Новгородцы увидят работы классика ленинградского фотоподполья

21 января в Новгородском Доме фотографии открылась выставка работ петербургского фотографа Бориса Смелова «И свет – как будто отблеск тьмы». Один из основоположников неофициальной советской фотографии ушел из жизни в конце 90-х, оставив богатый архив. Новгородцам представили 90 фоторабот мастера из частных коллекций, которые два года назад экспонировались в Эрмитаже.

Это уже вторая выставка в Новгородском Доме фотографии, представляющая лучшие работы петербургского фотоандеграунда, которую курирует коллекционер Валерий Вальран.

Работы Бориса Смелова, такие нетипичные для мэйнстрима эпохи застоя, в 70-80-е годы находили своего зрителя только на нелегальных квартирных выставках. Смелов считал себя представителем эмоциональной, интуитивной фотографии. Фотограф рассказывал, что многие фотографии ему снились, а спустя годы эти мотивы вдруг наяву появлялись перед его взором, и счастье, если в такие моменты камера оказывалась под рукой. А удачная фотография, по мнению художника, это когда совпадают творческие стремления, «предчувствие кадра» и конечный результат, во многом зависящий от техники.

Город на Неве, снятый Смеловым с необычных ракурсов, выглядит скорее Петербургом Достоевского. А один из снимков, где запечатлен неприглядный двор, автор посвятил Федору Михайловичу. Натюрморты на подоконниках старых домов, петербургские закоулки, пойманные камерой «непарадные» лица прохожих, крыша дома, ставшего последним пристанищем для Николая Гумилева… Совсем не типичные для советской светописи сюжеты.

«Смелов остается камертоном, по которому можно настраиваться, уходя в поиски формальных решений, – сказал искусствовед, арт-директор «Нового музея» Владимир Назанский, открывая выставку. Его работы отличают какой-то трепет и удивительные композиции, ради которых Борису иногда с риском для жизни приходилось взбираться на крыши или мерзнуть в непогоду. Жизнь Смелова была служением фотографии, в которой он был художник и поэт».