Майор Гром как архетип русского героя

Недавно вышедший в прокат фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» представляет собой первый отечественный кинокомикс, то есть экранизацию, в основе которой лежит комикс российского производства.

Его протагонист Игорь Громов, полицейский из Санкт-Петербурга, хоть и не единственный русский супергерой на экране (так или иначе своеобразные супергерои появлялись у Тимура Бекмамбетова в «Черной молнии» (2009) и Сарика Андреасяна в «Защитниках» (2017)), однако он значительно отличается и от своих предшественников, и от западных коллег по горячему цеху.

От этого становится интересно, чем же именно Майор Гром уникален и почему, на наш взгляд, его образ является архетипом русского героя, пусть и недостаточно хорошо реализованным.

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо для начала обратиться к природе супергеройских комиксов.

Известный факт, что их родина – США. В конце 30-х годов прошлого века, когда хватка Великой депрессии на горле Штатов начала ослабевать, на журнальных страницах издательства Detective Comics возникает новый персонаж, заложивший фундаментальные принципы супергеройства – Супермен.

По сути, он олицетворял собой сверхчеловека (его имя, впрочем, так и переводится), имеющего набор способностей с приставкой супер: суперзрение, суперсилу, супервыносливость, суперинтеллект и т. д. Свои умения он использовал для восстановления справедливости в мире, сначала борясь с нечестными бизнесменами и коррумпированными политиками, а затем – с суперзлодеями, обладающими, в общем-то, такими же физическими характеристиками, как и сам Супермен.

Здесь важно отметить, что Супермен на самом деле не совсем человек. Его сверхъестественные способности объясняются внеземным происхождением – он родился на другой планете. Такая, казалось бы, неприметная и очевидная деталь биографии персонажа популярных комиксов и есть ключ к пониманию супергеройского мифа, который составляет ядро массовой американской культуры.

Все супергерои США получили свои суперспособности в результате именно внешнего воздействия. Это либо технические изобретения (Бэтмен, Железный человек), либо научные эксперименты (Человек-паук, Капитан Америка), либо иные влияния, связанные с местом рождения или родословной (Аквамен, Тор). Специфика источника суперспособностей неслучайна, она напрямую связана с историческим контекстом Америки начала XX столетия, когда страну один за другим потрясали экономические и социальные кризисы.

Супергеройский комикс такого типа мог родиться только в стране, не имеющей символов-прародителей и своих мифических героев. Ценностно-культурная матрица, которая веками создавалась логосом различных цивилизаций, отсутствовала в США и поэтому была синтезирована с нуля и как бы оплодотворена извне, на что и указывает генезис супергероев. Великую депрессию раздавил Супермен, Вторую мировую выиграл Капитан Америка, преступность разогнал Бэтмен, а Флэш развеял страх, связанный с возможностью ядерной катастрофы в рамках холодной войны.

Картина в России естественно иная. Создавая своих, «родных» супергероев, отечественные художники изначально пошли неправильным путем, дублируя западный оригинал. Ни «Меченосец», ни «Защитники», ни «СуперБобровы» не смогли прижиться на русской почве, потому что строились по американской модели. А вот Майор Гром (пусть и заимствует жанровые штампы из Голливуда и вселенной комиксов) воплощает истинного русского героя.

Мифологические стереотипы в России культивировались на основе реальных культурно-бытовых ситуаций. Тысячеликими Героями становились не придуманные мутанты или деформированные жертвы коварных опытов, а вполне себе обычные и действительно существующие люди – пожарные, солдаты, космонавты, рабочие, полицейские. Стержнем их героизма служил подвиг, который направлен на защиту системы традиционных ценностей.

Игорь Громов не обладает суперспособностями и вообще, с точки зрения современности, представляет собой маргинальную личность. Нелюдимый полицейский, работающий за копейки и ночующий на работе, проживает где-то на чердаке, не женат, в свободное время участвует в подпольных боях. Тем не менее, образ Майора Грома идеализируется, так как он, жертвуя не только своим комфортом, но и жизнью, борется за справедливость родного города исключительно законными методами.

Формулу русского супергероя можно выразить словами Юлии Пчёлкиной, этакой Мэри Джейн в мире «Майора Грома». «Супергерой не тот, кто обладает суперспособностью, а тот, кто победил Суперзлодея». Не обязательно уметь летать или выпускать из глаз лазерные лучи, чтобы быть героем. Важно победить.

 Автор Денир Курбанджанов

Фото: kinopoisk  audiodrama.fandom.com geekcity.ru