчас за счет серьезной конкуренции между автошколами сама система подготовки водителей начинает выравниваться, подтягиваться. Ценовая категория, скажем по категории «В», она похожая (есть, конечно, дорогие школы, есть дешевые, но в целом расценки похожи), поэтому конкурировать приходится за счет качества. Хотя еще есть дешевые школы: я сравниваю это с колбасой, можно купить за 60 рублей, можно и за 300, а если хочется лучше, но не хватает денег – берешь за 250. И сегодня себестоимость обучения ученика в автошколе колеблется в районе 20 тысяч рублей (из этой суммы выплачивается аренда помещений, зарплата инструкторов, расходы на ГСМ).

- А как Вы прокомментируете рейтинг автошкол, составляемый по количеству ДТП, с участием водителей-новичков? Выпускники вашей школы с опытом вождения менее 3 лет в 2012 году попали в 10 ДТП, больше только у учеников УКК (учебно-курсовой комбинат) – 13 аварий?

- Я считаю, что такой анализ ДТП нужно проводить. Более того, мы несколько лет добивались, чтобы эта статистика была более-менее правдивой, с учетом числа выпускаемых учеников. Раньше считали так: у этой школы 6 аварий, а у этой 4, значит она лучше, ведь ДТП меньше. Долго разбирались, и выяснилось, что та школа, у которой 4 аварии, выпустила всего, скажем, 30 водителей, а мы со своими десятью выпустили 1000 учеников… Вот уже 5 лет, с 2008 года, ведется нормальная статистика, в которой высчитывается коэффициент аварийности, зависящий и от числа аварий, и от количества выпущенных автошколой учеников.

- Хорошо, а как, по-вашему, можно снизить аварийность на дорогах? Как Вы считаете, новый способ ГИБДД – установка радара в автомобиле такси – оправдывает себя?

- Мое мнение немного другое: не надо прятать камеры в салонах машин, в кустах… есть хороший европейский опыт, где камеры стоят достаточно часто, и об этом предупреждают знаки.

Я хочу привести Вам пример с Германией: там 20 лет назад на дорогах гибло 22 тысячи человек, в 2012 году – 3700. За 20 лет они сумели снизить уровень аварийности, при этом за тот же период автопарк у них вырос в 5 раз.

Как они это сделали? Два фактора: неотвратимость и ужесточение наказания – установка камер, которые беспристрастны, и независимо от «красоты госномера» или специальных корочек нарушитель будет наказан. При этом достижения немцев получены на советском опыте, они взяли у нас систему талонов нарушений, в которых инспектор делал «просечки», при получении 4-ой отправляешься на переэкзаменовку. В Германии аналогичная система штрафных баллов. И экзамены там принимаются очень жестко, 45 минут, при этом ученика гоняют не только по городу, но и по автобанам. У нас же в противовес – ряд улиц для движения учебных машин наоборот запрещен, поскольку по данным администрации они мешают остальным автомобилистам.

- И потом, имея «права» на руках, как минимум первое время, человек панически боится центральных улиц со сложными развязками. А статистика аварий с участием учебных машин подтверждает мнение администрации?

- За 16 лет, пока мы работаем на этом рынке, у нас было 2 ДТП. Судите сами, много это или мало. Более того, оба ДТП произошли на разрешенных для езды учебных машин улицах.

Вернемся к вопросу о системе подготовки водителей. Сегодня автошколы подтянулись к одному уровню, но вопросы все равно остались, в частности, по накатке часов при учебном вождении. Вот по итогам всероссийской прокурорской проверки выяснилось, что не все автошколы дают положенные часы.

- Разве нельзя научиться ездить за 20 часов, обязательно ездить 50? Может быть, потенциальный обладатель водительского удостоверения «всю жизнь по деревне ездил», теперь только документ нужен?

- Нужно откатать обязательную программу. Даже я, 30 лет за рулем, не считаю, что умею ездить. Я раз в несколько лет все равно у кого-то чему-то езжу учиться. Это необходимо. Вы любую профессию возьмите, ведь, если не учиться, то быстро отстанешь. А водитель – это все-таки профессия, а не развлечение, как некоторые привыкли считать.

- А как же тот факт, что есть такая категория водителей, которые покупают права? Вот в одном из районов нашей области знакомый знакомых заполучил заветный кусок пластика всего за 5 тысяч рублей…

- Слухи ходят, и, наверное, это есть. Ну а смысл? Я расскажу Вам на эту тему старый добрый анекдот:

Узбек сидит в канаве возле разбитой машины и плачет: «Вай-вай, права купил, машина купил, а ездить не купил…».

Так смысл покупать права?

- И все же вернемся к вопросу качества обучения водителей. Не так давно шли разговоры о том, что необходимо увеличить сроки обучения с 2-3 месяцев чуть ли не до полугода. Вы поддерживаете эту идею?

- В этом нет смысла. Та программа, которая сейчас существует, очень хорошая, с достаточным количеством часов вождения, главное, хорошо давать материал, а ученик должен понимать, насколько ему это необходимо. Очень полезный курс был введен в свое время – «Психология вождения». Можно выучить теорию, ПДД, научиться отлично управлять автомобилем, но, не зная и не понимая психологических основ, которые действуют на дороге, попадать в очень неприятные ситуации.

К сожалению, сегодня многие будущие водители при выборе автошколы выбирают ту, что ближе к дому, где более разгруженный график занятий. Но надо понимать одну вещь: автомобиль – это автомат, даже хуже. Человек, по сути, получает в руки боевое оружие, а пользоваться им не умеет – он сможет присоединить рожок, нажать на курок, а в какую сторону стрелять не знает. Доказательством тому статистика смертности на российских дорогах – около 30 тысяч погибших ежегодно.

Приведу еще один замечательный европейский пример. Хорватия - маленькая страна, с немногочисленным населением, которую потрепали военные выпады со стороны Сербии и Черногории. Там решили, что терять генофонд они больше не могут. Потому там действует не палочный метод как у немцев, а сознательность граждан. И сами люди плохо относятся к нарушителям. Но как мне сказал один хорват, этот метод у нас тоже не сработает, пока в России живет 150 миллионов человек, потерю 30 тысяч никто и не заметит.

И это третий фактор в ситуации с высокой аварийностью – наше российское воспитание. Почему мы и пошли в детские сады, школы, где пытаемся объяснять детям и родителям, как применять ПДД на дорогах. Ведь, если родители пренебрежительно относятся к правилам, то и ребенок, как промокашка, впитывая все то, что делают родители, поступает аналогично. Если он знает, что переходить дорогу вне пешеходного перехода нельзя, но родители, опаздывая на автобус, перебежали, он сделает точно также.

На мой взгляд, хороша европейская инициатива – юношеские права, позволяющие ездить с 16 лет на автомобиле в сопровождении взрослых. И в 18 лет, при замене удостоверения на обычные, человек уже имеет огромный практический опыт. Это также может повлиять на снижение аварийности на дорогах.

- Сергей Владимирович, возможно, Вы дадите универсальный совет нашим читателям-автомобилистам, как избежать аварии, как правильно вести себя в «пробках»?

- А Вы знаете, почему у нас пробки? Потому, что водители нарушают правила дорожного движения. Дороги у нас самые лучшие в Европе!

Сейчас я скажу страшную, может не очень приятную и корректную вещь: Великая Отечественная война принесла нашей стране не только горе, а и немного помогла. Те места, города, где побывали немцы, были практически разрушены, и потом вновь отстроены уже после 1945 года, соответственно, улицы расширились. Посмотрите на проспект Мира, там 4 полосы для движения, широченная дорога. А вы знаете, что такая полосность на автобанах в Германии, при этом полосы у них по 3 метра, у них не были разрушены города и не было возможности построить дороги вновь, потому в населенных пунктах в основном двухполосные дороги, по одной в каждую сторону.

Я почти всю Европу объездил, и, если путешествуя по России, я не могу себе позволить расслабиться, то там я отдыхаю, выставляю круиз-контроль и знаю, что при разрешенной скорости 90 км/ч никто не станет меня обгонять, ни я сам не полезу.

- А как же качество дорог? Вы не согласны с тем, что оно тоже влияет на аварийность?

- От качества дорог не зависит уровень аварийности и объясню почему: внутри европейских городов качество дорог в десятки раз хуже, чем у нас. Возьмите Прагу – большая часть исторической части города выложена брусчаткой, Ригу – дорогие узкие и некачественные. Тут вот в чем секрет: если в Европе в городах установлено ограничение 50 км/час, и водители едут 48-49, то у нас при ограничении скорости в 60 - едут 70 километров в час.

- Или 75, на скорости, освобождающей от минимального штрафа.

- И вот именно здесь и заключается разница в отношении к законам. Меня много лет пытаются убедить в том, что в России невозможно ездить по правилам. Я езжу. После знакомства с Европой я езжу по правилам. И тут хорошее подспорье – видеорегистратор, который не только запечатлеет все то, что происходит на дороге, но и он же дисциплинирует самого водителя.

- А как же «какой русский не любит быстрой езды»? Вы сами, насколько я знаю, автогонщик. Вы соблюдаете разницу между гоночной трассой и дорогой обычной?

- Был такой период активного автоспорта в моей жизни. У меня самые любимы соревнования – ледовые. Я участвовал в Чемпионате России, один раз вышел в финал Чемпионата России по Северо-западному округу. Сейчас в профессиональных гонках я уже не участвую, а как любитель - всегда.

Я скажу так: навыки спортивного вождения или экстремального вождения, которые люди могут получить в автошколе, применять на дороге нельзя. И хотя трасс для профессиональных гонок у нас не осталось, есть места, где могут выплеснуть адреналин любители.

У нас ежегодно проходит Чемпионат Новгородской области по автомногоборью среди автолюбителей, куда может приехать любой на своем автомобиле. И здесь нет даже намека на состязание машин – что есть у стритрейсеров, которых я не очень люблю, здесь идет состязание в мастерстве. Чемпионат состоит из 8 этапов и проходит весь год. Вот сейчас закончился зимний этап (зимняя гонка была накануне 23 февраля).

Также желающие получить острые ощущения, могут принять участие в гонках на картодроме, которые проходят в последнюю субботу каждого месяца. Заплатив стартовый взнос человек может сначала на время проехать на своем автомобиле, потом на карте. Пожалуйста, места для гонок у нас есть, не нужно мериться амбициями на городских улицах.

- Сергей Владимирович, спасибо Вам! Успехов в профессиональной деятельности и новых побед на гоночных трассах!