Новгородские торговцы мехом посетовали на хануриков

Сегодня в Управлении Роспотребнадзора по Новгородской области провели круглый стол с предпринимателями по поводу чипирования изделий из меха.

С 1 апреля в России действует эксперимент по маркировке меховых изделий. И к нему до конца года предлагают присоединиться предпринимателям. Пока добровольно. Но, как отметил руководитель управления Анатолий Росоловский, не зря ведь государство тратит деньги на эксперимент.

Скорее всего, затем чипирование станет обязательным. Государство сможет проследить путь каждой шубы. Вероятны и внеплановые проверки. Нераспроданные меховые изделия, скопившиеся в их магазинах, предприниматели должны прочипировать. Цена чипов невысокая – 15 и 22 рубля. Кстати, Управление Роспотребнадзора уже закупает оборудования для считывания информации с маркировок.

На просьбы предпринимателей донести до своего руководства информацию об их проблемах, Анатолий Росоловский отвечал: нет, пока ни один местный предприниматель не вступил в эксперимент, и предмета для разговора нет. А во время пилотного проекта будут выясняться возможные недостатки.

Впрочем, большинство собравшихся считали проблемой сам эксперимент и всё, что за ним последует. Из полутора десятка бизнесменов, пришедших на встречу, почти все были людьми предпенсионного возраста, заявлявшими, что их бизнес давно находится при смерти.

Выступавшие просили нас не называть их («чтобы не стало хуже»). Они говорили, что в сезон они продают 5-10 изделий из меха. Зимы тёплые, мех выходит из моды, а у тех, кто и не против его купить, не хватает денег. А ещё новгородских меховщиков подкашивают приезжие выставки, на которых распродаётся мех.

- А торгуют-то вместо норки хануриком! – с возмущением заявила одна из участниц встречи (вернее будет, хонориком — гибридом хорька и норки, выведенным 1978 году Д. Терновским).

В этих условиях, говорили собравшиеся, им вообще неинтересны новые эксперименты. И хотя, им обещано бесплатное приложение, благодаря которому можно считывать информацию с марки, они опасаются, что для передачи информации налоговикам потребуется новое программное обеспечение, которое стоит денег. А если они приобретут для перепродажи чипированную шубу, а та окажется контрафактом и её благодаря новой системе обнаружат и изымут, смогут ли они сами взыскать убыток с продавца?

Один из собравшихся с грустью говорил, что зарабатывает сейчас меньше, чем в девяностые годы. Другая в духе веяний, которые в моду вошли, заявила, что Центробанк выполняет программу Йельского университета. То есть, какие бы указы и законы у нас не выходили – виноваты йельские ханурики.

Выступавшие говорили, что надо переходить на торговлю другими товарами. Один из предпринимателей тут же добавил: а на них тоже введут чипы.

И это близко к истине. Как писала недавно газета «Коммерсант», меховые изделия для пилотного проекта взяли неслучайно: «эту «относительно небольшую и дорогую группу товаров» выбрали первой, чтобы «протестировать систему и исправить недочеты без шоков для массового потребителя». В 2017 году список маркируемой продукции может пополниться: по данным Минпромторга, в него могут войти изделия легкой промышленности и авиакомпоненты... чипировать также предполагается пиво, воды и бытовую технику».

В Роспотребнадзоре предлагают всё взвесить, не паниковать, и встречи с предпринимателями обещают продолжить.