Договор на автобусы КСП ещё в 2013 году посчитала несправедливым и невыгодным

Тема не слишком комфортного проезда в общественном транспорте в Великом Новгороде остаётся актуальной.

Как известно, серьёзная проблема возникла после того, как компания «Питеравто» забрала из Великого Новгорода свои 92 автобуса.

Эти автобусы были городским транспортным предприятием взяты в аренду в 2011-12 годах. Тогда, после прибытия очередной партии ЛиАЗов, ранее обслуживающих территорию «Автоваза» в Тольятти, вице-мэр Павел Морозов сказал «Вашим новостям»:

- Они продавались по довольно «вкусной» цене – 1 миллион 700 тысяч рублей за автобус. «ПАТ-2» при этом не купило, а взяло их в аренду, размер оплаты за которую – на порядок меньше.

В сентябре 2013 года работу муниципального предприятия проанализировала городская Контрольно-счётная палата. В её отчёте было отмечено, что расходы на запчасти составили почти 94 % к уровню 2011 года - несмотря на то, что было списано 80 старых автобусов. И - «более чем в четыре раза (с 1,3 млн. руб. до 5,6 млн. руб.) увеличились расходы на оплату услуг сторонних организаций по содержанию и ремонту транспортных средств. Увеличение указанных расходов в основном было связано с выполнением работ по опрессовке газовых систем и аттестации баллонов на технике, взятой в аренду. Данный факт свидетельствует, что полученная предприятием в 2011-2012 годах в аренду техника требовала осуществления ремонтных работ в объемах, сопоставимых с эксплуатационными показателями имеющейся техники».

Анализируя два договора аренды автобусов, заключённые на три года, аудиторы отмечали: не предусмотрен выкуп автобусов, арендодатель имеет право раз в год менять цену аренды, может разорвать договор по своей инициативе (а у арендатора такого права нет). Разорвать договор можно было в случае пропуска двух платежей. И уже в конце 2012 года такое право у арендодателя появилось – город мог остаться без автобусов.

КСП отмечала, что договор, подписанный руководителем «ПАТ-2» давал «Питеравто» право контроля над финансовой деятельностью городского предприятия.

И делала вывод: уменьшение затрат на горючее при использовании автобусов на газовом топливе не сопоставимо с расходами по оплате аренды: «Заключение указанных договоров аренды привело к увеличению общих затрат предприятия в 2012 году почти на 50 миллионов рублей».

О дальнейшем много писали новгородские СМИ: в 2014 году депутаты передали «Автобусный парк» области, которая немало задолжала ему по компенсациям за перевозку льготников. Новое руководство решило расторгнуть дополнительное соглашение, которое продлило аренду. И в этом году его поддержал Арбитражный суд Санкт-Петербурга. Но пока шли судебные разбирательства аренду за автобусы не платили, а долг рос. И в итоге «Питеравто» машины в срочном порядке забрало.

На этой неделе на новгородское предприятие поступили пять автобусов 2013 года выпуска, взятых в лизинг в Ярославле. Рассчитаться за них должны до 2021 года, выплатив 66,5 миллиона рублей.

Сегодня эти автобусы выходят на обслуживание городских маршрутов.