Продолжение дорожного дела. Как связаны некоторые члены регионального правительства с подрядчиками, заработавшими миллиарды рублей на контрактах в Новгородской области

За последние два года в Новгородской области распределено между нешироким кругом лиц больше 11 млрд рублей на ремонт дорог. Почти все эти деньги через конкурсную процедуру получают фирмы из Ивановской, Владимирской и Ростовской областей. Все подрядные организации из перечисленных регионов появились на Новгородчине с приходом в региональную власть новой команды. Эксперты связывают приход в регион иногородних фирм с именем и.о. руководителя ФКУ УПРДОР «Москва – Нижний Новгород» Алексея Борисова. Он фигурировал в нескольких коррупционных скандалах, связанных с распределением бюджетных средств на ремонт и строительство дорог.

1

Парни с большой автодороги

Мы изучили цепочку связей Борисова с фирмами из Ивановской, Ростовской и Владимирской областей и считаем, что к ней следует присмотреться. Но обо всем по порядку.

В 2017 году после смены губернатора обновился пул чиновников, отвечающих за дорожное строительство. В Новгородскую область пришли три назначенца из федеральных структур Росавтодора: Дмитрий Климов с позиции замначальника УПРДОР «Москва – Нижний Новгород» переместился на должность руководителя «Новгородавтодора»; Станислав Шульцев после должности заместителя руководителя ФКУ «Уралуправавтодор» возглавил министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, Александр Дронов, побыв руководителем ФКУ ДСД «Центр», стал вице-губернатором Новгородской области.

2

Всех называют «молодыми госчиновниками с федеральными связями».

Именно после их назначения на ключевые позиции в областном дорожном строительстве в регионе появились те самые инорегиональные подрядчики, которые начали выигрывать небывалые для Новгородской области тендеры.

Это фирма ДСУ-1 из Ивановской области, ДЭП №8 (сейчас ДЭП №33) из Владимирской области и СМУ-Дондорстрой из Ростовской области.

О миллиардах, квалификационных требованиях, нарушениях, найденных УФАС и этих самых подрядчиках мы уже писали тут.

Первый крупный тендер строительная ивановская фирма ДСУ-1 выиграла через пару месяцев после назначения на должности Климова и Дронова. С тех пор предприятие выиграло заказов на 6 млрд 23 млн рублей.


Если крякает как утка и выглядит как утка, то что это?

При чём тут Алексей Борисов?

Начнём издалека.

Впервые в сводках информагентств имя Алексея Борисова появилось в 2010 году.

Тогда чиновника, работавшего на должности замначальника ФГУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Центральном регионе России Федерального дорожного агентства» (ФГУ «ДСД «Центр»») подозревали в сговоре с двумя подрядными организациями, выигравшими крупные дорожные тендеры общей стоимостью в 17 млрд рублей. Подробнее тут и тут.

Так, в конкурсе на 2 млрд 747 млн рублей победило ООО «Дорога», учрежденное отцом Борисова.

Еще три конкурса на общую сумму 14 млрд 885 млн рублей выиграло ОАО «Донаэродорстрой», управляющая компания группы строительных компаний (ГСК) «Дон». Тогда СМИ писали, что в апреле 2009 года, накануне конкурсов, ГСК «Дон» выкупила у структур семьи Борисовых их доли в совместных с ним активах.

 

3

Борисов пояснял изданию «Коммерсант», что участие его родственников в сложной структуре собственности «Донаэродорстроя» и ГСК «Дон» не признали «аффилированностью» ни Московский арбитражный суд, ни Девятый арбитражный апелляционный суд.

При этом факт аффилированности с ООО «Дорога» Борисов признал и даже сделал самоотвод.

...По прошествии нескольких лет карьерная лестница перемещает Борисова на должность заместителя начальника УПРДОР «Москва – Нижний Новгород». И здесь в качестве подрядчиков мы встречаем организацию, участвовавшую в том самом скандале, о котором мы писали выше.

Два крупных конкурса УПРДОР «Москва – Нижний Новгород» на ремонт общей суммой, превышающей 1 млрд рублей, выиграл «СМУ-Дондорстрой». По данным СПАРК-Интерфакс гендиректор «СМУ-Дондорстрой» Анатолий Антонов ранее был председателем совета директоров и совладельцем «Донаэродорстроя» – организации, в аффилированности которой и подозревали Алексея Борисова.

И тот же самый ростовский «СМУ-Дондорстрой» выигрывает и подряды в Новгородской области — на 1 млрд рублей.

С Новгородской областью Алексея Борисова объединяют руководители дорожной отрасли нашего региона. Так, министр транспорта Станислав Шульцев работал в подчинении Алексея Борисова в «Уралауправтодоре». Также, по нашим данным Шульцев и Дмитрий Климов работали вместе с Борисовым и в УПРДОР «Москва – Нижний Новгород». Александр Дронов сменил Борисова на должности руководителя ФГУ ДСД «Центр», а Климов после ухода Борисова с поста замначальника УПРДОР «Москва – Нижний Новгород» занял его место.

За бывшими коллегами Борисова пошли сразу три подрядчика, работавших с чиновником как на Урале, так и в УПРДОР «Москва – Нижний Новгород».

Все эти три организации по простому совпадению разделили между собой главные куски дорожного пирога Новгородской области.

Среди таких подрядных организаций самым крупным стало ивановского ДСУ-1.

ДСУ-1 долгое время не выходило за пределы Ивановской области.

Впервые крупный дорожный подряд ДСУ-1 получило от того самого УПРДОР «Москва – Нижний Новгород» в 2012 году. Организация до сих пор остается одним из главных подрядчиков заказчика, курирующего трассу «Москва – Нижний Новгород».

В 2016 году Алексей Борисов уходит на Урал, где возглавляет местный «Уралуправтодор». Уже к этому времени мегаорганизация с пакетом заказов, превышающим 10 млрд рублей, ДСУ-1 следует за Борисовым и через несколько месяцев после его назначения получает первый крупный подряд на Урале.

Вот, что пишет по этому поводу издание Znak.com в Свердловской области:

«Свою экспансию на Урал ООО «ДСУ-1» (принадлежит семье ивановского бизнесмена Телмана Ферояна) начало со Свердловской области. Причем появление этой компании на Среднем Урале совпало с назначением нового руководителя в ФКУ «Уралуправтодор». Так, с марта 2016 года к руководству «Уралуправтодором» приступил Алексей Борисов. А с августа 2016 года ДСУ-1 впервые вышло на трассы Свердловской области и Пермского края (подведомственны «Уралуправтодору») — компания из Иванова, ранее не работавшая в этих регионах, получила сразу два госконтракта подряд — на 218,2 млн рублей и 148,5 млн рублей. Дальше — больше. В 2017 году ООО «ДСУ-1», к большому неудовольствию уральских дорожников, получило крупный госконтракт — на 1 млрд рублей, обязуясь выполнить капремонт автодороги P-242 Пермь — Екатеринбург. Отметим, этот контракт обеспечил значительную часть всех заработков «ДСУ-1» в прошлом году, следует из данных базы СПАРК».

С тех пор вплоть до перехода Борисова на другую работу, ДСУ-1 — главный подрядчик Среднего Урала.

Картины подхода к тендерам в Свердловской и Новгородской областях подозрительно схожи. И там, и там ДСУ-1 участвует в небольших тендерах на 100-200 млн рублей, а потом берет крупные контракты на суммы от 700 до 999 млн рублей, при том что на эти конкурсы уже почти никто не заявляется, и аукцион проходит с одним участником либо без понижения в цене, либо с понижением в цене максимум на 2% первоначальной стоимости.

Где же тут экономия каждой бюджетной копейки, о чём так часто любят говорить чиновники?

Дальше-больше.

Через год после появления ДСУ-1 на Среднем Урале, компания участвует и побеждает в конкурсах на Южном Урале.

Появление ивановского гиганта в Челябинской области связывают с назначением на пост руководителя УПРДОР «Южный Урал» молодого чиновника, выходца из структур Росавтодора Александра Лебедева. Лебедев, бывший подчиненный Алексея Борисова по «Уралуправтодор».

4

В Новгородской области после появления людей, связанных с Алексеем Борисовым, ДСУ-1 выиграл тендеры на 6,2 млрд рублей.

О том, как выигрывались конкурсы в Новгородской области – по ссылке. Но если кратко, то – розыгрыш был простым – лот укрупнялся до гигантских и неразумных размеров, в аукционе участвовал один участник и становился победителем без понижения в цене.

Схожие связи Борисова и организаций-заказчиков, где он работал прослеживаются и в отношении с подрядчиками СМУ-Дондорстрой, ДЭП №8/ДЭП №33.

Большие деньги, горячая кровь и уголовные дела

Имя человека, который, по нашему мнению, является настоящим хозяином постоянно указывают ивановские СМИ.

Телман Фероян, крупный предприниматель Ивановской области, в прошлом видный деятель «Единой России», депутат местного заксобрания, глава большого семейства, где почти все родственники владеют каким-либо бизнесом. В нулевые и начале 2010-х годов Иваново называли «Ферояново», указывая на уровень влияния и силы клана Телмана Амоевича.

Можно рассказать всю историю семьи Фероянов, но мы лишь воспроизведём заголовки некоторых публикаций:

«За Телманом Ферояном приходили силовики»

«Иваново перестанет быть Ферояново? Вокруг депутата Заксобрания Ивановской области Телмана Ферояна, контролирующего несколько бизнесов, похоже начинают сгущаться тучи. Смотрящий за областью, криминальный авторитет Алексей Марков (Крел), получивший 4 года колонии, присматривал еще и за компанией «ДСУ-1», контролируемой депутатом»

«Сын влиятельного ивановского депутата вместе с группой кавказцев жестоко избил сотрудника ГИБДД»

«В ДТП с сыном бизнесмена Ферояна под Ивановом погиб призёр первенства РФ по кудо»


«УФАС признало действия подконтрольных Телману Ферояну компаний картельным сговором»

«УФАС требует возбудить уголовное дело против участников картеля, которых предположительно контролирует Телман Фероян».

И прочее...

Телман Амоевич — легендарная, покрытая тайной, мраком и противоречивой молвой, фигура.

Формально Фероян не является ни собственником, ни директором ДСУ-1. Вышел из организации он очень давно. Но руководят строительным гигантом близкие к Телману Амоевичу люди, да и в ивановской прессе Телман не раз признавался – да, к бизнесу я имею отношение.

В 2015 году в отношении руководства ДСУ-1 возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Уголовное дело требовало возбудить УФАС, в доме Ферояна прошли обыски. А две другие дорожные организации, контролируемые Ферояном, стали фигурантами уголовного дела за картельный сговор.

Бизнес Телмана Амоевича в Ивановской области вошел в прямую конфронтацию с силовиками, и основную часть своей дорожной техники Фероян отправил в другие регионы. Местные СМИ пишут о выдавливании семейства Фероянов из Ивановской области, а сам Фероян заявляет о рейдерском захвате.

«Все повязаны»

Изучая связи организаций, внезапно появившихся в Новгородской области и вдруг выигравших тендеры почти на 12 млрд рублей, мы наткнулись на одну деталь, которая может как соединять всех перечисленных нами участников, так и быть неким лагом – случайностью.

Нынешний директор ДЭП №33 (другой подрядчик, взявший работы в Новгородской области на 2 млрд 786 рублей) Сергей Айдакин год назад возглавлял фирму СУ-873. Конечными её владельцами указаны Николай Имедашвили и Алексей Кнышов – оба являются участниками ГСК «Дон» и акционерами АО «Донаэродорстрой», того самого, что участвовал в розыгрыше аукционов ФГУ ДСД «Центр», где когда-то замом работал Алексей Борисов, а после руководителем стал Александр Дронов. О возможной связи «Донаэродорстроя» и «СМУ-Дондорстроя» мы писали выше.

Тот же ДЭП № 33 около четырех лет назад возглавлял Фероян Мурат Ростамович. По информации ивановских СМИ, Ростам Фероян – брат Телмана Ферояна. А мы еще раз напомним, о том, как ДСУ-1 получил доход на подрядах федеральных учреждений Росавтодора, которыми в разные годы руководил Борисов.

Если просто, то мы делаем предположение, что один крупный участник и победитель аукционов в Новгородской области ДЭП №33 (2,706 млрд рублей) через своего руководителя связан с другим победителем аукционов от «Новгородавтодора» СМУ-Дондорстрой (1,24 млрд рублей). Тот же ДЭП №33 в прошлом был связан с неформальным владельцем ДСУ-1 (6,23 млрд рублей).

Все три компании в течение последних нескольких лет выигрывали крупные тендеры в организациях-заказчиках, где на должности заместителя или руководителя работал Алексей Борисов.

При этом никакой прямой аффилированности Борисова ни с одним из подрядчиков мы найти не смогли.

5

«И чо?»

Да, подрядчики появлялись там, где работал Алексей Борисов... И что? Это просто ответственные исполнители заказов, которые добросовестным трудом доказали свою надежность.

Да, подрядчики пришли и в Новгородскую область после появления здесь бывших подчиненных Борисова... И что? Задачи перед правительством Новгородской области огромны, и нужны грамотные и надежные строители, которые отремонтировали тысячи километров дорог в разных регионах страны.

Но!

Уже обрастает скандальными подробностями история строительства асфальтового завода в Окуловке. То же ДСУ-1 грубо нарушило законодательство при строительстве завода в Ярославле.

Жители Пензы жаловались в ОНФ на ремонт дорог, выполненный ДСУ-1. Публикаций подобного рода много – достаточно воспользоваться гуглом.

Мы только указываем на очевидные связи, события, которые как под копирку объединяют торги и появление одних и тех же подрядчиков в разных регионах, на постоянную, в течение долгих лет, близость и связь одних и тех же строительных фирм, которые за короткий срок превратились в строительных гигантов, с одними и теми же госчиновниками.

Источник фото на главной: https://vk.com/bkadnovgorod