Ушла из жизни профессор, основатель научной школы Тамара Шпикалова

На днях в Великом Новгороде Президент России Владимир Путин назвал народные промыслы «частью нашего культурного кода», пообещав им дополнительную государственную поддержку. 

Профессор кафедры изобразительных искусств и методики преподавания НовГУ, основатель научной школы в области художественной педагогики Тамара Шпикалова посвятила отечественному культурному коду - народному искусству, промыслам и ремеслам - всю свою жизнь. 

Недавно Тамары Яковлевны не стало, но её дело продолжают ученики. Единомышленники Тамары Шпикаловой преподают в НовГУ. Среди них - наша постоянная читательница, кандидат педагогических наук Ольга Тимонина, которая и рассказала нам о своем учителе и её научной школе.

«Научная школа Шпикаловой занимается разработкой этнохудожественной образовательной системы на основе народных традиций. Причём охватывается единое образовательное пространство: детский сад - школа - учреждения дополнительного образования - колледж – вуз», - говорит Ольга Тимонина.

Под руководством Тамары Яковлевны вышли в свет образовательные программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», «Изобразительное искусство и художественный труд», а также учебно-методические комплексы (УМК), включающие учебники, учебно-методические рекомендации, пособия, рабочие тетради, комплекты художественно-дидактических таблиц, которые обеспечивают успешную реализацию программ.

Среди них - «Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество», «Детям о традициях народного мастерства», «Я живу в России», «В мире народного творчества».

Главное и последнее детище ее коллектива - УМК «Изобразительное искусство» для начальной и основной школы, вошедшее в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования для работы по новым образовательным стандартам.

«Уважительное и бережное отношение к художественному наследию России, воспитание интереса к искусству народов мира в УМК осуществляется через региональный компонент - обращение к культуре и искусству родного края. Это привлекает множество художников - педагогов, которых волнует духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения», - рассказала нам ученица Шпикаловой.

Большой вклад внесла Тамара Яковлевна в развитие художественно-педагогического образования в Новгородской области. Она часто бывала в Новгороде, участвовала в народных праздниках в музее деревянного зодчества «Витославлицы», встречалась с преподавателями. Но особенно велика ее заслуга в становлении художественно-педагогического образования в НовГУ. Как мы уже отмечали выше, в нашем университете трудятся продолжатели дела Шпикаловой.

Так, под руководством кандидата педагогических наук Галины Поровской осваивают декоративно-прикладное искусство будущие художники-педагоги. При кафедре изобразительных искусств и методики преподавания, которую возглавляет Галина Поровская, действует лаборатория народного и декоративно прикладного искусства, работают курсы повышения квалификации педагогов.

Опубликованы учебные пособия, посвященные художественным традициям народных промыслов России и Новгородского края, разработаны разнообразные художественно-дидактические пособия для школ на основе принципов освоения народного искусства.

Крестецкая строчка, новгородские изразцы, реплики археологических находок новгородской керамики, новгородский традиционный костюм, который студенты шили своими руками, плетение из бересты – это далеко не весь перечень того, что осваивали выпускники кафедры. Благодаря этой работе этнохудожественное образование входит в практику образовательных учреждений Новгородского региона.

Продолжатели дела Шпикаловой работают и на кафедре педагогики и методики начального обучения. Наша собеседница Ольга Тимонина ведет там работу по исследованию истории народного искусства и внедрению новгородских ремесел и промыслов в систему непрерывного образования Новгородской области.

Интересно, что Ольга Юрьевна проводит семинары в других регионах. Так, например, в прошлом году наша читательница побывала на Сахалине. Жители острова – воспитатели детсадов и учителя - с интересом осваивали новгородские монастырские ремесла и художественные промыслы, делали лоскутных кукол, учились писать на бересте и церах.

Отметим, что в рамках научной школы Шпикаловой есть устоявшиеся традиции детско-юношеских научных экспедиций. Так, воспитанники Детской Академии русской культуры не раз бывали в таких экспедициях на Новгородчине. Они встречались с учеными НовГУ и мастерами народного искусства, знакомились с крестецкой строчкой, новгородскими изразцами и керамикой, учились берестоплетению у Владимира Ярыша и слушали наигрыши гуслей в Центре музыкальных древностей.

«Сегодня можно с уверенностью сказать, что идеи этнохудожественной педагогики, разработанные Тамарой Яковлевной, воплощенные в подготовке выпускников НовГУ, стали неотъемлемой частью современной новгородской культуры и образования, - говорит Ольга Тимонина. - Благодаря непосредственному живому общению с искусством родного края, народными ремеслами и промыслами на уроках, которые проводят выпускники НовГУ, у школьников формируется эмоционально-ценностный взгляд на культуру Новгородского края и России в целом».

Фото: архив нашего издания, сайт Новгородского музея, открытые источники интернета

Лишь некоторые из учебников и пособий, созданные Тамарой Шпикаловой и её последователями: