Хватит кошмарить «Мармелад»!

Известно, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. При этом ни одна бюрократия в мире не плодит такое бесчисленное количество инструкций, положений, указаний и директив, как наша.

Чиновники сами инстинктивно догадываются, что воплотить в жизнь всю гору их бумажной писанины с печатями невозможно. Поэтому устраивают проверки выборочно, а на многие мелкие нарушения просто закрывают глаза.

Другое дело, если происходит ЧП. Тут уже бюрократическая махина разворачивается во всём блеске своей мощи и обрушивает свои удары направо и налево. Как правило, на тех, кто оказался под рукой или слишком заметен, чтобы укрыться в тени.

После трагедии в кемеровской «Зимней вишне», как и следовало ожидать, начались тотальные проверки новгородских торговых центров.

Проверки проходят с большой помпой, шумом и в несколько агрессивном ключе.

– Какой марки этот огнетушитель? – грозно вопрошает женщина-прокурор девушку-продавца с интонациями Отелло, в последний раз интересующегося у Дездемоны, молилась ли та на ночь.

А та только хлопает глазами в ужасе, окружённая толпой суровых людей в форменных мундирах, позабыв обо всём на свете и не зная, чего ей ждать и не посадят ли её в тюрьму в случае неправильного ответа. У нас и за меньшие провинности наказывали. А тут забыть марку служебного огнетушителя! Ай-ай-ай!

Мармелад

Но девчушка остаётся ненаказанной, и пешая кавалькада силовиков несётся дальше по торговому центру.

Великолепное шитьё мундиров, блеск звёзд на погонах, а вокруг, словно породистые гончие псы, вьются журналисты и телеоператоры. Ярким пятном в общей группе чиновников выделяется огненноволосая Юлия Бороненко, представляющая широкие круги новгородской общественности.

Охота в самом разгаре. В качестве объекта охоты выступает персонал «Мармелада» во главе с управляющим – люди объективно ни в чём не виновные.

Но разве имеет значение, что пожар произошёл в другом торговом центре и даже в другом регионе страны? На ТРЦ «Мармелад» обращён указующий перст проверяющих органов, и сегодня они отвечают за всё!

– Почему автомобили находятся внутри торгового центра?

– Но у них отключены аккумуляторы, в баках нет бензина, и они не представляют никакой пожарной опасности. К тому же это – общемировая практика.

– Почему гидрант закрыт?

– Вот ключ, сейчас откроем.

– Где ведро? Срочно принесите сюда ведро!

И некоторое время комиссия задумчиво топчется возле пожарного гидранта в ожидании, пока уборщица принесёт столь необходимое им ведро.

Наконец ведро доставлено, гидрант проверен, нужное количество нарушений выявлено, галочка в отчёте поставлена. Все свободны, всем спасибо.

Бороненко

Важные чиновники в мундирах возвращаются в свои уютные кабинеты, неутомимая Юлия Бороненко может снова приступить к своей круглосуточной работе по представлению интересов новгородской общественности в коридорах правительства, а журналисты уже ринулись гурьбой в свои редакции строчить разоблачительные статьи и монтировать обличающие видеосюжеты.

– Сенсация! Срочно в номер! В «Мармеладе» не сработали несколько датчиков дыма!

А ведь спроси любого из журналистов-обличителей, как называется марка редакционного огнетушителя, и он замнётся с ответом.

Пусть проверят собственные датчики дыма, попытаются открыть пожарный гидрант, поинтересуются доступностью запасного выхода из редакции.

Это ведь сколько сенсационных статей и видеосюжетов можно накропать, не покидая пределов собственного офиса!

Между тем торговые центры время от времени вынуждены проводить массовую эвакуацию посетителей. Как правило, в связи с ложными звонками о заложенной бомбе.

В сентябре прошлого года практически все крупные торговые площадки Великого Новгорода подверглись атакам телефонных террористов. Все службы сработали слаженно, сигнализация и оповещение действовали безотказно, нигде не возникало ни паники, ни давки.

Васина

Журналист новгородского телевидения Диана Васина, та самая, которая на днях сняла и показала в эфире НОТа обличающий сюжет про «Мармелад», в прошлом году сама оказалась в этом торговом центре во время эвакуации посетителей.

Так вот, по её словам, работники «Мармелада» и покупатели выходили на улицу спокойно, эскалаторы через какое-то время остановились, лифты уехали на первый этаж и тоже отключились. Видео, снятое Дианой Васиной на месте событий, прилагается.

И вновь зададимся вопросом – зачем устраивать из проверок в торговых центрах шоу напоказ? Нужно ли превращать внеплановую проверку в процедуру устрашения бизнеса? Зачем кошмарить предпринимателей и собственников торговых помещений?

Ведь все члены чрезвычайной комиссии прекрасно понимают, что пройдёт месяц-другой после трагедии в Кемерово и всё вернётся на круги своя.

Про доступность пожарных выходов снова забудут, огнетушитель неустановленной марки будет сиротливо пылиться в дальнем углу магазина, а пожарный гидрант завесят красивым платьицем на продажу.

Так стоит ли сейчас устраивать всю эту противопожарную кампанейщину? И в чём вообще смысл нашей вечной российской кампанейщины?