«Человек-муравей и Оса»: юбилейная халтура, или Наплевав на все законы физики

Посыл Marvel абсолютно понятен: разбавить слишком серьезную с легким налетом трагизма атмосферу первой «Войны бесконечности» перед выходом второй. Поэтому от «Человека-муравья и Осы» даже потенциально не ожидалось чего бы то ни было грандиозного и мощного, да и рейтинги и отзывы критиков о первой части «Муравья» ясно говорили о том, что в сиквел круто вкладываться не будут. Но, черт возьми, это же не означает, что к созданию фильма тогда вообще нужно подходить «тяп-ляп» и спустя рукава (причем очень длинные, как у смирительной рубашки)! Тем более, лента, как ни крути, юбилейная — двадцатая по счету! Но, увы, компания, видимо, опьяненная успехом последних «Мстителей», решила поступить именно так. По принципу «схавают». Под шуточки и гримасниченье — схавают и даже не заметят «некондиции» и туфты. Вынужден разочаровать. Чем, собственно, и спешу поделиться.

Для меня это было новостью: оказывается, что если сиквел, то основная завязка оригинального фильма элементарно дублируется. В продолжении «Муравья» у доктора Хэнка Пима (Майкл Дуглас) все так же пытаются стибрить его гениальные разработки. В данном случае, аж целую лабораторию, которая может уменьшаться до размеров небольшого чемодана на колесиках. Ну, собственно, это презабавное обстоятельство ей и позволяет переходить из рук в руки: схватил и покатил, будто в отпуск собрался. Но не в этом суть: могли бы придумать и что-нибудь более креативное, а не дублировать «Муравья». Или я что-то путаю: и чуть приукрашенный повтор нынче зовется удачной находкой? Если так, то — удивительно. Просто удивительно. Остается покачать головой и развести руками: как я, мол, безнадежно отстал от современных тенденций. Впрочем, здесь есть еще одно объяснение, возможно в Marvel посчитали, что самоповтор понятие простому повтору далеко неравнозначное, но качественно от него отличное и вообще иное. Тогда, конечно, да, никаких вопросов: это вы, ребята. Здорово придумали. И как у вас так получается, чтоб не повторяться?

Человек муравей и Оса

Однако это ни в какой мере не проясняет и не оправдывает обилие ляпов. Такое чувство, что в «Человеке-муравье и Осе» Marvel решила достичь недостижимых высот по количеству дырок и неувязок. Например, когда Оса ведет Муравья первый раз в лабораторию, то ясно видно, что они спускаются в лифте вниз на какой-то энный подземный этаж, но, когда лаборатория складывается в чемоданчик, никакого углубления не видать, как ни пяль глаза. Впрочем, на это еще можно было бы не обратить внимания, тем более, что спуск на подземный уровень осуществляется всего лишь единожды, но вот на то, что дом, оказывается, может крепко стоять на земле без фундамента — на это глаза закрыть уж никак нельзя. Это уж, простите, ни в какие ворота не лезет! Вы свои фантазии хоть как-то корректируйте с принципом реальности, чтобы уж полной-то лажи не было. Особенно, если каждую минуту раздается слово «квантовый». Да что там раздается! Нам, зрителям, даже демонстрируют этот величественный квантовый мир, который со строением атома не имеет ни малейшего сходства, а больше смахивает на какую-то выдуманную вселенную, в которой есть все необходимое для жизнедеятельности человека, пусть и сильно-пресильно уменьшенного в размерах. Вот уж никогда не предполагал, что если бы человек стал меньше атома, то у него враз отпали бы все естественные потребности: ну, там, связанные с воздухом и пищей. Ибо в квантовом мире ни воздуху, ни пищи просто неоткуда взяться! Однако, судя по главной Осе (Мишель Пфайффер), с метаболизмом у нее все в порядке: она постарела аккурат на предусмотренные тридцать лет. Вот вам заодно и последнее слово науки, о котором сами научные мужи почему-то решили промолчать или — как вариант — не доперли покамест: время в квантовом мире течет абсолютно так же, как в нашем! Нобелевскую премию Marvel за научное открытие! С приставкой «супер»!

Человек муравей и Оса 5

И вот таких промахов в фильме столько, что голова идет кругом. Того и гляди, что грохнешься в обморок! В фильме не только повсеместно нарушаются физические законы (да их вообще ни во что не ставят!), но и логические — это уж как обычно. Я, если честно, так и не понял, зачем Билл Фостер (Лоуренс Фишборн) помог нашей незадачливой компании с тем, как найти Призрака. Что он этим хотел добиться, если выступал с ним, точнее, с ней, в единой связке? По логике, он должен был наоборот всеми силами запутать нынешнего Муравья (Пол Радд), его предшественника и Осу (Эванджелин Лилли). Наверное, его цель была настолько хитроумной, что для того, чтобы ее понять, нужно обладать сверхспособностями. Хотя бы как тот же Призрак (Ханна Джон-Кеймен).

Человек муравей и Оса 7

Кстати, о ней, о Призраке. Более серого, блеклого и какого-то вообще невнятного суперзлодея я у Marvel не припомню. Да, были злыдни, что смех разбирал, но таких — призрачных! — еще не было. Да и злодеем, тем более «супер», назвать Призрака язык не поворачивается. Отнимается напрочь. Ну какой к лешему, скажите, злодей?! Просто несчастное, очень несчастное, больное существо — разболтанное в квантовом смысле, нестабильное. Ну, человек, конечно, что уж я это — существо? Человек, оказавшийся не в то время не в том месте. И не более того. Что, у нашего Призрака какие-то планы по мировому господству? Утверждению нового мирового порядка? Тоталитарного строя? Уничтожения всего человечества? И так далее, и тому подобное, и прочее? Нет и еще раз нет. Призраку просто больно, и она, как и всякое живое существо и человек в том числе, желает прийти к балансу, то есть от этой боли избавиться. И все. И ничего сверх этого. Никаких диктаторских замашек и маньячных настроений. Призрак уж скорее жертва, чем злодей. Про супер — я вообще молчу. В фильме настоящих злодеев нету. Как, собственно, и настоящих героев. Из тех, что супер.

Человек муравей и Оса 3

Нет-нет, дорогой читатель, не удивляйся. Это не опечатка и не описка. Да, в фильме про супергероев таковых нету. Ибо давайте не будем, во-первых, забывать, что делает героя таковым. Стремление к самопожертвованию ради людей, гипертрофированное чувство справедливости и прочая, прочая. Помните историю капитана Америки, когда он еще был худосочным юнцом, которого не брали даже в армию? Ну тот эпизод, где швырнули учебную гранату, будто настоящую. Что он сделал, когда его бравые и раскаченные коллеги наделали в штаны, помните? Да, точно: накрыл эту гранату собой, чтобы при взрыве не пострадали другие курсанты. Вот это — пример героизма. А процедура, сделавшая его сильным и выносливым, она просто добавила функционал, потенциал же у него был изначально. А кого спасают здесь? Первую Осу? То есть супергерои сосредоточились на своих личных заморочках, забыв про человечество? И это делает их супергероями — так, что ли?

Человек муравей и Оса 8

Нет, здесь мне могут прооппонировать, что супергероями их делают сверхспособности. Отлично! Еще одно откровение: оказывается, что для того, чтобы быть супергероем, достаточно суперспособностей! Ставить знак равенства между этими двумя вещами явно не стоит — все равно что уравнять баланду и деликатесы. Да и какие это сверхспособности к тому же! Это просто такие замечательные костюмы: напялил на себя и вот уже со сверхспособностями товарищ. Костюмы — это не более, чем помощь героическому духу. Но здесь никакой героики нет. Наоборот: желая наладить собственные жизни (прибегнем к мелодраматическому словарю), эти так называемые супергерои ставят под удар кучу человеческих жизней! Это не Призрак — злодей. Это Оса с Муравьем и Пимом в придачу — злодеи. Причем с приставкой супер. Вот тут все сходится аккуратненько. Мотивация их поступков сугубо эгоистичная, как и у всех представителей темной стороны. Да, они хотят спасти из квантового мира мать Осы, Осу номер один, но каков выхлоп, а? Посмотрите, что они устраивают ради этого! Какая каша заваривается! Так пусть она и сидела бы там в своем заточении — так и хочется сказать: разрушений было бы меньше — это точно.

Человек муравей и Оса 2

В общем, создатели ленты перевернули все с ног на голову, не оставив от действительно супергеройской тематики ничего, кроме костюмов, наделяющих их обладателей рядом выдающихся способностей. И все. В «Человеке-муравье и Осе» вся героика сводится к какой-то мелодраме с элементами фантастики. А ведь потенциально можно было создать фильм о том, как наши герои проникают в иной мир — и не надо наворачивать здесь квантовую физику, не надо, здесь все очень сложно: зачем выставлять себя, а заодно и зрителей дураками? — и расписать их похождения в этом ином пространстве по полной — так, чтоб не оторваться было. Почему не пойти было этим путем? Вот там можно было нарыть и какого-нибудь суперзлодея, который готовит страшную диверсию человеческому миру. И все было бы по правилам. А так… двадцатая лента Marvel'овской вселенной оказалась спущенной шиной. Вроде бы и напоминает колесо по внешнему виду, но стоит включить зажигание, как становится ясно, что далеко не уедешь. Разумеется, если автомобиль не оборудован для телепортаций. Ну а это, сами понимаете, уже совершенно другая история, не имеющая к юбилейке ни малейшего отношения.

Кадры из открытых источников.