Новгородские рукодельницы подарили французской писательнице половичок

В киноцентре «Россия» - Неделя французского кино. Фестиваль, организованный Французским институтом Санкт-Петербурга, проходит в городах Северо-Запада.

В нашем городе его открыл фильм «Желтоглазые крокодилы» по одноименному роману Катрин Панколь, автора полутора десятков бестселлеров, переведенных на разные языки мира, в том числе, и на русский.

Писательница приехала в Великий Новгород. Перед показом она поприветствовала зрителей и порекомендовала им читать больше французской литературы, причем в оригинале. Приглашенные из Савино пенсионерки-рукодельницы растрогали Катрин, подарив ей уютный половичок.

Режиссером «Желтоглазых крокодилов» стала Сесиль Телерман, в прошлом актриса. А писательница Катрин Панколь вошла в команду сценаристов.

Главная героиня Жозефина (Жюли Депардье, дочь обрусевшего Жерара Депардье) – доктор исторических наук. Вечно растрепанная, помятая, подверженная меланхолии.

Она – уязвимая натура, обделенная твердостью духа и решительностью. О какой уверенности может идти речь, когда родная мать с детства считала тебя вторым сортом, дочерью №2? Муж Антуан (Самюэль Ле Бьян) элегантен и хорош собой. Потеряв работу, он пребывает в ожидании лучшего предложения, а сейчас поливает цветочки на балконе.

Именно с Антуаном напрямую связан образ зубастых крокодилов, заявленных в названии фильма: он решает построить бизнес, разведя их и штампуя обувь, ремни и сумки. Но к удивлению, смиренная Джо все же прогоняет нахального супруга из дома, а тот уезжает в Южную Африку с новой спутницей.

Жозефину можно назвать осознанной одиночкой: весь круг ее общения замыкается на подруге и семье сестры. Поэтому Катрин Панколь вписала свою героиню в крохотную, скромную квартирку, едва вмещающую кухонный гарнитур и рождественскую елку. Автор поместила героиню и в библиотеку. А куда еще? Такой типаж органично чувствует себя среди книжных полок. Здесь Джо и нашла все то, что оторвало ее от воспоминаний о прежней жизни с мужем.

Дочь №1 – Ирис (Эммануэль Беар) невероятно красива и богата. Ее можно отнести к разряду тех, кому годы только прибавляют великолепия. Она роскошна, харизматична, язвительна, но не цинична. Мать с блеском в глазах говорит, что Ирис «лучше всех плакала в детстве». Но как можно восхищаться слезами своего ребенка?

В отличие от матери, Ирис по достоинству оценивает талант любимой Джо и жутко хочет слыть одаренной. Способности одной сестры и желания другой находят свое воплощение: Джо вместо Ирис пишет книгу о средневековье, которая в одночасье становится популярной. Беда в том, что в погоне за бешеной идеей прославиться и заполучить образ эрудированной дивы, Ирис теряет все: в юности – любовь, сейчас – мужа. Даже собственный сын вызывает скуку. Что может быть страшнее?

Классической теме отцов и детей в фильме уделено много времени. Пожалуй, эта проблематика даже потеснит любовные линии. А тема взаимоотношений поколений не веселит совсем. Дочь Джо заявляет матери: «Без денег ты не человек. Как ты».

При этом она искренне любит отца и ценит его вкус, тетю Ирис, которая одаривает подарками. Это их фотографии стоят на ее прикроватной тумбе, а не изображение матери, бедной, старомодной и слабохарактерной. Правда, к концу действия писательница все же выстраивает некий хэппи-энд: у дочери Жозефины меняются акценты, и девочка-подросток осознает, что является той единственной, кто способен встать на защиту матери.

Катрин Панколь, по собственному признанию, пишет для женщин, хотя книгу «Желтоглазые крокодилы» никак не назовешь типичным женским романом: меньше сладких, приторных сцен, больше суровых и неудобных тем. Это рассказ о борьбе разных характеров за свое счастье, но оно будет не для всех.

В фильме есть и моменты, по накалу сопоставимые с триллером. Это не развлекательная картина для массового просмотра. Субтитры (фильм не озвучен на русском языке) к тому же придают нужную элитарность.

Кстати, с субтитрами идут и все остальные фильмы.

Вчера новгородцы увидели биографическую драму «Жапплу» о конном спорте.

Сегодня любители французского кино посмотрят еще один фильм о писательнице, завтра познакомятся с историей Одри, которая знакомится с группой радикально настроенных молодых людей. В воскресенье киноманов ждет встреча с французской историей.

Интересную тему поднимает драма «Апостол», которую покажут в понедельник: по сюжету молодой мусульманин, призванный стать имамом, ощущает свою новую идентичность, почувствовав любовь Христа. В семейном хаосе герой попытается найти понимание близких людей.

15 сентября зрители увидят драму «Семейная жизнь» о девушке, которая мечтает работать в книжном издательстве, а завершится фестиваль семейной комедией «Хроники школьного двора».

Как сообщили «Вашим новостям» в Киноцентре, фестиваль вызвал очень большой интерес у новгородцев, так что все пригласительные билеты были разобраны буквально в первый день.

Видимо, люди всерьез соскучились по серьезным фильмам и устали от голливудских спецэффектов. Поэтому надеемся, что такие встречи с европейским кино будут повторяться.