Социолог Алла Чирикова: «Власть воспринимает бизнес, как большой кошелек»

Сегодня в Великом Новгороде интересно говорили и спорили о социальной ответственности бизнеса.

В работе круглого стола, посвященного этой теме, приняли участие представители правительства региона, областной и городской Думы, предприниматели и общественники.

С интересным докладом выступила гостья из Москвы, которая на протяжении долгого времени изучает взаимоотношения бизнеса и власти. Доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН Алла Чирикова рассуждала о бизнесе как субъекте социальной политики. Кто в данном случае бизнес – должник, благодетель или партнер?

Важные выводы и наблюдения, которые Алла Чирикова представила нам сегодня, основаны на глубоких интервью с предпринимателями и представителями власти уровня мэров городов и вице-губернаторов разных регионов.

«Власть воспринимает бизнес, как большой кошелек, - говорит социолог. – Но не является ли результативное давление на бизнес, ради участия в социальной политике, тактической победой, которая в перспективе может оказаться тактическим проигрышем? Ведь власть отвлекает деньги, которые бизнес мог бы направить на свое развитие. Поэтому бизнесу нужно переходить от функции «большого кошелька» к функциям инициатора и проектанта новых форм взаимодействия с властью и местным сообществом».

По словам руководителей российских компаний, чтобы бизнес активнее участвовал в социальных проектах, власть должна быть авторитетной. Чем выше авторитет губернатора и его команды, тем активнее местный бизнес участвует в социальной политике.

Однако, по мнению ученого, власти необходимо отказаться от чрезмерного давления на бизнес. Внутренние стимулы бизнеса для проведения социальной политики выше, чем внешнее давление. К сожалению, в Новгородской области не используется даже такой простой механизм и стимул, как рэнкинг (рейтинг) социально ответственных компаний. По словам Аллы Чириковой, в тех регионах, где работа активно участвующих в социальной политике компаний не остается незамеченной, где таких предпринимателей награждают и рассказывают о них в СМИ – их число растет.

«Нас ждет трудное время, - добавила Алла Чирикова. – Никогда еще не было такой неопределенности. Власть не должна думать, что бизнес возьмет решение всех проблем на себя, но в ряде социальных проектов он должен участвовать».

Социолог также привела интересный пример из наших дней, который новгородские предприниматели могли бы взять на вооружение: в одной из московских компаний решили отказаться от традиционных новогодних презентов партнерам и ограничились открытками, в которых честно признались в том, что сэкономленные на подарках средства в эти трудные дни решили направить в детский дом. А сумма получилась немаленькой – порядка 600 тысяч рублей.

«Все понимают, как сейчас трудно, что все меняется в худшую сторону, но возможно, что это приведет нас к моральной мобилизации, как в этом случае», - завершила свое выступление Алла Чирикова.

P. S. Круглый стол был организован Новгородским женским парламентом и Союзом промышленников и предпринимателей Новгородской области в сотрудничестве с Общественной палатой Новгородской области, Общественно-аналитическим центром и Фондом поддержки некоммерческих инициатив. Завтра мы продолжим рассказ об этом интересном и актуальном мероприятии.