Праздник Песах в новгородской еврейской общине (5775 год по еврейскому календарю)

В канун субботы я отмечала с новгородской еврейской общиной Песах - праздник, у которого много названий: חג האביב (Хаг hа-Авив, праздник весны), חג החרות (Хаг hа-Херут, праздник свободы), חג המצות (Хаг hа-мацот - праздник мацы).

Раввин Великого Новгорода Яков Соминский, участвуя в благотворительной акции накануне праздника, высказал еще один нетривиальный взгляд, назвав Песах Днем рождения еврейского народа:

"Я надеюсь, подарки принесут им радость в преддверии такого важного праздника, как Песах. Ведь праздник Песах – это по сути день рождения еврейского народа, а в этот день во всем мире принято дарить подарки! Мы очень надеемся, что Фонд «Едидут» и ФЕО СНГ смогут продолжать эту программу, и мы сможем поддерживать нуждающихся и в дальнейшем".

Могу отметить, что еврейская община в Новгороде процветает - мне кажется, еще никогда в синагоге не собиралось так много желающих принять участие в Седер Песах (סדר פסח) - ритуальной трапезе, название которой переводится с иврита как "порядок". Основное назначение Седера состоит в том, чтобы дети, видя отличия этой трапезы от обычного ужина, задали вопрос: "Чем эта ночь отличается от всех других ночей?", после чего взрослые рассказали им об Исходе из Египта, где евреи были рабами у фараона. Во время Седера на кеару - специальное блюдо - кладут три листа мацы, символизирующие три группы внутри еврейского народа (коэны, левиты и исраэль - все остальные евреи), "марор" (горькую зелень, которая призвана напоминать о горькой жизни в рабстве), "харосет" - смесь фруктов и грецких орехов (своего рода глина, служившая строительным раствором, использовавшимся рабами-евреями при строительстве в Египте), "зроа" - кусочек куриного горлышка (раньше, когда существовал Храм, вместо зроа ели мясо жертвы), "карпас" - кусочек картошки или лука, который обмакивают в соленую воду ("слезы еврейского народа, бывшего в порабощении"), а также "бейца" - яйцо (выражающее жизненные силы народа, который, сколько его ни притесняй, становится только сильнее). В ходе Седера надо выпить четыре бокала вина. Считается, что тот, кто не упоминал о трех вещах - маце, мароре и пасхальной жертве - не исполнил заповедь.

Пасхальная hагада (сказание, рассказ) последовательно проводит празднующих через ряд этапов, в завершение которых провозглашается: "В следующем году - в (отстроенном) Иерусалиме!"

Что на самом деле означает эта известная фраза? Вопреки распространенным заблуждениям, она являет собой не побуждение к репатриации, переезду "на ПМЖ"; это также не совсем призыв к восстановлению Храма. Прежде всего итогом Седера утверждается грядущий приход Машиаха, который задерживается, но еврейский народ продолжает ждать его.

В ходе Седера прозвучало интересное замечание раввина Якова Соминского (я на этот счет писала ранее) о совпадении гематрий слов "СССР" и "Египет" (на иврите - מצרים, "Мицраим"), что свидетельствует о наличествующей связи между двумя понятиями. Собственно, связь в особых пояснениях и не нуждается: как Египет был "государством границ", откуда никто не мог вырваться, так и "Союз нерушимый республик свободных" отличился железным занавесом, препятствующим выезду за границу.

Кстати, про отъезд, о котором часто мечтают репатрианты, не сумевшие (либо не пожелавшие) дальше жить в стране Израиля, и вернувшиеся назад. В традиции принято считать, что такой возврат нежелателен, поскольку, приехав однажды в Израиль с целью там обосноваться, нельзя покидать страну насовсем. Именно по этой причине, как объяснил раввин Яков, седьмой Любавичский Ребе никогда в Израиль не ездил.

Напоследок перескажу еще одну историю, которую запомнила с Седера (к сожалению, ничего даже приближенного по смыслу в Сети найти не удалось, чтобы проверить детали). Почему в пасхальной hагаде дважды сказано о еврейском народе - "В крови своей живи"? Дело в то, что накануне Исхода египетские жрецы сказали фараону - "Не беспокойся, они не нападут на нас, ведь им светит красная звезда [предполагаю, что имелся в виде Марс, в еврейской традиции именуемый Маадим], а значит, прольется кровь, и все они погибнут в пустыне". В ответ на это Моше повелел, чтобы все мужчины прошли обряд обрезания, а косяки дверей в еврейских домах были помазаны кровью жертвенного ягненка.

..От праздника Песах до праздника Шавуот (дарования Торы) длится период, который называется счетом Омера (ספירת העומר, сфират hа-Омер), и я совершенно случайно, читая о христианском Великом посте, нашла явственные совпадения: Великий пост продолжается 7 недель, и счет Омера составляет ровно те же семь недель, со всеми вытекающими отсюда аналогиями в виде кульминационных событий. Полагаю, несложно догадаться, кто у кого позаимствовал:)) Для лучшей иллюстрации сходства можно посмотреть календарь из Википедии (Питание в Великий пост) и таблицу сфират hа-Омер (к сожалению, в Сети не нашла, поэтому нарисовала сама):

(*Нажмите для увеличения*)