Год седьмой от явления Крокодила

Ящер, Ящер багряноокий,

Бог — мерцающий Крокодил!

Дай нам, Ящер, простор широкий,

Совмещение крайних сил!

Алексей Широпаев

[Памятник всесоюзно известному крокодилу и его наперснику в исправительной колонии №10 УФСИН России по Астраханской области]

В 2007 году, когда не знал еще Великий Новгород ныне властвующих временщиков да варягов, когда тылы бандитского заповедника надежно охранялись стенами Детинца, а в одной из его башен размещался всеми любимый одноименный ресторан с божественной медовухой, своими вкусовыми качествами подобной чудесному сочетанию амброзии и нектара, из пенящихся глубин реки Волхов внезапно всплыл...Крокодил! Очевидцы сего знаменательного события, прибывшие в наше захолустье из столицы, описывали его со свойственной московским околополитическим кругам экспрессией:

"Меня разбудил телефонный звонок. Звонил Яр. Он, захлёбываясь от восторга, кричал, что они встретили дракона.

-Менты штоль повязали? – я никак не мог взять в толк, что же там происходит.

-Мы на мост пошли проветриться, а там под мостом, дракон, дракон …. Брызги, шум …

-Мда - подумал я. – Напоили таки Ярика!

Посмотрел на часы. Пора было собираться.

Встретились на вокзале. К моему удивлению Ярик был трезвый, только очень возбужденный. Сильно хмельные Лазоренко и Широпаев тоже были чем-то потрясены. Похоже, они действительно с чем-то столкнулись неожиданным."

[Участники "Новгородского вече" в радостном возбуждении от предстоящего знакомства с Крокодила]

Луркморье, энциклопедия интернет-фольклора, также не осталась в стороне от перипетий национал-сепаратистского (стыдливо поименованного национал-демократическим) дискурса, изложив историю явления Крокодила народу в отдельной статье, подробно и обстоятельно:

"Крокодил привиделся участникам так называемого «Новгородского веча» (жежешные московские национал-демократы, из которых самым известным в интернетах был Яроврат, а самый солидным — философ Вадим Штепа) во время выездной алкопати в, собственно, Великом Новгороде.

Учитывая алкоголический характер пати и то, что многие участники — известные потребители галлюциногенов, сей факт они могли интерпретировать, как угодно, но они утверждают, что это под мостом что-то булькнуло и сверкнуло. И порешили, что это Знак, и русское освободительное движение теперь будет развиваться под знаком «крокодила»."

[Такой памятник и в Новгороде, на месте происшествия, было бы не стыдно поставить]

Для новгородцев же событие, о котором, возможно, потомки будут слагать саги и легенды, прошло незамеченным: город мирно почивал холодным декабрьским утром; прогуливаться по мосту и уж тем более заглядывать под него никому из коренных жителей даже в голову не пришло. Зато новоявленный мем нашел свое отражение в местной прессе:

"Самое древнее упоминание, не считая былинных и сказочных персонажей, — это рассказ летописца российского о том, что во время основания Новгорода в конце IX века в Волхове обитал «коркодел», то есть крокодил, пожирающий людей и переворачивающий суда на реке. А по древнему новгородскому преданию у князя Словена был старший сын, великий чародей Волх. На берегу реки Мутной, названной в его честь Волховом, он построил крепость, которую потом назвали Перынью, и разбойничал там, превращаясь в водяное чудовище наподобие крокодила или гигантской змеи.

Вот как предание рассказывает о свержении бога-крокодила: «Наше же христианское истинное слово… о сем окаянном чародее и волхве — яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтании бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег против волховного оного городка, иже ныне зовется Перынья. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех убо днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово»."

["Баба Яга едет с крокодилом драться". Москва, XVIII век]

...В наши дни седой Волхов представляет собой жалкое зрелище - он обмелел, почти пересох. Явственное, зримое следствие неуклонной деградации, которая с некоторых пор охватила родину российской государственности и питающую ее артерию (а ведь, как известно, вода есть жизнь). Впрочем, помимо столь грубых, приземленно-политических аналогий, можно привести и иной взгляд на действительность - составляющий, кстати, квинтэссенцию не только гумилевского учения о фазах зарождения, надлома, обскурации, но и внутреннее содержание Книги Коhелета, или Екклесиаста, каждая строка которой пропитана терпкостью суетного, преходящего бытия...

Всему свое время

И свой срок всякой вещи под небесами:

Время рождаться и время умирать...

["Суета сует, и все суета..."]

По сути, перед нами архетипичный пример нисхождения традиции (aka идеи) из сфер высших, недоступно-идеальных в мир грубой материи, где сия идея медленно, но верно захиревает, поглощается энтропией, пока окончательно и бесповоротно не почиет в бозе, потеряв свой изначальный импульс, свою божественную искру в косности этого мира. Собственно, всеведущая синхронистичность, связующая и оживляющая беспричинностью смысла весь окружающий мир, уже позаботилась о начале конца нашей идеи, попутно проведя игривые параллели с идолом Перуна, некогда стоявшим на том же мосту:

Новгородец предлагает установить на пешеходном мосту Крокодила Гену и Чебурашку

На ближайших заседаниях комиссий Думы Великого Новгорода депутаты познакомятся с предложением установить скульптурную композицию «Крокодил Гена, играющий на гармошке, и Чебурашка» на пешеходном мосту через Волхов.

При этом инициатор вопроса Олег Петрович Мурашов преследует благотворительные цели. По его задумке, мультипликационные герои, стоящие на небольшом постаменте, могли бы собирать деньги на лечение больных детей.

Согласно имеющимся в распоряжении «Ваших новостей» документов, Мурашов со своей идеей уже обращался в мэрию и даже получил официальный ответ, точнее – отказ.

[Депутат городской Думы Великого Новгорода кормит проплывающего мимо крокодила]

Умей я сплетать словеса великого и могучего в сложноподчиненную конструкцию высотой в три этажа, сейчас порадовала бы читателя бурными выражениями восторга по поводу депутатских занятий и самого предложения водрузить рептилию на мост. Но, восприняв совет писать проще и доступнее, послав ко всем чертям витиеватость и красу слога, я отныне лишь посыпаю голову пеплом, в отчаянии возопив перед губителями столь величественного образа: "Наркоманы что ли?! Дома себе крокодила поставьте!"

...А, между прочим, верный сподвижник Шабтая Цви, некто Натан из Газы, развивая учение великого каббалиста Ицхака Лурии (чего сам Лурия категорически не рекомендовал делать кому-либо, за исключение Хаима Витала, своего лучшего ученика) - так вот, этот самый Натан из Газы полагал, будто Машиах, которого уже не первое тысячелетие ждет еврейский народ, в конце концов придет и примется доставать божественные искры прямо с изнанки мира, спускаясь до самых глубин Стороны зла (סטרא אחרא) и пребывая там "среди змей и крокодилов" (נחשים ותנינים). Удивительно, что некоторые изводы традиции представляли и самого Машиаха (משיח) в виде תנין הגדול (перевести можно и как "Великий Дракон", и как "Великий Змей", но буквальный перевод, очевидно, "Великий Крокодил"), этим объясняя совпадение гематрий в словах משיח и נחש.

Оригинал