Ждём шторм: в Театре драмы репетируют комедию «Опасные тётки»

Не думаю, что пьесы нашего современника Александра Коровкина когда-нибудь попадут в золотой фонд мировой драматургии, но к его творчеству сейчас обращаются многие российские театры. Дело в том, что такие легкие комедии положений востребованы публикой, которая с удовольствием приходит на них посмеяться, получить заряд позитива и развеяться от повседневных проблем. А сейчас это особенно важно для всех, кто устал от серых февральских красок и хочет побольше ярких цветов и эмоций.

Правда, хочу предупредить сразу: расслабиться и предаться размышлениям по ходу пьесы зрителям (и, тем более, актёрам) не удастся, ведь Коровкин работает в стиле «бедрум фарс», который отличает очень динамичное развитие сюжета.

А сюжет таков: две сестры, две тетушки своего любимого племянника, ожидают его в гости в своём доме, который расположен в престижном районе города. Но радость ожидания омрачает вор, похитивший семейную реликвию. Да и сам дом, стоящий на лакомом кусочке бесценной земли, оказывается в круге интересов не только племянника, но и полиции, чиновников и одного подозрительного типа. Возникает множество смешных ситуаций, из которых придётся выпутываться героям. Финал же обещают непредсказуемый.

Как подсказывает интернет, пьесу «Тётки» активно ставят в разных городах России. Причём редко кто оставляет авторское название. Где-то оно звучит как «Осторожно, тётки», где-то «Тётки в законе», где-то - «Мои отчаянные тётки», а столичный вариант, в котором сыграли Павел Прилучный и Раиса Рязанова, вообще назвали «Авантюристы поневоле».

В нашем Театре драмы имени Достоевского с невзрачному слову «тётки» добавили слово «опасные». Может быть, это придаёт новгородской постановке свой особенный оттенок? «О, это зрители поймут, когда придут на спектакль», - многозначительно сказал нам Заслуженный артист России Анатолий Устинов, занятый в спектакле.

К слову, актёрский состав впечатляет - Народная артистка России Татьяна Аркадьевна Каратаева, которая, кстати, завтра будет праздновать свой юбилей, Заслуженный артист Геннадий Алексеев и другие любимые новгородские артисты - Наталья Егорова, Елена Лукьяненко, Сергей Ефимов, Юрий Ковалёв.

Ох, и непросто им всем придётся и уже приходится, судя по тому, что довелось увидеть нам Алексеем Мальчуком на одной из репетиций. Сколько движения, физической активности, скорости требует эта постановка.

Обо всём этом мы расспросили актёров в перерыве, когда их отпустил для беседы строгий режиссер-постановщик Михаил Мамедов, так эмоционально руководивший процессом, что за ним наблюдать было ещё интереснее, чем за действием на сцене.

- Чтобы зацепить сегодня зрителя, нам не нужна ленивая волна, которая плескается в море. Нужна волна, которая так ударяется о скалы, что летят искры. На сцене нужен шторм, а не покой! - учил Михаил Григорьевич актёров.

Первый вопрос Татьяне Аркадьевне Каратаевой - каково ей играть в таком энергозатратном спектале и в комедии вообще, ведь она известна нам, прежде всего, как драматическая актриса.

Т. К.: Физически тяжело. Мы ведь ещё и таскаем человека по сцене. А Толя (Анатолий Устинов, - ред.) вообще мокрый от пота ходит. Но, с другой стороны, как говорит Михаил Григорьевич, это комедия, и мы за единицу времени должны дать большую массу информации. Потому что сейчас у нас время другое, жизнь другая и если мы будем долго всё это разыгрывать, то залу будет скучно и неинтересно. Поэтому мы сейчас нарабатываем как раз скорость и легкость.

Т. К.: Я пока не очень уверенно себя чувствую, потому что редко занята в комедиях. Это для меня новый опыт. Хотя режиссер и говорит: «Верьте в себя», но это легко сказать. Ведь когда играешь в драме, то у тебя уже есть свои приёмы, например - пропустить через душу. А здесь все по другому - вперёд и с песней! Для меня это пока сложно. Но я думаю, что всё получится. Мы доверяем нашему режиссёру. Он умеет заразить всех своим темпераментом и говорит такие правильные вещи, что невозможно даже возразить.

Премьера - на последней неделе зимы. По Вашему мнению, подходит этот спектакль для прощания с ней?

Т. К.: Да, может быть. Ведь комедия положений - она на все случаи жизни, она всегда даёт позитив.

Автор пьесы - актёр, закончил ГИТИС, сам играл на сцене. Чувствуете ли Вы, что эта пьеса написана актёром?

Т. К.: Да нет, я бы так не сказала. Но единственное, что можно сказать - его текст очень легко учится. Он достаточно афористичный, это сленговый сегодняшний язык. Поэтому все актёры очень быстро выучили свои роли.

 

Кто зритель этой комедии? Кого стоит пригласить на спектакль?

Т. К.: Мне трудно сказать, потому что я не очень хорошо знаю современную молодёжь. Ведь всё-таки слово «тётки» - это что-то возрастное. А с другой стороны, такая скорость и темперамент, такой шторм на сцене, о котором говорит наш режиссер,  - может их тоже заинтересуют.

Заслуженный артист России Анатолий Устинов (кстати, совсем недавно отпраздновавший свой юбилей) тоже признался, что такой энергичный спектакль физически играть не так-то просто. «Ну ничего, справляемся!» - говорит актёр.

Если подобрать прилагательные, как бы Вы описали эту пьесу? Например, лёгкая и....

А. У.: Сумасшедшая! На самом деле пьеса обыкновенная, но режиссёр у нас - необыкновенный. Такой же сумасшедший, как этот спектакль. И это прекрасно! Пьесу мы прочитали один раз, а потом сразу отправились на площадку и стали сочинять свою историю.

Заслуженному артисту России Геннадию Алексееву придётся сложнее всех - ведь ради своей роли он встал на каблуки! Бег на каблуках - занятие рискованное и для привыкшей к такой опасной обуви женщины, что уж говорить о мужчине. С этого мы и начали разговор.

Как вы научились такому экстремальному виду спорта?

Г. А.: Я чуть с ума не сошёл, когда впервые только встал на каблуки, я думал, чокнусь, я падал! Сейчас я к этим туфлям я более-менее привык, но ноги всё же болят. Теперь я жутко понимаю вас, женщины!

И жалеете?

Г. А.: Нет, жалеть не буду! Девчонки, у вас ведь есть выбор - носить удобную, оригинальную и красивую обувь или по-английски - хочешь быть красивой, умей страдать. Но ведь вы, женщины, не слушаете никого, вы слушаете только голос чувств, сердца, желаний, а не практики. Вы хотите понравиться.

Так почему же Вашему герою пришлось встать на каблуки и надеть платье?

Г. А.: Он сбежал из тюрьмы и вынужден скрываться. Конечно, я ломал себя на эту женскую роль. У меня же никогда такого не было! И вообще я не люблю, когда мужики переодеваются в женщин. Ведь если я не могу рассмешить зрителя в штанах, то грош мне цена, ведь самый убогий актёришка может стать звездой, если наденет платье. Поэтому я долго отказывался. Тем более, если в 20 лет такое сам Бог играть велел, в 30 лет постебаться - как проверка школы, в 40 летю надо подумать, какую именно женскую роль выбрать, в 50 - это уже... А мне уже 57!

Г. А.: Зрители знают, что я буду работать в этом спектакле, знают, что я буду в женском платье, но ещё не знают о том, что я планирую сделать в день премьеры. Они и мои коллеги будут дико удивлены.

Что ж, будет ждать премьеры! 

***

А состоится премьера 24 февраля в 18 часов.

Обратите внимание на возрастное ограничение - 16 плюс. Это комедия для взрослых! 

Фото: Алексей Мальчук