В Великом Новгороде выступила солнечная хулиганка Алевтина Полякова

Алевтина Полякова, гений джазовой сцены, недавно представила новгородской публике первый сольный альбом «Paint me» («Нарисуй меня»). Презентация прошла в областной филармонии имени Аренского.

Альбом соединил в себе элегантный джаз и трогательный романс. Есть обращение к традиционной, русской народной музыке. Стиль фанк, набирающий популярность, тоже представлен на пластинке. Альбом вобрал в себя ауру классиков: есть композиция на стихотворение Пушкина, романс Чайковского в древнерусском стиле.

Еще вчера Алевтина Полякова – солистка оркестра признанного мастера Игоря Бутмана, сегодня – вокалистка, саксофонистка, тромбонистка, композитор, автор песен и лидер собственной группы «Солнечный ветер». Дуновение его потоков почувствовали и новгородцы. Ансамбль Алевтины – это барабанщик Игнат Кравцов, контрабасист Макар Новиков, пианист Артем Третьяков. Состав очень органичен, участники – единый спаянный механизм – действуют ладно.

«Экстремально быстрой композицией» Алевтина окрестила песню «It's wonderful» («Это чудесно»). Текст и музыка «Try and you will feel» («Попробуй, и ты почувствуешь это») созданы самой вокалисткой. Есть ощущение, что джаз и английский язык – это естественное сочетание. Джаз на русском? Возможно. Но это будет уже другое звучание, в этом случае музыка будет с этническим оттенком, эстетика джаза будет уже не та.

Солнечная музыка Алевтины заставляла слушателей покачиваться в такт из стороны в сторону. На ее концертах танцевать - только приветствуется. Это сближает слушателей и музыкантов, делает творчество еще более открытым.

Верх искренности - приветливая песня «Добрый жук» из фильма-сказки «Золушка». «Встаньте дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг! Жил на свете добрый жук, старый добрый друг», – строки, с детства знакомые всем. Низкое, глухое звучание тромбона как нельзя кстати соотносится с неторопливыми движениями жука. Здесь как раз и проявился этнический окрас джаза.

После концерта нам удалось поговорить с Алевтиной.

– Вы назвали наш кремль «невероятно красивым, историческим местом». В целом, какие у Вас впечатления от нашего города?

– У вас своя неповторимая атмосфера! У вас живут невероятно открытые, душевные люди! Они нас приняли очень тепло. И для нас большая честь выступить в вашем городе для таких слушателей, в таком красивом, историческом месте, как кремль!

– Как в Ваши хрупкие женские руки попал поистине «мужской» музыкальный инструмент - тромбон?

– Получилось так, что я училась играть на классическом саксофоне в Орле, но все равно стремилась к джазу. Поэтому я приехала в Москву поступать в государственный колледж джазовой музыки. Экзамен сдала хорошо, приемной комиссии все понравилось, однако мне сообщили неприятную новость: «Мы бы хотели вас взять, но у нас уже нет мест». Я расстроилась, уже сложила было саксофон, и тут Сергей Константинович Рязанцев, завкафедрой, мне говорит: «Алевтина, а вы когда-нибудь на тромбоне играли?».

Я отвечаю: «Ну, так, баловалась, пробовала как-то». А он мне: «Если вы баловались – может быть, вы хотели бы поступить к нам на тромбон? Саксофон уже у вас есть – будет еще тромбон». Мне дали на раздумья месяц, но я думала всего три дня и поняла, что мне хочется играть на тромбоне. И я согласилась. За месяц до поступления я взяла тромбон и начала заниматься. Вместе со мной поступали еще четверо или пятеро тромбонистов, а в результате я поступила одна из всех. Так все и началось. Потом я поступила в Гнесинку. Это была отличная школа для меня, в том числе в том, что касается написания музыки и аранжировки.

– Помните ли Вы первое впечатление от игры на тромбоне?

– Первое впечатление - новое, неизведанное мною ощущение, какой-то абсолютно новый мир, который мне по сей день невероятно интересен!

- Вы - лидер группы «Солнечный ветер». А 20 марта, в день выступления, было весеннее равноденствие, плюс весь мир наблюдал солнечное затмение. Любопытное совпадение, не так ли?

- Солнечное затмение - это явление, о котором известно заранее с точностью до секунд, но то, что мы оказались именно в вашем городе в этот день, конечно же, не случайно!

- В какой момент родилось желание создать собственный проект?

- Я играла 5 лет в оркестре Игоря Бутмана на тромбоне. Мне было очень интересно работать там, но все-таки я поняла, что люблю на сцене быть хозяйкой, люблю солировать. Это для меня имеет большое значение. К тому времени я накопила большой опыт игры на тромбоне и начала петь, у меня было много концертов. И я поняла, что настал именно тот момент.

Никогда не думала, что я настолько четко буду знать, что надо уходить и отправляться в самостоятельное плавание. Игорь Бутман поддержал меня в моем решении заняться сольной карьерой. Сейчас я концертирую по всей России. Я всегда стараюсь, чтобы все было искренне. Кажется, что все отдал на выступлении, но после этого ощущаешь подъем.

Уйдя из оркестра, я начала вплотную заниматься своим проектом. До этого я уже активно сама писала песни. Первую песню я написала полтора года назад. Это была композиция «Solar Wind» («Солнечный ветер»), и именно так я решила назвать свой сольный проект. Хочется двигаться вперед, делать больше. Мне есть, что сказать зрителю.

Кроме того, вокруг меня сформировалась группа молодых талантливых музыкантов. Например, пианист Артем Третьяков – замечательный музыкант со своим уникальным взглядом, мне очень интересно с ним работать. И он мой близкий друг, с которым мы многое придумываем. Наш барабанщик Игнат Кравцов привнес в наш «Солнечный ветер» еще больше солнца.

И, конечно, у нас есть Макар Новиков – молодой, но уже очень известный контрабасист, работавший со многими русскими и зарубежными звездами.

- Из-за Вашей любви к экспериментам некоторые критики называют Вас музыкальной хулиганкой. Как Вы относитесь к подобным определениям?

- Хулиганкой меня назвали не критики, а просто кто-то случайно, и эта фразу подхватили и по сей день часто используют. Я спокойно отношу к ней, хулиганка так хулиганка, но только я стараюсь не разрушать, а созидать!

Фото: Татьяна Яковенко