Шестьдесят лет назад похоронили человека, который спас Сольцы

В 1952 году рядом с городом Сольцы Новгородской области упал стратегический бомбардировщик.

Известный новгородский журналист Александр Власов интересуется историей названий новгородских улиц. Недавно, будучи в Сольцах, он обратил внимание на странное название одного переулка, в котором стоят шесть домов – переулок Курятника.

Ну что ж – Курятник и Курятник. Поди было тут когда-то много кур. Но стоило немного копнуть…

27 сентября 1952 года по Сольцам шла траурная процессия. Хоронили 12 членов экипажа во главе с гвардии подполковником, Героем Советского Союза Иваном Прокофьевичем Курятником, чья боевая выучка и хладнокровие, вероятно, спасли жизни многих сольчан.

А вот сейчас об этом в Сольцах уже очень мало кто помнит. Неизвестно доподлинно, служил ли экипаж самолёта в Сольцах. О погибших нет никаких данных ни в музее местного военного городка, ни в районном краеведческом музее. Увы, и в местной администрации не располагают информацией о том, когда именно в названии переулка увековечили память о пилоте.

В биографическом словаре «Герои Советского Союза» нашлись данные Курятника: родился 12 февраля 1919 года в селе Уланово ныне Глуховского района Сумской области, что на Украине, в семье крестьянина. В украинском селе есть музей, из которого Александру Власову прислали хранящийся здесь фотоснимок, сделанный дождливым сентябрьским днём 1952 года в Сольцах на улице Луначарского: оттуда траурная процессия направлялась к Базарной площади, впоследствии переименованной в площадь Победы и далее - к кладбищу на улице Володарского.

В украинском музее предоставили и воспоминания бывшего лётчика Бориса Михайловича Корнилова, который в 1952 году служил в Сольцах, где дислоцировалась 326-я тяжёлая бомбардировочная авиационная ордена Кутузова II степени дивизия. Он был очевидцем последнего полёта Ивана Прокофьевича Курятника 24 сентября. По его рассказу, при развороте, совершенном в небе над окрестностями посёлка Уторгош, что в соседнем Шимском районе, самолёт Курятника столкнулся с другим бомбардировщиком. От внезапного удара командирский борт лишился одного из крыльев, и крушение стало неминуемым. Слава Богу, высокое лётное мастерство позволило фронтовику избежать падения бомбардировщика непосредственно на Сольцы. Потерпевший крушение стратегический бомбардировщик Ту-4 упал не на жилые дома, а за северной окраиной города. Другой самолёт, по свидетельству Корнилова, получил незначительное повреждение и смог вернуться на аэродром в Тарту (Эстония).

На скромном гранитном обелиске на солецком кладбище выбиты фамилии и инициалы семи офицеров, двух сержантов и трёх солдат, не вернувшихся 24 сентября 1952 года из учебно-тренировочного полёта. Имена и отчества всех, кроме командира, нам пока неизвестны.

Иван Курятник работал слесарем в Ворошиловграде (ныне – Луганск), одновременно учился в местном аэроклубе, что позволило ему в 1938 году окончить здешнюю военную авиационную школу пилотов.

В Великую Отечественную войну отправился на фронт в ноябре 1941 года, направление получил в 751-го авиационный полк дальнего действия. К октябрю 1942-го, в должности командира звена, совершил 103 боевых вылета, в том числе 99 – под покровом ночи, для бомбардировки важных объектов, находившихся в глубоком тылу противника.

Генерал-полковник, Герой Советского Союза Василий Васильевич Решетников, в книге «Что было – то было» так отозвался о своём боевом товарище, с которым познакомился ещё во время довоенной учёбы в Ворошиловграде:

Воевал Иван до конца войны. Воевал как работал – по-крестьянски спокойно, добротно и честно. 310 раз летал к немцам. Кажется, никогда не было у него каких-либо ошибок – не горел, не прыгал, никого не терял. Невероятная до неправдопобности биография боевого летчика! Даже когда над Восточной Пруссией с втулки коленвала слетел винт, Иван как ни в чем не бывало привел самолет аж в Серпухов.

В этом подмосковном городе в сентябре 1943 года командование Дальней авиации сформировало специальную группу ночных охотников для ликвидации вражеских прожекторных установок зенитного заграждения. Среди тех, кому доверили необычную «охоту» на бомбардировщиках А-20G производства США, оказался экипаж Курятника.

После войны, в 1947 году лётчик окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Служил на Сахалине, в Белоруссии и Прибалтике, и, судя по информации, размещённой в кратком словаре «Герои Советского Союза», командовал авиаполком.

К сожалению, рядовой учебно-тренировочный полёт в мирное время над берегами Шелони стал для Героя Советского Союза последним.

По всей видимости, экипаж всё-таки служил в Сольцах. Пожилая сольчанка Анфиса Петровна Лазарева рассказала Александру Власову о том, что в сентябре 1952 года она училась в шестом классе вместе с Олегом Курятником. После гибели отца он вместе с матерью навсегда уехал из Сольцов.

Недавно новгородский сенатор Александр Коровников направил запрос в Центральный архив Министерства обороны России о трагедии 24 сентября 1952 года. Может быть, благодаря нему станут известны все её обстоятельства, имена погибших. И сведения об этом займут своё место в музейной экспозиции, которая, наконец, появится. А потом глядишь – дойдёт дело до скромной мемориальной таблички в солецком переулке из шести домов…