А РЖД-то не монополист, или Как искусственно тормозится развитие российской экономики

Принято считать, что на территории Российской Федерации полноценной железнодорожной инфраструктурой владеет только ОАО «РЖД» и ее дочерние компании, однако это не соответствует реальности, пишет «Сенсаций нет», приводя в пример Якутскую, Ямальскую и Крымскую железнодорожные компании, то есть те, которые помимо основного вида деятельности осуществляют еще и пассажирские перевозки.

Начнем мы с Якутской железнодорожной компании. Несмотря на то, что о необходимости строительства железной дороги на территории Якутии говорили еще в начале ХХ века, история ОАО «АК «ЖДЯ» свое начало берет в 90-е годы, а полноценно перевозчик начал работать только в XXI веке. Если следовать официальной точке зрения, то линия «Железных дорог Якутии» – это дорога от станции Беркакит на юге республики до станции Томмот, маленького городка на юге республики Саха. Однако на практике железнодорожные пути доходят почти до столицы республики, но они до сих пор официально не были введены в эксплуатацию — ее используют по схеме «временной эксплуатации», то есть для перевозки грузов первой необходимости. Отметим, что акции ОАО «АК «ЖДЯ» принадлежат правительству республики Саха (Якутия), ОАО «РЖД» (в районе 40%) и миноритарным акционерам, управляется советом директоров.

Ямальская железнодорожная компания была создана в 2003 году, руководством ЯНАО, существующим тогда Министерством путей сообщения, заинтересованными корпорациями и неким частным лицом, которое не раскрывается. Этому, уточним, предшествовали десятилетия предварительной и прошедшей, учитывая климатические условия, зазря работы. Полностью дорога в эксплуатацию не введена. ЯЖК использует несколько, причем порою разделенных, участков дороги, некоторые из которых вообще взяты в аренду. Основная линия — от Нового Уренгоя до Ямбурга. Следует уточнить, что пассажиров ЯЖК не возит, но обслуживает — в Новом Уренгое работают здания двух вокзалов — станции Коротчаево и, собственно, Новый Уренгой. Так что выходит, что в кассе компании продадут билеты на поезда, которые обслуживают другие пассажирские компании — «ФПК», «ЖДЯ», «ТКС» и прочие.

ФГУП «Крымская железная дорога» — самая молодая из «автономных» железнодорожных компаний России и создана она была в 2014 году. Но без постоянного сообщения с сушей грузоперевозок у КЖД немного, а пассажирские перевозки — планово-убыточные. Поэтому ФГУП «КЖД» очень хочет слиться с ОАО «РЖД», что станет возможным после запуска Керченского моста, пока же этот вопрос не особо хотят комментировать, ибо тут напрямую затрагивается политика. Однако стоит сказать, что регулярное сообщение есть между всеми крупными городами полуострова: Евпаторией, Феодосией, Симферополем, Керчью и так далее.

А теперь ответим: для чего мы вообще подняли эту тему? Возьмем Якутию. Пока на постоянной основе здесь не будут ходить поезда, не смогут осваивать крупное месторождение железной руды, что в перспективе выльется в металлургический комбинат. А это новые рабочие места, освоение новых территорий, строительство, появление инфраструктуры и так далее. Так что все к тому же: к экономике, к ее развитию, к тому, как выходить из кризиса…

Фото: Фотоэнциклопедия железнодорожного транспорта (станция Томмот).