Евгений Гришковец представил новгородцам «Шёпот сердца»

Знаете, положа руку на сердце, признаюсь: как и прошлые спектакли этого мэтра театра одного актёра, премьеру «Шёпота сердца» я ждала с огромным нетерпением.

И, несмотря на то, что Евгений Гришковец приезжал в наш город уже в третий раз, свой заветный билетик я приобрела буквально в первые дни продажи билетов, ещё несколько месяцев назад. Однако в отличие от прошлых спектаклей этот, на мой взгляд, получился самым неоднозначным и спорным из тех, что мне довелось увидеть, включая интернет-версии других работ автора. Но, обо всём по порядку.

«Шёпот сердца» создавался целых три года. И, как рассказал сам Евгений Валерьевич, это самый трудный спектакль, поскольку говорит он со сцены не от своего имени или лица героя. На этот раз со зрителем общается, а иногда и шепчет его собственное, человеческое сердце.

«Два часа говорить взрослому мужчине о себе в среднем роде, это трудно», - с первых минут начинает шутить автор и тут же напоминает свою традиционную просьбу отключить мобильные телефоны, чтобы не пугать его подсвеченными из темноты страшными синими лицами.

А спустя мгновение Сердце начинает рассказывать своему человеку, как ему там внутри живётся. И, хотя мы видим гору романтичных розовых лепестков, реанимационная лампа над ней, излучающая попеременно все спектры цветов от белого до красного, не даёт расслабиться ни на минуту.

Сначала мы всем залом в унисон смеёмся, поскольку практически каждый зритель вновь и вновь узнаёт себя и собственные крайности, которые не по душе сердцу: то обжорство, то голимый сельдерей и жутко невкусная пища, приготовленная на пару. Покупка весов и круглосуточное взвешивание «с одеждой и без неё, до еды и после... дикая фитнес-эпилепсия, сменяющаяся гастрономическими марафонами, включая съеденные тайком гадости с майонезом.

После пламенный мотор недвусмысленно намекает на то, что за ним нужно следить гораздо лучше, чем некоторые отъявленные автомобилисты берегут сердца своих железных коней.

- Вот в машину ты что льёшь? Бензин, и только самый лучший. А в меня? (намёк на алкоголь). И если старый движок машины ты ещё сможешь выкинуть, то меня заменить.... Бррр. Даже представить не могу сердце чужого человека...

«А любовь?! - восклицает сердце. - Это то, что заставляет меня биться часто, а ведь я даже не видел (это удел глаз и мозга) объект, который заставляет меня работать на износ». Потому любить нужно поменьше, советует оно (Вот уж дудки! - прим. автора.). Вообще всего нужно поменьше. Например, амбиций.

- Не нужно показывать всем, что ты всё и лучше всех знаешь, больше видел и читал. Поменьше нужно и ответственности, она в нашей стране из обычной быстро превращается в уголовную. И денег тоже нужно поменьше. Чем больше денег, тем больше проблем, и сами эти проблемы становятся глубже и дороже.

Ещё поменьше нужно гневаться (тут соглашусь на все 100%! - прим. авт). По мнению сердца, пусть и праведный, но всё-таки гнев отбирает у человека слишком много душевных сил. Пускай человек будет хоть трижды прав, но в гневе он сам себя не любит, он несчастлив. От этого он теряет здоровый сон и возможность полноценно отдыхать, особенно когда постель превращается из места восполнения сил в полигон для переваривания всего, что произошло с человеком за день.

«Если хочешь жить подольше, а этого, не отпирайся, хочет каждый, то нужно всего поменьше», - снова и снова возвращает нас автор к своей главной мысли. И всякий раз окунает нас попеременно в ту или иную типичную человеческую мечту. Например, о тихом маленьком домике в деревне с курами и козами, или занесенную снегом избушку в тайге с минимальным запасом для счастья и жизни: любимые книги, чай с пряниками, да запас дров, которого хватит до весны. Такие радужные картины оно перемежает рассказами о человеческих страхах и фобиях. От боязни летать на самолётах до недоверия собственному сердцу, которое может отказать в любой самый неожиданный «в самом расцвете лет» момент.

Ещё сердце вспоминает, каким был человек в детстве, каким он ему больше всего нравился. Беззаботным, легко прощающим и забывающим обиды, умеющим в один выдох избавляться от дневных проблем и легко проваливающимся в сон при любой возможности.

Пожалуй, я могла бы ещё долго говорить о спектакле, все больше и дальше увязая в деталях. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Особенно, когда речь идёт о таком авторе, как Гришковец. Тем более, что если верить информации с сайта автора, в скором времени будет снята видеоверсия спектакля. Очень советую посмотреть хотя бы её. А ещё лучше сходить на встречу с актёром, режиссёром, писателем Евгением Гришковцом лично! Не пожалеете!

Напоследок я бы сравнила его спектакли с хорошим, глубоким фильмом, основанным на реальных событиях, который цепляет и держит в напряжении до самой развязки, и который при этом не прибегает к спецэффектам, а также дорогостоящим и меняющимся декорациям.

Фото: ekb.kassy.ru , afisha.yuga.ru, lit-org.ru, 1ul.ru.