Есть такая профессия – Родину разобщать

Интернет-тролли – явление не новое даже для нашей скромной, по меркам остального медиапространства, Новгородчины. Привычным ареалом их обитания являются всевозможные форумы, открытые комментарии в СМИ и, разумеется, соцсети. «Брачный» период наибольшей активности отмечается перед значимыми политическими событиями, например, выборами. И чем ближе событие, тем громче разносятся их дурные завывания на просторах региональной сети.

Не так давно много шума в профессиональной среде новгородских журналистов наделала статья руководителя «АИК» Сергея Бондаренко о продажных блогерах. Многие посчитали, что автор вывел на чистую воду известную парочку троллей, маскирующихся под бескомпромиссных и объективных медиа-персон. Хотя, как мне кажется, тут и раскрывать особо нечего было. Киш и Львовский – широко известные в узких кругах граждане, и их приёмы работы в медиаполе хорошо знакомы всем. Жаль, что за громкими разоблачениями мало кто обратил внимание на другое, а именно: на тот факт, что чиновники выплачивали бюджетные деньги (наши с вами, между прочим) очередным сомнительным специалистам за очередные сомнительные услуги. И следовало бы компетентным органам уделить пристальное внимание не каким-то блогерам, а людям, отвечающим за информационную политику региона в тот период. Впрочем, как говорит Киселёв, ничего нового. Если у госслужащих хватает совести выделять средства на подобное, то очередь из страждущих не заставит себя долго ждать.

Упорное «бодание» Сергея Герасимовича с Юрием Ивановичем породило в своё время локальные интернет-сражения на форумах. В сетевом сленге есть неблагозвучное, но весьма меткое определение этому – «развести срач». Понятно, что разводился он не просто так – ну кто всерьёз станет переживать за личные отношения двух немолодых руководителей? Тем не менее, местная элита быстро поняла, что надо пользоваться таким удобным и агрессивным инструментом, как тролли. Щедро ли спонсировали «диванные войска» или нет – неизвестно, но размах ощущался (по меркам Новгорода, разумеется).

 По аналогии с петербургской историей девушки Людмилы, местную прослойку комментаторов соцсетей стали называть «Новгородской фабрикой троллей». Выдвигались многочисленные предположения о личности руководителя фабрики – называли имена от замов областного телевидения до замов губернатора.

Однако фабрика ли это? Так, лавочка на базаре. Масштаб не тот. Несколько человек и десяток-другой фейковых аккаунтов – ну какая тут машина пропаганды? Тролль, профессионально делающий свою работу, формирует общественное мнение, как бы громко ни звучало. Но способны ли новгородские комментаторы его сформировать? Сомневаюсь.

Выборы не за горами, и уже сейчас вступают в свою недолгую сетевую жизнь очередные забавные персонажи. Например, вот типичный представитель. Достаточно немного прокрутить ленту его аккаунта, чтобы всё стало ясно. Ближе к выборам таких ярких, творческих личностей в сети заметно прибавится. А пока можно запасаться попкорном в ожидании слива компромата на региональных политиков и великих интернет-битв. «Диванные войска» начинают репетиции парада по страницам соцсетей и форумов.