Александр Задворнев размышляет о машине времени и забытой пушке, в общем - о новгородском музее

Привет, читатели. Есть разговор. Как поисковик со стажем, представляю, что такое отыскать в наших комариных пущах, к примеру, ржавый «Дегтярь», захудалый бронещиток от «Максима» или ПТР.

Но узреть в центре, пардон, областного центра, артиллерийское орудие – реальный «сюрпрайс». Быть может, это секрет Полишинеля, мираж из водопроводных труб, предновогодняя Фата Моргана? Потому и решил поделиться с вами и сам понять – что, да как и к чему это все.

Надо, Федя, надо

Выгуливал тут в кремле дочь Софию, приобщал, так сказать, к скрепам и вехам. И, представьте себе, нашел у одной из башен складированную пушечку. Вспомнилась детская песенка про «если близко воробей, мы готовим пушку» и даже «куда идет король – большой секрет».

Но о раритетной артиллерии и прочем – в развязке сюжета. А пока давайте заглянем в гости к музе истории Клио, которая, как известно, была дочерью богини памяти Мнемозины. Для начала горсть общего скепсиса. После зализывания насмерть сахарного петушка, попытки раскачать палкой колокола у Звонницы и оторвать хвост одного из аракчеевских львов, доча объявила о намерении сейчас же посетить музей. Слово юной королевы – закон. Если, конечно, папа не хочет вселенского ора с прогрессивным отмиранием нервной системы. Пошли. Сходили. Вышли. Не хотел критиковать, но «надо, Федя, надо». Уточню для искренних комментаторов и профессиональных троллей на бюджетной цепи – в целом работой нашего НГОМЗ доволен, порой даже очень – люблю вывозить семью на пикник в Витославлицы и прямо таки не устаю любоваться чудовским медведем, «подстреленным» Некрасовым.

Между нами. Свою собачку Кадо точно поэт-демократ шмальнул, а музейного медведя завалил чудовский охотник лет сорок назад. Но это так, лирический проброс.

Кто сломал машину времени?

За хранящими музей львами стопудовая дверь – из породы тех, что дала под зад нетленному Бендеру. Цитата: «дала Остапу под зад толчок в полторы тонны весом». Ребенку такую нипочем не открыть, но значимости добавляет. За ней новомодная электронная проходная, охранник и стандартная лавка, наверное, ценностей. Стоял бы страж вместо черной спецухи в латах да с булавой богатырской – цены бы ему не было!

Входим. Дочь ликует и бросается к чему-то за стеклом. Детский раж в ловком броске пресечен смотрительницей: «нихт, это не есть трогать». Ну да ладно – в чужой монастырь...

Экспозиция. Тускло в целом, кое-где на вид новодел, но это, конечно, к экспертам. Где-то хочется замереть, что-то пугает. В целом немало интересного и порой удивительного, вроде кожаных детских кроссовок с тысячелетней историей.

Чу! Отец, опасайся встречи с макетами домиков. Для трехлетней новгородки они все по умолчанию кукольные.

– Соня, смотри, как жили наши предки. Это было очень давно.

– Папа, я хочу такой домик, вот эти бусики и колечко...

Руки ребенка жадно тянутся к заветному, но... Что в нашем музее главное – НЕ ПРИКАСАТЬСЯ, чтобы не нервировать служительниц муз, словно все здесь под напряжением. Вроде не Гамлет, но темные тени смотрящих преследовали меня на всем маршруте. Всю ауру испортили.

Внемли, турист. Если твое зрение не соответствует эталонной единице, придется напрягать глаза в попытке прочесть – что это за дивный кусок истории там пылится. Многие так и остаются неопознанными. Спросить служителей можно, ответят и даже подробно. Но не у каждого же стенда. Резюмирую: подписи под экспонатами крайне некомфортны для восприятия. Впрочем, кому как. Мне вот – вот так. И точка.

Не обижайтесь, хранительницы и хранители старины, но повешенными на стены интерактивными экранами сегодня трудно удивить. Пусть будут, но это мы можем и из дома. Хотелось бы потрогать какой-нибудь горшок мальчика Онфима или шлем Добрыни. Простите меня, о, высокодуховные, за американизированную тягу к удобству и потребительский эгоизм.

Но дело даже не в этом. Когда, насмотревшись в пронзительные глаза фресковых святых, мы решили завершить рандеву с нашим прекрасным кожанно-деревянным средневековьем, стало понятно, что «машина времени» сломалась. И вместо камзолов, вееров и палашей нас ждут выставки икон и лубочного искусства. Ребята, иконам таки место в храме. Это я говорю не как истинно верующий, а как почетный атеист и комсомольский вожак. Тут не смотреть надо, а молиться, для чего и писаны богомазами лики.

В лубочном зале тоже особо не застрянешь – оставим восхищения для знатоков. Хотя для некоторых и великий Дали – лубок. Правда-правда, так не менее великий Д. Оруэлл о нем писал.

Верните мне XX век!

Но вернемся к нашим ископаемым баранам. Что же должно следовать по музейно-краеведческой логистике дальше? А разве не интересен бы был раздел о местных сказаниях, Перуне и «коркодилах». О падении Господина Великого Новгорода и Марфе Посаднице. О репрессиях царей Иванов и эпохе Смуты. О вкладе новгородцев в строительство Питера, участии в войнах 1812 и прочих годов. И тому подобное, вплоть до современности. Что, разве нечего показать или... не зачем?

В реальности «за иконами и лубком» следует выход на улицу с мимолетным погружением в подвальный гардероб. Можно в лавке дудочку-сопелочку или берестинку прикупить – мол, был и причастен. Ну не приснилась же мне при посещении в годы студенчества экспозиция петровско-екатеринских времен? И век XX присутствовал. Даже, помнится, на выходе зиял пустым экраном символ социалистического барства –цветной отечественный телек.

Ладно, раздел Великой Отечественной по неясным причинам вывели, считай, в никуда. Центр притяжения для туристов все же кремль, а не комната военной тематики, именуемая нынче музеем. Так где же период истории аж в несколько веков? Слазал на сайт НГОМЗ – презентовано много интересного. Даже коллекция оружия есть (см. скрин). Только где все эти портреты, костюмы, письма, балы, дуэли? Недоглядел, может? Так по проданному билету только сюда, за дверь и львов. На Боевой ход, в Грановитую – пожалуйте за отдельную плату.

Бьют часы на старой башне

Где-то читал, что новгородский музей по количеству экспонатов едва ли не второй в России после Эрмитажа. И где они, эти фрагменты нашей истории, те самые скрепы, которые хочется увидеть, потрогать, понять, а не только услышать о них. Крым – Крымом, вино там вкусное, но я-то новгородец! Памятуя о финале прекрасного детского фильма «Приключения Электроника», хочу запеть вслед за гангстером Стампом «давайте будем нести искусство людям. Берут они охотно старинные полотна».

Наверное, есть проблема выставочных площадей, ставок и загрузки. Но проблемы есть всегда. Кто-то их решает, кто-то о них мычит. Если есть чем завлечь туриста – надо доставать это из мрачных запасников. Когда я корреспондентил на федеральный «Интерфакс», помню, как на ура шли новости о реставрации картин, драгоценных чаш из нашего музея.

Хочу это все показывать своим детям вместо очередных «Трансформеров». Дайте!

P.S. Ах, да – про пушку. Собственно, гребу веслом в том же направлении. В ходе пост-музейной прогулки по кремлю, привычно сунул нос в чужие дела – неприглядную хозпристройку, кажется к Спасской башне. И увидел, что стоит там, помимо общего образцового захламления, легендарная «сорокопятка», правда, без колес.

Ну, если привиделось, препрашем, пани и панове. Есть у нас под «конем на горке» танк с трагической боевой историей, безымянные гаубица и пара средних пушек. А малютка с виду явно военных лет пропадает. Ее игрушечные копии были в доме каждого уважающего себя советского мальчишки. Даже сейчас продаются. Может, для тяжелых годин припасена, снарядов-то к «сорокопятке» в наших лесах полно валяется. Или тоже новодел, сослепу-то что не привидится?

P.P.S. Года два назад посетил крепость в Старой Ладоге, долго плевался. За 150 рублей на единицу туриста увидел изнутри ее стены, церковку и вид на Волхов. Может, зажрался, как думаете?

Фото автора и из сети интернет