«Мстители: Война бесконечности»: сольник плохиша, или Да здравствуют Пол Пот и Путин!

Вот они — «Мстители: Война бесконечности» — самая настоящая «Война и мир» от Marvel. И это не преувеличение — ни на грамм, ни на миллиметр, ни на прочие мелкие единицы измерения. Проект настолько масштабный, что аж дух захватывает. Причем так мощно, что не отпускает и после затитровой сцены, вводящей Капитана Марвел. Не отпускает, как рука, сдавливающая вам горло — до тех пор, пока мозг не останется без кислорода и глаза не вывалятся из орбит.

Посудите сами: в ленту о «Мстителях» умудрились впихнуть не только Черную Пантеру (Чедвик Боузман) и доктора Стрэнджа (Бенедикт Камбербэтч), но и Стражей Галактики в полном составе, что растянуло пантеон героев настолько, что выделить необходимое время для полноценной реализации каждого вышло за рамки реального. Отчего, казалось бы, главные, сильные персонажи превратились во второстепенных, если не сказать больше: массовку. И от этого не то чтобы даже грустно, но как-то пусто. Ты уже следишь за приключениями не каких-то отдельных супергероев, каждый из которых со своими тараканами, проблемами, отношениями с другими, но взвода, где личностные характеристики напрочь отсутствуют.

Мстители 1

Возьмем основной костяк. Если Тони Старк, он же — Железный человек (Роберт Дауни-мл.), и Брюс Бэннер, он же — Халк (Марк Руффало), еще как-то появляются на экране, то такие вроде бы центральные персонажи, как Капитан Америка (Крис Эванс) и Черная вдова (Скарлетт Йоханссон) уже большой роли не играют. Представьте, что их не было вовсе в «Войне бесконечности». Фильм что-нибудь потерял бы — по существу, я имею в виду? Несли ли там эти герои какую-нибудь серьезную сюжетную нагрузку? Нет и еще раз нет. Не было бы их — ровным счетом ничего бы не изменилось.

То же самое касается и Тора (Крис Хемсворт). Все его злоключения особого отношения к основной линии не имеют. Если бы в ленте все было обставлено так, что все это время он плутал в космосе со своими асгардовцами, то дыры бы его отсутствие в «пейзаже картины» не сделало. Ну нет и нет. Про изначально второстепенных персонажей, таких, как Сокол (Энтони Маки) и Баки (Себастьян Стэн) — я вообще молчу. Их главная задача была в том, чтоб просто отметиться: что в момент сражения они были в списке бойцов подразделения. Отрадно, что этой незавидной участи избежал самый харизматичный и обаятельный злодей — Локи (Том Хиддлстон).

Мстители 7

С этого, собственно, фильм и начинается. С того, на чем закончился «Тор: Рагнарек»: звездолет, на котором бог грома вместе со своим братом и асгардовцами летят к земле после их «местечкового апокалипсиса», оказывается захвачен злыми инопланетниками под предводительством Таноса, суперзлодея с Титана, спутника Сатурна. Локи героически погибает. В живых остается только Тор, которого подбирают Стражи Галактики.

А, ну и Халк в списке выживших — его успевают катапультировать на землю, где он встречается с доктором Стренджем, его слугой Вонгом (Бенедикт Вонг) и Тони Старком. Вместе они сражаются с посланниками Таноса, отправленными за двумя камнями бесконечности. Один находится у Стренджа, другой — у Вижена (Пол Беттани), у которого наметилась интрижка с Алой Ведьмой (Элизабет Олсен). В результате Старк, Стрендж и Человек-паук (Том Холланд) отправляются на Титан, где пересекаются со Стражами Галактики. Капитан Америка с Черной вдовой и Алая Ведьма бьются на земле за Вижена, а Тор занят изготовлением нового молота, чтобы прийти на помощь тем, кто на земле будет участвовать в решающей битве. Она, кстати сказать, произойдет в Ваканде, чтобы, понятное дело, задействовать и Черную Пантеру.

Мстители 4

Ясно, что для такого эпика два с лишним часа экранного времени — пшик! Все настолько спрессовано, утрамбовано и сжато, что не представляется ни одной возможности, чтобы проникнуться хоть одним персонажем. Только начнешь следить за Тони Старком, Стерджем или тем же Тором — бах! — и пропали. Ищи-свищи. На смену романтическая история с Алой Ведьмой и Виженом. Только начнешь проникаться и снова: бах! И что-то другое. И так далее.

Стоит ли говорить о том, что все сложные отношения между Мстителями опущены за ненадобностью. Например, конфликт между Тони Старком и Капитаном Америкой так и не разрешается, да, о нем упоминают, но как-то вскользь, но из-за их противоречий, напомню, в «Противостоянии» была устроена настоящая бойня. Точно также не развивается любовная линия между Черной вдовой и Брюсом Бэннером — а ведь они не виделись три года! Нет, понятно, что сейчас, когда Танос атакует, не время уединяться в алькове, но все же хотя бы разговор, черт возьми, должен был состояться! Да и Тор не особенно-то скорбит по Локи, хотя тот умер более чем достойно. Ясно-ясно, нету времени. Чтобы дать ход всем линиям, нужно часов шесть хронометража — а кто ж столько высидит-то? Поэтому выход один — обрезать. Что тождественно обезличеванию.

Мстители 9

В таком ключе заикаться о каких-то нестыковках — даже неловко: краска заливает лицо и язык перестает слушаться. Допустим, куда запропастился Вонг, нырнув в свою пространственно-временную дыру? А спутник Сатурна — там климатические условия совсем иные, нежели те, которые предстают на экране. В таком случае могли бы какую-нибудь вымышленную планету выбрать, что ли, чтоб не было никаких противоречий. Но нет: создателям ленты именно Титан понадобился. Так следуйте тогда хоть минимальному набору условностей правдоподобия!

Вот объясните мне, когда это успели адаптировать организмы землян к суровым условиям Титана с его азотом и метаном? Помнится, в одноименной ленте главному герою пришлось много чего перенести, чтобы сделаться пригодным для условий спутника. А здесь… точно не спутник другой планеты, а другой штат — в лучшем случае какая-нибудь Мексика или Куба!

Ладно, Питер Паркер — его радиационный паук жвакнул, можно еще представить, что с его биохимией произошли какие-то изменения, и он теперь может по Титану как по земле разгуливать, но Тони-то никто не кусал, никаким трансформациям он не подвергался. Или это чудодейственная сила вибраниума? Вот уж суперметал — позволяет азот в углекислый газ перерабатывать! О подобных ляпах строчить можно долго, но нужно ли, в особенности, исходя из того, что в ленте появился новый, сильный и даже местами проработанный персонаж — Танос?

Мстители 2

Пожалуй, именно выходцу с Титана досталось больше всего экранного времени. Да и вышел он наиболее сделанным и цельным. В отличие от множества суперзлодеев с их навязчивой идеей вселенского господства или тотального уничтожения всего живого, у Таноса есть нормальная рациональная теория, обеспечивающая ему мотивацию. И эта теория, что самое главное, если рассматривать ее без предубеждений и гуманистической истерии, не лишена определенного разумного зерна. То есть к чему я веду? Да к тому, что Танос — это не какой-нибудь псих с дальней планеты, а вполне себе революционер, больше того: спаситель Вселенной. Да, именно спасти Вселенную — вот, что действительно заботит нашего плохиша.

Итак, Танос исходит из того, что Вселенной грозит крах вследствие нарушения баланса между населением и эксплуатацией/экспроприацией природных недр. То есть жителей на разных планетах становится все больше и больше, а природных ресурсов все меньше и меньше. Отсюда вырождение и гибель — прямое следствие. Идея мощная и актуальная, несмотря на банальность. Тем более, что Танос пришел к ней не столько рациональным путем, проводя дни в размышлениях и философских медитациях, — это уже случилось на его планете. Когда эквилибриум сильно накренился, он выступил с этим революционным предложением. Разумеется, к его словам никто не прислушался. Ему еще и попало за инициативу. Но он оказался прав: вскоре вся его планета вымерла. Развалины, кладбище космических кораблей и желтый песочек — шаблон постапокалиптического земного пейзажа, скрупулезно перенесенный на Титан. И вот чтобы такого не произошло со всей Вселенной, он и решил сохранить баланс. Что, в свою очередь, по мысли революционера и спасителя означало уничтожить половину живущих.

Мстители 8

Вполне гуманистическая идея, если отбросить визги и слюни. Новаторство Таноса заключалось в том, что он не проводит никакой расовой либо еще какой черты разделения, то есть даже не он решает, кому жить, а кому — исчезнуть. Здесь он до крайности беспристрастен. Патологически честен, я бы сказал. И это, разумеется, не может не вызывать симпатий. Как и то, что Танос не лишен так называемых человеческих чувств. Он действительно любит свою приемную дочь Гамору (Зои Салдана). Жертва, которую он приносит, чтобы заполучить камень души, погружает его в бездну скорби, но цель слишком масштабна: что значит одна жизнь, пусть и любимой дочери, в сравнении с жизнями миллиардов?

Идея вырезать половину живущих, дабы другая благоденствовала, воскрешает в памяти одного яркого коммунистического лидера, главу Красных Кхмеров. Да, я говорю о Пол Поте. И эта параллель более чем уместная. Во-первых, лидер Кампучии не страдал ни сребролюбием, ни жаждой к роскоши. Возглавив движение и преступив к реализации своего плана, который заключался в том, чтобы установить коммунизм путем уничтожения лишней массы народа, он вел суровый аскетический образ жизни. И, во-вторых, он, как и Танос, был абсолютно честен: даже его самые ближайшие родственники не избежали общей участи. И в этом отношении Танос куда гуманнее камбоджийского лидера, в разы. Он дарует безболезненную быструю смерть. И оставшейся половине будет действительно лучше.

И еще одна политическая параллель, впрочем, весьма грустная. Так, Владимир Путин в своем новом майском указе заявил, что бедность должна быть снижена вдвое. Показатели превыше всего, не так ли? Чтобы снизить бедность вдвое — надо просто, чтобы половина умерла от бедности. Думается, к этому степенно все и движется. Но — вернемся к фильму.

Мстители 5

Теперь о том, как он собирается это сделать: собрав все шесть камней бесконечности. Именно они могут даровать ему такую силу, которая необходима для выполнения миссии. И весь фильм, по существу, и посвящен сбору этих камней. Не считая нескольких эпизодов (путешествие за камнем души и финальную битву, допустим), этот поиск представлен несколько скучно и уныло. Можно было бы придумать что-нибудь и повеселее, чтобы Танос еще более раскрылся. Тем более его небезынтересная паства, которая орудует на земле — абсолютно лишена истории, не прописана ни на ноготок, что не привносит интриги и сопереживания. Но, тем не менее, Танос — это единственный персонаж, который запоминается, оставляет какие-то эмоции. И, по сути, третья часть «Мстителей» превратилась в сольник плохиша. Вследствие чего концовка, когда в прах разлетается половина супергероев, правда, не самых важных, выглядит вполне закономерной. Сольник должен оканчиваться победой. Полной и безоговорочной.

Если смотреть на «Войну бесконечности» с такого ракурса, то, в принципе, можно сказать, что фильм удался. Marvel'овская «Война и мир» состоялась. Братья Руссо справились с поставленной задачей. Не без огрехов, ляпов и оплошностей, но когда было так, что их не было? Лично я не припомню. А вот по масштабности задумки — собрать всех супергероев вместе, чтобы на их фоне сделать сольник суперзлодею, который по существу никакой ни суперзлодей, но гуманист высшей пробы — такого еще не было. И это, без сомнения, останется в памяти надолго.

Кадры из открытого доступа.