«У чувака пошла кровь из носа, и он просит за это тридцатку?»

Не секрет, что современное искусство имеет как восторженных почитателей, готовых выложить за абстрактные линии на полотне миллионы, так и скептиков, считающих, что это все мазня, которую нарисует любой ребенок.

Что можно здесь сказать - мнения разные. Как выразился Камиль в кинокартине «О чем говорят мужчины»: «У искусства нет объективных критериев оценки». Мы решили разузнать, что это за зверь такой и с чем его едят. Тем более и повод подвернулся более чем подходящий - открытие очередного выставочного сезона в Новгородском центре современного искусства. Оно состоялось вчера вечером.

Началось все с представления. Его открыла студия исторического танца «София», которая прекрасно продемонстрировала свои возможности. Танец изображал кота и двух кошек. Затем под песню группы «Ногу свело» на людей посыпались танцы из окон. Буквально. Кто здесь только ни был – и флейтист со скрипачом, и сказочные персонажи. А когда в окнах появились японские самураи, на зрителей обрушился шквал бумажных камикадзе. После такого «оконного» показа рядом со скамейкой суровые шотландские мужи и столь же прекрасные девы под традиционную музыку исполнили средневековый танец.

Все эти люди – посетители клубов и кружков центра «Диалог».

И, несмотря на отличие их интересов от шаблонов, эти занятия дарят им радость. Как сказал юрист центра Современного искусства и тренер по японскому фехтованию Сергей Бурьянов: «Когда люди хоть чем-нибудь занимаются, а не бухают, это хорошо». В этом с ним согласны его ученики – Катя и Антон. Их родственники и друзья поначалу не понимали их увлечения и «крутили пальцем у виска».

Перед непосредственным открытием выставки была представлена новая скамейка. На ее спинке изображены пять различных произведений искусства. Одно из самых узнаваемых – «Крик» Эдварда Мунка. Кстати, первым на этом сидении довелось посидеть участнику проекта «Голос. Дети», нашему земляку, Ярославу Буравченко.

Напустив на себя вид знатоков современного искусства, мы спустились в подвал «Диалога», где нас ждало множество инсталляций и картин, которые мы были намерены досконально изучить. Что ж! Вместо бессмысленных каракулей и нагромождения ничего не значащих деталек мы увидели... изнанку нашего современного общества - его суть и проблемы. Мы не уставали поражаться широте мысли создателей этих композиций!

Гамак, обитый колючей проволокой - чем не доказательство гнета обязательств и проблем, мешающих нам расслабиться? А счеты, в которые «врезаны» мобильники и аккумуляторы, как напоминание о том, что на самом деле съедает драгоценное время? Но более всего на нас произвела впечатление видоизмененная картина «Апофеоз войны». Вместо горы черепов там - россыпь визиток различного рода менеджеров. Действительно, сейчас каждый сторож - найт менеджер. Название-то красивое, а вот суть.

Нам посчастливилось расспросить о месте современного искусства в обществе Сергея Борисовича Пухачева - создателя этого замечательного центра. Он ответил нам историей про хозяина табачной лавки, который пришел на одну из выставок и презрительно, будто эксперт, начал критиковать представленные картины. Мол, этой мазне до Айвазовского или Сурикова - как до Луны. Табачник, будучи дилетантом в области искусства, не знал, что названные им художники писали в реалистическом стиле, а он сам наблюдал абстракционизм.

Так вот, по мнению Сергея Борисовича, абстракция может отразить картину мира более полную, чем, к примеру, привычный глазу пейзаж. Ведь художник стремится показать мельчайшие нюансы, а главное - как можно более точную суть происходящего. Важно уметь это видеть, а умение, как известно, приходит с практикой. Стараниями Сергея Борисовича любой желающий может познакомиться с современным искусством и открыть глаза на ускользающие от нашего внимания, но в то же время значимые явления и проблемы. Ну где еще вы сможете не только оглядеть со всех сторон, но и пощупать занимательные явления нашей жизни?

Однажды в гости к Пухачеву пришел художник. И вот он подошел к окну и сказал, мол, смотри, дом шагает. Сергей Борисович подошел к окну… и поразился. Девять лет он наблюдал один и тот же пейзаж! Девять лет та щель между домами была у него на виду! И ни разу за эти девять лет он не видел ничего подобного. Вот оно, современное искусство – показать обычные вещи необычным способом. Иногда поражая даже самые смелые представления зрителей. И во всей этой «мазне, которую и ребенок может нарисовать», есть настолько глубокий смысл, что самые искушенные в искусстве люди порой не могут до конца его понять.

Так бывает, что прислушиваясь к чужим мнениям и домыслам, мы судим о том, чего и в глаза толком не видели. «Не читал, но осуждаю», как говорится.

В случае с современным искусством та же история. В интернете мы частенько отпускаем шуточки о завышенных ценах на картины, о непрофессионализме художника, который «левой пяткой картину рисовал». На выставке все иначе. Ты стоишь у картины или композиции по 5-10 минут, внимательно всматриваешься в детали и... хлопаешь себя рукой по лбу - Ну конечно! Как же я раньше до этого не додумался! Вот так человек открывает смысл, спрятавшийся в этих с виду бессмысленных произведений. И он у каждого свой.

Поговорка «лучше один раз увидеть,чем сто раз услышать» работает! Мы в очередной раз убедились в ее истинности.

P. S. Новая выставочная волна принесла любителям современного искусства вот такие экспозиции:

- «Золотые дипломы Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица»

- Инсталляции художественного объединения «Нога» (Великий Новгород)

- «Перелопачено», Михаила Ющенко (Великий Новгород)

- Абстракции Дмитрия Осипова (Великий Новгород)

- Фотографии Леонида Гройсмана «Соловки. Место предчувствия» (Нижний Новгород)

Все выставки будут работать в НЦСИ до 9 октября, кроме понедельника и вторника, с 11-00 до 19-00. Входной билет - 100 рублей, льготный - 50 рублей.

Фото: Анна Лаба