Угловка опережающего развития: в Новгородской области появится первая ТОР

В 2018 году в Новгородской области появится так называемая территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР). Выбор пал на поселок Угловку – моногород, который находится близ Окуловки. Об этом сообщает пресс-служба областного правительства. 

Создание ТОР предполагает существенные налоговые послабления для компаний, находящихся на этой территории, в течение пяти лет после получения первой прибыли. В случае с Угловкой это химические и фармацевтические предприятия, которые будут освобождены от налогов на прибыль, землю и имущество. 

Согласно проекту, в Угловке должно появиться 600 новых рабочих мест при инвестициях на сумму 4,5 млрд рублей. Инвестировать будут в модернизацию ООО «Автохимстандарт», строительство химпроизводства ООО «Химабсолют», косметического производства «Валдайская косметика» и фармацевтической фабрики ООО «МРАБ». О градообразующем АО «Угловский известковый комбинате» в пресс-релизе не сообщается. 

Для получения статуса и налоговых льгот руководителям, в частности, главе Окуловского района Сергею Кузьмину пришлось пройти трудный путь. Свой проект превращения Угловки из рабочего поселка в город он представил еще летом 2017 года в подмосковном Сколково. 

Как представляется, главными условия для создания ТОР являются наличие инвесторов, удобное транспортное расположение и заведомо прибыльный проект. Стоит отметить, что согласно Федеральному закону о ТОР, принятому в 2014 году, территории опережающего развития в регионах, не относящиеся к Дальневосточному федеральному округу и особо социально неблагоприятным моногородам, можно было создавать только через три года после вступления этого закона в силу. 

Мы решили обратиться к опыту Дальнего Востока, где впервые появились ТОСЭР и ТОР. Менее месяца назад «Ведомости» опубликовали отчет Счетной палаты о неэффективности ТОР, по крайней мере, как способа привлечения инвестиций. Созданные в 2015 году на Дальнем Востоке территории и моногорода мало изменились за эти два года. Из-за отсутствия сроков и штрафов за их срыв только на трех из 18 дальневосточных ТОР инвесторами был составлен проект развития. Основными проблемными точками ТОР называют простой выделенных под них бюджетных средств, срыв сроков строительства и отсутствие инфраструктуры, создание которой стоит больших денег – аналогичные проблемы были у предшествующей ТОР инициативы особых экономических зон (ОЭЗ).