Интервью

Дневник о мире на войне

За плечами известного поэта Дмитрия Артиса – два похода в зону СВО. О своей жизни на фронте он рассказывал во многих интервью. Ниже – небольшая беседа о книге Артиса «Дневник добровольца», которая готовится к печати и совсем скоро увидит свет.

Дмитрий Артис (Источник фото: Википедия)

– После твоего первого похода в зону СВО сложилась поэтическая книга «Он шагает по войне», после второго – «Дневник добровольца». Стихи не шли?

– Не шли. Мне для стихов необходим внутренний покой. Ощущения счастья. Даже самые депрессивные стихи были написаны мной в состоянии полной гармонии с самим собой. Такая психофизика. Второй выход за ленточку был тяжелым. Требовалась мощная внутренняя мобилизация. Не до поиска внутреннего покоя. И пусть парни, окружавшие меня, думали, что я среди них самый благодушный, расслабленный, но я-то знал, что творится у меня внутри и как я был напряжен, натянут, собран.

– Расскажи, с чего начинался «Дневник»? Когда и каким образом пришел замысел?

– Замысла не было. Искал подпорки. Чтобы не сломаться. Больше всего боялся сломаться, дать заднюю, спятисотиться. Стихи не шли. Поэтому решил просто записывать интересное, неординарное. Писать о парнях, которые рядом. Гонять слова. Мозг от большого количества адреналина разжижается. Страшно тупишь. Дневник помогал сосредоточиться. Отсекать лишнее. Концентрироваться на главном. Давал волю к жизни. Парни частенько в слова играют на войне. Составляют из букв. Я составлял из слов предложения.

– Ты говорил, что последний контракт начинал с караульного в комендантском взводе, а закончил командиром боевой группы штурмового подразделения. Получается, вернулся с книгой в телефоне. Она писалась на ходу?

– На ходу, на лежках, во время коротких перерывов. Есть записи, сделанные «в процессе выполнения» боевых задач. Я не относился к своему дневнику как к книге. Ни к чему не обязывающие записи, которые обязывали ко многому. Обязывали и привязывали к жизни. Не давали рукам опускаться, ногам – подгибаться, а спине – горбиться. К тому же дневник превращался в неплохого собеседника, умеющего слушать и слышать. Я выговаривался в него. Он стоически терпел меня. Подбадривал. Смеюсь.

– Предисловие к «Дневнику добровольца» написал Захар Прилепин. Знаю, для тебя это важно. Скажи, почему именно Захар стал одним из первых читателей твоей книги?

 – Идет война. Исходил из принципа «не навредить». Мало ли чего болтанул, что может сыграть на руку противнику. Захар не просто один из ведущих писателей. Он еще и военный. Офицер. Мог подсказать, чему пока еще не время. Но получилось так, что я в общем-то ни одного слова из песни не выкинул. Изначально запрещал себе называть топонимы, позывные командного состава, описывать цели и боевые задачи. Был страх, что погибну, и телефон, хранящий записи, попадет во вражеские руки. Дневник получился больше о людях на войне, о том, как они ведут себя, как справляются с трудностями, о чем говорят в момент смертельной опасности и не только. Дневник о людях и любви к ним. Дневник о мире на войне.

– Совсем недавно ты допустил мысль, что в будущем литература откажется от формата социальных сетей и «уйдет в книги», на бумагу. Может быть, это уже происходит? Сколько прекрасных поэтических книг вышло в России за этот год.

– Социальные сети – для общения. Литературе нужен простор. Она не усидит в рамках жесткого формата. Да и самому чтению сопутствует одиночество, что никак не вяжется с формой жизни в соцсетях. Человек устает от постоянного пребывания на виду. Плюс ко всему природная тяга к тактильности. Есть большая разница: читать книгу в бумаге или с гаджета. С гаджета – книги одинаковые. С бумаги – все разные.

– А какая она, на твой взгляд, грядущая русская литература?

– Русская литература не меняется. Это величина постоянная. Поэтому лишне говорить, какой она будет в грядущем. Такой же, какой была во времена «Слова о полку Игореве». Во времена Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого. Во времена Горького. Во времена Шолохова, Платонова, Булгакова, Бабеля. Во времена Шукшина и Шаламова. Во времена Лимонова и Соколова. В наши с тобой времена. Русская литература по большому счету – это как наше народное творчество, где одна сквозная тема – борьба добра со злом. Всё остальное, даже если написано на русском языке, никакого отношения к русской литературе не имеет.

– Есть ощущение, что книгой ты зафиксировал не только свою историю? Что «Дневник добровольца» – часть общего канона русской литературы?

– В дневнике – моя история. История парней, которые были со мной. Какими я видел их. Может быть, в действительности они были другими. Но я видел такими. Иногда мне хотелось, чтобы они были лучше. Ещё лучше. Чтобы они были не людьми, а «рыцарями в сияющих доспехах». Но они вот такие, настоящие, живые. В керамической броне.

У нас такое количество канонов, что высасывать из пальца новый не имеет никакого смысла. Русская литература перетекает из канона в канон, непроизвольно, порой внутри одного произведения. Канон – это нечто сдерживающее. А как можно сдержать русскую литературу? Невозможно. Мы дадим злу шанс на победу, если начнем сдерживать русскую литературу.

Беседовал Дмитрий Ларионов

Ваши Новости

Recent Posts

Украинские дальнобойщики бастуют против мобилизации

Водители выставили фуры на трассе Киев - Одесса в знак протеста против закона о мобилизации

10 часов ago

Химия между Путиным и Си: переговоры прошли успешно

Также он добавил, что по итогам неформальной встречи двух лидеров «химия» между ними упрочилась

10 часов ago

Украина запросила у США разрешения на удары по территории России

Украина попросила помочь определить цели на территории РФ для нанесения ударов

10 часов ago

Америкой управляют идиоты, — заявил Дональд Трамп

Выборы президента США состоятся 5 ноября

16 часов ago

Грета Тунберг осваивает новую поляну

Зачем глобалисты финансируют пропалестинские митинги

1 день ago