Новгородцы и «Левиафан»: обсуждают и осуждают

В субботу, как мы сообщали, в библиотеке имени Дмитрия Балашова состоялись просмотр и обсуждение фильма Андрея Звягинцева.

Представил его зрителям аспирант философского факультета Кирилл Аленевский. По его мнению, Звягинцев в этом фильме достиг тех вершин, которые только может достигать кино. Рассказанная в «Левиафане» история не только о нашей действительности, её могут понять и в Америке, и в Африке, поскольку универсальна.

Мнения публики разделились.

Александр Андреевич Лукин:
- Фильм, безусловно, талантлив, но на многих, конечно, произведёт тягостное впечатление. Звягинцев ничего не рассказывает до конца, и в этом и сила, и слабость фильма. Моё поколение хотело бы пусть не благостных фильмов, как «Кубанские казаки» (хотя и его смотрим с удовольствием), но чтобы были расставлены акценты, был положительный герой. И потом, некоторые вещи их нельзя показывать «как в жизни». Мы хотим обманываться. Неужели, правда, «Оскар?».

Возглас с места: «Дадут!».

Олег Кузнецов:
- Я при просмотре испытал дежа вю. В моём детстве было много таких фильмов. Обычно там афганец приезжал в провинциальный город и там боролся с преступностью и в финале погибал. Ещё там обязательно в середине показывали женскую грудь. Тогда же появилось слово «чернуха» для обозначения таких фильмов. После просмотра «Левиафана» появляется желание, чтобы появился бомбардировщик и всё это снёс. Этот фильм – прямолинейная агитка, которая бьёт по системе власти в России, по московскому патриархату. Министерство культуры просто должно потребовать возврата денег, выделенных на фильм.

Николай Сумароков, новгородский меценат:
- В фильме абсолютно прозрачные ходы. Да, это абсолютная агитка, но я не думаю, что она как-то очерняет Россию. Он не о русских, а о человечестве вообще. Типичный буддистский взгляд – непосвящённым незачем жить.

Ольга Балашова, библиотекарь:
- Мне это напомнило впечатление от «Жертвоприношения» Андрея Тарковского. Мы с подругой тогда вышли из кинотеатра с таким впечатлением: слава Богу, мы живы. И ещё вспоминается «Они сражались за Родину» - это честный фильм о войне, но в нём как-то обошлись без мата.

Одна из участниц обсуждения сказала, что сама из Мурманской области, и считает, что в фильме сделан очень правильный срез северной жизни. Анархист с философского факультета посоветовал всем читать Бакунина и Кропоткина. Кирилл Аленевский в ответ на одну из реплик заявил, что мусор – это то, что смотрит 90% зрителей. Наконец, ещё одна участница сказала, что если бы Звягинцев ставил себе задачей что-либо очернить, то не снимал бы таких пейзажей, а приехал бы куда-нибудь в Новгородскую область.

В общем, мнения разделились и, как известно, не только в Великом Новгороде. Спасибо новгородской библиотеке за организацию этой встречи. И Андрею Звягинцеву, чей «Левиафан» поднял такую волну.

Фото: Павел Власов