Как местные власти борются с бизнесом: министерство инвестиционной политики продало арендованную новгородским предпринимателем недвижимость его же конкуренту из Москвы

Министерство инвестиционной политики планомерно мешает работать новгородской компании, занимающейся дорожным строительством. Так считают в компании ООО «Ситиком», которая столкнулась с тем, что арендованный ими асфальтовый завод был неожиданно продан московским конкурентам. 

 

– Министерство преследует цель прекратить работу ООО «Ситиком» – единственного сильного новгородского подрядчика, оставшегося на этом рынке. Все остальные – из Иванова, из Ростова, из Москвы и других городов, – заявляет руководитель компании Игорь Полищук.

 

В течение двух с половиной лет компания «Ситиком» судилась с министерством инвестиционной политики Новгородской области (ранее департамент имущественных отношений и госзакупок НО). В 2017 году ведомство продало объекты недвижимости, арендованные ООО «Ситиком» для осуществления дорожного строительства, за 15 млн рублей конкурирующей московской фирме «Асдортранс», которая не имела обособленного подразделения на территории Новгородской области.

Речь идет о железнодорожном подъездном пути, здании весовой лаборатории и об участке земли площадью свыше 66 тысяч кв. м. в Подберезье. Продажа осуществлялась в рамках приказа о приватизации. Ранее об этом писал «Деловой Петербург» здесь и здесь.

По данным министерства инвестиционной политики, предметы спора: железнодорожные пути, весовая лаборатория и земельный участок, все еще находятся в собственности московской компании ООО «Асдортранс» с обременением в виде договора аренды с «Ситиком»: лаборатория – до 2021 года, земельный участок – до 2058 года.

«Ситиком» подал два иска с требованиями: признать незаконным сам приказ о приватизации, а также отменить результаты открытого аукциона, по которому недвижимость отошла к «Асдортрансу».

Только спустя два с половиной года судов истцу удалось добиться удовлетворения требований. Министерство обжаловало решения судов всевозможных инстанций. За это время оно прошло путь от первой инстанции до Верховного суда.

И все-таки осенью 2019 года ООО «Ситиком» добилось признания незаконным приказа о приватизации, на основании которого было продано спорное имущество. Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил признать приказ о приватизации незаконным в части приватизации здания весовой лаборатории и участка площадь 66 тысяч кв. м., но не железнодорожного подъездного пути, который существенно удешевляет подвоз инертных материалов для нужд ООО «Ситиком».

Дело в том, что срок аренды железнодорожного пути по договору между «Ситикомом» и министерством истек до заключения договора купли-продажи. Попытки продлить договор аренды неоднократно предпринимались истцом, в ответ министерство, по версии «Ситикома», отсылало отписки и тянуло время.

Представители «Ситикома» утверждают, что при издании приказа о приватизации и продаже арендованных ими объектов конкурентам имело место злоупотребление правом и полномочиями со стороны министерства инвестиционной политики.

Приведенные представителем ООО «Ситиком», арбитражным управляющим Тимошенко В.С. обстоятельства в силу части 1 статьи 9 Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" свидетельствуют о том, что суду следует оценивать имеющиеся в деле доказательства как взаимозависимость ООО «Асдортранс» от Министерства Инвестиционной политики Новгородской области.

В данном споре имеют место быть признаки конфликта интересов – которые определяются в соответствии с положениями пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. ФЗ от 05.10.2015 N 15 N 285-ФЗ, от 03.04.2017 N 64-ФЗ).

Как отмечено в пунктах 12, 2 п/п 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» у лиц, участвующих в судебном деле (к которым относится Министерство и ООО «Ситиком»), не должно возникать сомнений в надлежащем – независимом – ведении дел лицами, входящими в состав органов юридического лица с контрагентами.

Согласно акту натурного землеустроительного обследования земельного участка от 11 октября 2018 года, который был приобщен к апелляционной жалобе (т. 4 л.д. 161-162), на земельном участке расположено имущество, собственником которого является ООО «Ситиком», а именно асфальтобетонный завод и модульные здания, площадь застройки данными объектами составляет более 1665 кв.м, что также свидетельствует о том, что земельный участок большей частью занят и используется именно как производственная база, а не для эксплуатации здания лаборатории-весовой.

По версии представителя ООО «Ситиком», арбитражного управляющего Тимошенко В.С., участок не подлежал одновременной продаже со зданием лаборатории-весовой и не был никогда предназначен для ее эксплуатации, поскольку при предоставлении участка ООО «Гарант» в 2009 году по договору аренды в пункте 1.2 договора было указано, что на участке объекты недвижимого имущества отсутствуют. Однако на момент заключения договора с ООО Ситиком на здание лаборатории-весовой уже существовало действующее право Новгородской области.

Данные обстоятельства подтверждают тот факт, что земельный участок не был изначально предназначен для использования в целях эксплуатации здания лаборатории-весовой, а назначением земельного участка в соответствии с договором аренды является – содержание производственной базы.

Статьей 3 Закона о приватизации предусмотрено, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Учитывая вышеизложенное, министерство неправомерно включило в предмет продажи путем проведения торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации земельный участок, не занятый непосредственно только объектом недвижимости и не служащего целью использования данного объекта по назначению. Таким образом, министерство не имело права продавать вышеуказанный участок.

Как следует из объяснений представителя ООО СитиКом – арбитражного управляющего Тимошенко В.С., акт натурного землеустроительного обследования земельного участка от 11 октября 2018 года был составлен с целью опровержения выводов Ответчика по делу о нахождении на земельном участке только здания лаборатории-весовой, а потому имеет самое прямое отношение к настоящему к спору по настоящему делу.

Однако, представители регионального министерства инвестиционной политики и «Асдортранса» акцентировали внимание на том, что арендованный ООО «Ситиком» участок можно использовать и без железнодорожной ветки – в непосредственной близости пролегает автодорога. Правда, сами потом уточнили, что это может быть экономически нецелесообразно.

– Как правильно уточнил представитель министерства, экономическая целесообразность транспортировки инертных материалов автомобильным транспортом отсутствует. Соответственно «Ситиком» заведомо ставится в неравные условия, так как все инертные материалы будут дороже в два раза, если их завезти автотранспортом. Министерство преследует цель прекратить работу ООО «Ситиком» – единственного сильного новгородского подрядчика, оставшегося на этом рынке. Все остальные – из Иванова, из Ростова, из Москвы и других городов, – отметил руководитель компании Игорь Полищук.

Второе и, наверное, главное, требование ООО «Ситиком» о возвращении спорного имущества в собственность государства было удовлетворено на прошлой неделе.

Арбитражный суд Новгородской области в четверг, 31 октября, постановил признать результаты аукциона по продаже спорной недвижимости недействительными. Кроме того, признать данные, внесенные в Росреестр в результате отчуждения прав собственности недействительными и обязать «Асдортранс» вернуть спорное имущество министерству инвестиционной политики.

Таким образом, судьба железнодорожного подъезда и всей производственной базы, кажется, определилась: недвижимость будет возвращен в собственность министерства, которое остается в праве снова выставить его на торги.

Ответчики настаивали, что конкурс был признан незаконным только в части продажи земельного участка и лаборатории, таким образом железнодорожный путь отошел «Асдортрансу» на законных основаниях. Арбитражный суд Новгородской области к этим доводам не прислушался.

Как нам пояснили представители «Ситикома», компания не против покупки железнодорожных путей после того, как их возвратят государству. Кроме того, данной веткой не может воспользоваться никто, кроме «Ситикома», которому принадлежат примыкающие к путям участки на правах долгосрочной аренды.

В министерстве инвестиционной политики ранее сообщили, что в случае удовлетворения иска, министерство будет вынуждено расторгнуть договор купли-продажи с «Асдортрансом» только в части здания лаборатории и земельного участка.

Насколько мы поняли из официального ответа, в будущем министерство хочет выделить отдельный участок под лабораторию и расторгнуть договор аренды общего участка площадью около 6,6 гектаров на 50 лет с «Ситиком», сдав компании в аренду только выделенный участок.

«Ситиком» также приобщил к материалам дела решение УФАС по Новгородской области, которое ранее обнаружило нарушения при проведении торгов и потребовало аннулировать аукцион. Впоследствии оказалось, что требования УФАС не могли быть удовлетворены, так как договор купли-продажи был подписан и прошел государственную регистрацию.

Представители истца пояснили, что при оформлении сделки имело место должностное нарушение: игнорирование требований УФАС, чтобы отменить результаты торгов было невозможно.

При этом министерство отвечает, что решение УФАС было вынесено уже после продажи объектов (04.07.2017) и регистрации сделки в Росреестре (19.07.2017), а именно 28.07.2017. Однако ранее Арбитражный суд Новгородской области установил, что УФАС 11.07.2019 направило министерству уведомление, которое предполагало, что действия по государственной регистрации сделки должны были быть приостановлены до решения антимонопольной службы в связи с жалобой «Ситиком».

В упомянутом решении УФАС говорится о необоснованном укрупнении лота, которое повлекло ограничение конкуренции. Для участия в аукционе министерство предлагало «Ситикому», кроме железной дороги, купить объекты (лабораторию и земельный участок), которые и так находились у компании в аренде.

По мнению истца, министерство инвестиционной политики планомерно мешает новгородской компании вести коммерческую деятельность, ограничивают конкуренцию в пользу «Асдортранса» и пытается затянуть вступление решения о незаконности приказа о приватизации упомянутых объектов, способа их продажи и уголовных последствий, которые могут последовать за этим решением.

Также «Ситиком» настаивает, что в ходе приватизации, возможно, был нанесен финансовый ущерб государству. Полиция якобы проводит проверку фактов нахождения на проданном участке неучтенных объектов капитального строительства. Несколько зданий фактически были переданы «Асдортрансу» бесплатно – в качестве подарка от налогоплательщиков Новгородской области.

В плане производственной базы от 1999 года, на земельном участке действительно существуют объекты недвижимости, которые не были учтены при продаже.

В заключение хочется отметить, как показывает практика, иметь дела с государством по-прежнему сложно и опасно. Даже профильные министерства, которые призваны привлекать инвестиции, иногда своими действиями ставят бизнес в тупик, заставляя тратить время и деньги на бесконечные споры.

Правоохранительные органы пока не дали оценку действиям министерства при приватизации спорных объектов недвижимости по части фактического дарения неучтенных построек «Асдортрансу». Представители ООО «Ситиком» надеются, что в скором времени полиция огласит результаты проверки.