Петр, велосипедист: «Не надо бороться за права велосипедистов, надо бороться за права людей»

Тема велодвижения в Великом Новгороде меня интересовала давно. Сам передвигаюсь по городу на этом транспортном средстве и знаю прекрасно, что Великий Новгород не самый комфортный город для велосипедистов. Но вот странное дело, при попытке найти в интернете это самое велосообщество всякий раз натыкаешься на общественника Елену Михайлову, говорящего от имени новгородских велосипедистов. И только на нее. Что, других членов велосообщества в Великом Новгороде нет? А может и самого сообщества не существует? Я решил разобраться.

Скажу честно, мне понадобилось достаточно много времени для того, чтобы выйти на связь и договориться о встрече с теми, кто, на мой взгляд, действительно является лицом и душой Новгорода велосипедного. Ребята не стремятся к известности и не считают, что велосообщество как таковое в городе существует. Вчера группа энтузиастов собралась, как они выразились, на «неспешную прогулку до быков». Мы договорились встретиться в «Макдональдсе» в Колмово.

«Петр, велосипедист» - представился мой собеседник. Мне вспомнилось «Юра, музыкант». Почему-то эта аналогия для меня осталась в процессе всей беседы.

- Вело-Новгород, то самое сообщество велосипедистов, наличие которого всячески декларируется в СМИ.. Оно де-факто существует? И может ли как-то влиять на ситуацию?

- Для меня - нет. Я не знаю никакого движения и лично его не вижу. Нет ни юридического лица, ни какого-то устава, ни каких-то организаторов и лидеров. Структуры такой нет. Велосипедисты, которые ездят по городу с различными целями - это люди разрозненные. Другое дело, что существует среди определенной группы людей некая концепция. ]

Кому-то нравится в выходные дни выезжать за город и кататься по различным дорогам, или по иным маршрутам. Я называю это концепцией. Эта концепция объединяет некоторое количество людей. Собираются, договариваются и куда-то едут. Как сегодня. Таких концепций масса и вот они да, объединяют. Не каждый день в любой момент, а на какое-то конкретное время.

- И все же вопрос влияния на ситуацию, движения в защиту прав велосипедистов, остается открытым.

- Я никогда не участвовал ни в каком движении в защиту, против или за или еще что-то такое. Я просто езжу на велосипеде. Использую велосипед именно как средство передвижения. Зимой и летом, круглый год.

- Правильно ли противопоставлять человека на велосипеде прочим? Двигающимся пешком, на общественном транспорте или автомобиле?

- Противопоставлять людей в гражданском обществе нельзя. Никому. Это противоречит принципам гражданского общества. Город должен быть прежде всего повернут лицом к человеку. Город для человеков и строился. И в идеале город должен быть местом жизни, работы, досуга людей, максимально комфортным для всех, будь то человек, который пешком идет в магазин или человек, который куда-то едет на любом виде транспорта. Город должен быть для человека.

- Сейчас о проблемах велосипедистов заговорили. Можно сказать, заговорили, как о людях. Раньше этого не было?

- Раньше я слышал о людях на велосипеде только такую информацию в СМИ: «В каком-то районе неустановленный автомобиль сбил гражданина, двигающегося на велосипеде, который скончался на месте». Больше о велосипедистах никто и не говорил. Сейчас развиваются технологии, информация становится все более доступной, блоги, сайты, форумы.. Люди стали больше обо всем говорить. В том числе, появилась информация и о велосипедистах, разная информация.

- На Ваш взгляд, по Новгороду передвигаться на велосипеде сейчас комфортно?

- Возможно. Не буду говорить, комфортно, но это возможно. Возможно использовать велосипед как эффективное средство городского транспорта. Есть проблемы и вопросы, которые требуют решения. Но это существует везде, в любом городе любой страны. Просто по разному они решаются либо не решаются. А люди, которые вынуждены ездить здесь и сейчас, просто приспосабливаются.

Если придерживаться каких-то основных принципов, то ездить можно нормально на велосипеде по Новгороду. Причем использовать велосипед как средство транспорта у нас гораздо легче, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Гораздо меньше расстояния от дома до работы. Меньше людей, более свободные тротуары. Новгород в плане развития велосипеда как общественного транспорта город, безусловно, перспективный.

- Взаимоотношения велосипедиста с другими участниками движения... Многие велосипедисты боятся ездить по дорогам, предпочитая тротуары. Бывает недопонимание, даже конфликты. Да и тротуар, если откровенно, место для пешеходов. Как Вы считаете, должен ли велосипедист находиться на пешеходном тротуаре?

- Давайте дифференцируем. Гражданская культура. Конфликты между людьми, грубость, взаимное непонимание. Эта проблема существует везде. На дороге среди автомобилистов и на тротуаре между пешеходами, между пешеходами и велосипедистами. Это проблема одна. Заключается она в том, что наши граждане не умеют взаимодействовать в случае пересечения интересов.

А насчет того, где должен ехать велосипедист, мое мнение таково: он должен ехать там, где ему безопасно. Самый главный аспект передвижения по городу - безопасность. Но передвигаться необходимо так, чтобы никому не мешать. По возможности.

Нужно помнить, что ты на тротуаре все же гость, а пешеход там хозяин. Среди пешеходов есть пожилые люди, дети, это надо помнить. Ну а конфликты и перебранки... Это никому из нас не нужно. Вопрос взаимного уважения.

- А когда велосипедист передвигается по дороге?

- Там другой момент. Велосипедист на дороге не заметен. По ПДД велосипедист на дороге - полноправный участник движения. А на практике необходимо придерживаться принципа «едь так, как будто тебя нет». Потому что тебя не видят. Даже если велосипед оснащен специальными световыми сигналами, его все равно не видят. Кстати, как и мотоциклистов. Транспортное средство маленьких габаритов анфас практически незаметно. Это нужно помнить велосипедисту всегда. Велосипед замечают метров за двадцать в потоке транспорта, это очень опасно.

А самый главный аспект в том, что если произойдет столкновение, то велосипедист практически всегда пострадает. Получит травму, иногда - не совместимую с жизнью. Автомобилисты при столкновении защищены своими коробками. Велосипедист ничем не защищен. И он всегда будет пострадавшим вне зависимости от того, кто виноват. Велосипед - очень опасное средство транспорта при движении по проезжей части. Поэтому я прошу: не сгоняйте велосипедистов на проезжую часть.

- Не секрет, что масса велосипедистов не знает и знать не желает правил дорожного движения. Как быть с этим, на Ваш взгляд?

- Парадокс. С одной стороны, велосипед признан транспортным средством. С другой стороны, водитель этого транспортного средства не обязан иметь права. А раз не обязан, не будет. Есть пробел в законодательстве. Тут на помощь могут придти общественные технологии, пропаганда. Нужно, чтобы стало модно быть культурным. Культура поведения, вождения, в том числе и велосипеда. Чтобы было модно извиниться, попросить о чем-то. Пусть это будет модным трендом, пусть это будет круто! Давайте устроим флеш-моб на всю Россию, давайте все станем культурными!

- Кто этим должен заниматься? У любой акции должен быть организатор и идейный вдохновитель.

- Без идеологии такая акция невозможна. Хорошо бы, чтобы идеологом выступало государство. У нас декларируется демократическое гражданское государство. Почему нет? А можно начать с себя. Самому стать вежливым, своих знакомых к этому привлечь. Призывать всех знакомых к нормальному, спокойному и вежливому поведению. Что касается грамотности, я, например, предлагал: давайте снимем серию мультфильмов и пустим их по телевидению. Мультфильмов, которые бы популярно разъясняли принципы передвижения на велосипеде по городу. Да, деньги нужны. Пусть это будет не федеральной программой, а местной. Городской, областной. Не такие уж и большие на это нужны средства.

- По Вашей оценке, много ли людей, которые ездят на велосипеде? Не катаются, а ездят из пункта «А» в пункт «Б» по своим делам.

- Не больше 5% жителей Великого Новгорода. Это в самое благоприятное время. Пока это очень узкая социальная группа. Многих людей смущают два аспекта. Это страх перемещения по улицам и то, что велосипед негде оставить. Велосипед - объект повышенного внимания воров. Воруют их очень много и ничего с этим в ближайшее время сделать будет нельзя. Люди беспечны и никто не верит в то, что его чудо украдут.

- Значит, велостоянки необходимы? И нужно требовать, чтобы их ставили?

- Требовать ничего не надо. Нужно понимать: предприниматель, владелец магазина, возле которого нет велостоянки, исключает велосипедистов из числа своих клиентов. Кстати, в «Макдональдсе», как мы видим, стоянки для велосипедов нет. Зато есть «Макавто». Но нет “Маквело”. Но давить ни на кого нельзя, должна быть свобода выбора во всем.

- А как же взаимодействие с властями по поводу устройства велодорожек? Тоже свобода выбора власти?

- Для Великого Новгорода самый перспективный момент это принятие новых знаков в ПДД, подразумевающих совместное использование тротуаров для велосипедистов и пешеходов. У нас большинство тротуаров достаточной ширины для совместного использования, осталось это узаконить юридически. ГИБДД уже внесло соответствующие предложения. А вот когда мы строим новые улицы, необходимо выделять дополнительные средства для проектирования велодорожек. И это мы требовать должны.

- Кто-нибудь занимается проблемами велосипедистов в городской и областной думе? Депутаты?

- Я не знаком с такими лицами. Но мне не очень нравится сама постановка вопроса. Если вспомнить Елену Михайлову, которая позиционирует себя как специалиста по public relations, то когда она предложила: «а давайте поборемся за права велосипедистов», я был против. Потому что бороться надо за права граждан. Не надо специально строить велодорожки. Давайте строить город, который будет удобен всем. Велосипедистам, пешеходам, автомобилистам. Жителям города.

- Велосипед для Вас это образ жизни?

- Да. Но необходимо обратить внимание и на материальный аспект. У меня есть автомобиль, он мне нужен для периодических передвижений по городу и области. Когда я езжу на автомобиле, у меня уходит порядка 10000 рублей в месяц только на топливо. Когда я на велосипеде, я экономлю и экономлю существенно. Плюс экология и здоровый образ жизни. Все это очень важно.

- Вы за то, чтобы в городе было больше велосипедов?

- Я за то, чтобы город был для человека. Уже говорил об этом, но еще раз повторю. Мне бы хотелось, чтобы у жителей Новгорода была гордость за свой город, за город удобный и комфортный для проживания, чистый и красивый. Но таким его надо делать каждый день. И начать с себя.

Фото: Антоний Киш, Татьяна Яковенко, блог Сергея Митина