В Великом Новгороде впервые прозвучали сложнейшие для исполнения концерты Прокофьева (аудио)

Красивую дату выбрали молодые пианисты Константин Звягин и Николай Медведев для своего новгородского выступления «Концерт концертов: Прокофьеву посвящается» - 14.04.2014 года.

В минувший понедельник в зале филармонии собралась вся Детская музыкальная школа им. П.И. Чайковского, все ожидали выступления Константина Звягина, новгородца, лауреата многочисленных международных конкурсов, выпускника этой школы, ныне студента 5 курса Российской Академии Музыки имени Гнесиных (Москва). Всем хотелось вновь услышать выступление сына директора школы, Елены Ивановны Звягиной, которая без малого 20 лет возглавляет ДМШ им. Чайковского.

Многие из собравшихся слышали фортепианный дуэт Константина Звягина и аспиранта РАМ им. Гнесиных, лауреата многих международных конкурсов Николая Медведева (Москва). Осенью этого года пианисты выступили в Великом Новгороде как участники фестиваля-конкурса «Венок Шопену» (они исполняли виртуозные сочинения Ф. Листа).

Для этого выступления музыканты выбрали самые сложные для пианистов сочинения - концерты для фортепиано с оркестром № 2 и № 3 Сергея Прокофьева, которые в Великом Новгороде ещё не исполнялись.

И тому есть причина. Эти концерты, написанные Прокофьевым в 20-е годы прошлого века, столь трудны, что даже сам великий Святослав Рихтер их не брал в свой репертуар! Он относил их к вершинам пианизма наряду с Сонатой № 29 Бетховена и вариациями Брамса на темы Паганини. Выучить наизусть фортепианную партию - это подвиг для любого музыканта, для молодых – особенно. Недаром сам Прокофьев, выдающийся пианист своего времени, более всего любил исполнять концерт № 2, он постоянно исполнял его и несколько раз переписывал, усложняя партии солиста и оркестра.

В первом отделении партию фортепиано в концерте №3 исполнял Константин Звягин, а партию оркестра в авторском переложении Прокофьева - Николай Медведев. Во втором отделении пианисты поменялись местами за роялями: солистом выступил Николай Медведев, а партию оркестра исполнил Константин Звягин.

Это было нечто невероятное! Феерическая музыка потребовала такого технического мастерства, такого самозабвения, такого единства в дуэте, что не верилось - КАК такое возможно! Удивительно, но эту сложнейшую авангардную музыку, не понятую современниками даже в исполнении самого автора, совершенно естественно восприняли современные дети (мне-то, скажу честно, пришлось здорово напрягаться).

А вот юным музыкантам было жутко интересно, они следили за каждым пассажем, вслушивались в каждую каденцию! Я видела, что музыка Прокофьева захватила их, два отделения концерта дети сидели, затаив дыхание, не веря ни своим ушам, ни глазам, только ахая и восхищаясь. А потом долго благодарили пианистов своими нежными, искренними и до слёз трогательными аплодисментами.

Раскланявшись и поблагодарив зал, Константин и Николай поспешили на московский поезд, который теперь уходит раньше, по летнему времени, поэтому интервью с ними получилось кратким.

- Вы сегодня сыграли два концерта Прокофьева, над чем намерены работать дальше?

Константин Звягин:

- Я бы очень хотел сыграть концерты Прокофьева № 4 и № 5, их ещё реже исполняют. Они замечательны!

Николай Медведев:

- А я всё на свете хочу играть, что-то учу, а уже мечтаю о следующей программе. И так – всю жизнь.

- Какую музыку Вы любили в детстве?

Николай:

- Я обожал Прокофьева, его «Детский альбом», «Петю и волка», «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам». Моцарта любил и до сих пор люблю до бесконечности.

Константин:

- А я шёл к Прокофьеву постепенно. В те годы меня потрясал Второй концерт Рахманинова, впрочем, как и всех. Я люблю его музыку с детства.

- Мы не можем жить без музыки. Как без воздуха! Поэтому мы здесь, на этой сцене. Спасибо всем за тёплый приём, за цветы (мы столько не ожидали!), до новых встреч!

Добавим, что в колледже искусств имени Рахманинова Константин Звягин занимался в классе Ришарда Сварцевича.

- Замечательный, потрясающий ансамбль! Полное взаимопонимание, богатая палитра звучания, чувствуется единая школа (класс профессора Татьяны Абрамовны Зеликман), - отметил Ришард Евгеньевич. - Я даже не ожидал, что на двух роялях концерты Прокофьева могут так хорошо звучать, тем более что один из филармонических роялей не очень хорошего качества.

Что касается развития Кости - он всегда был трудоспособным юношей. У меня в классе переиграл практически весь фортепианный репертуар: от Баха, Моцарта, Гайдна до Шумана, Шопена, Листа, Рахманинова, Прокофьева. Он в своей жизни уже много прошёл: конкурсы были и Российские, и международные, гастролировал в Ирландии, в Польше, был в Германии, в США в Карнеги-холле и т.д. Сегодня, послушав концерт, вижу, что Костя быстро растёт и хорошо развивается. Я им очень доволен.

- Ришард Евгеньевич, чему Вы стараетесь научить своих учеников?

- Чтобы через музыку они стали Людьми. В музыке уже всё заложено - все самые лучшие человеческие эмоции, чувства. От общения с музыкой они и сами становятся лучше, и могут это нести людям. Вот и всё, чему я их учу.

Фото: Ришард Сварцевич и Елена Звягина.

С разрешения исполнителей слушаем финал первой части концерта № 2 Сергея Прокофьева. Партия фортепиано - Николай Медведев, партия оркестра - Константин Звягин. Запись музыки: Светлана Пахомова, обработка: Татьяна Яковенко.