Евгений Гришковец подарил новгородцам звезду

Минувшая неделя, безусловно, запомнится любителям театра – на новгородской сцене вновь выступил Евгений Гришковец.

Драматургу Великий Новгород тоже запомнится. Нет, не пьяной выходкой одного из наших земляков, который, будучи «навеселе» уж слишком с места и слишком громко начал реагировать на монолог актёра, а потом и вовсе устроил нелицеприятный диалог с «ТЫканием» актёру, за что и поплатился выпроваживанием из зала. По признанию Гришковца, это второй случай за полтора десятка лет и тысячи сыгранных спектаклей… Гостю в этот вечер подарили настоящие корабельные часы. Те, кто ближе знаком с творчеством калининградца, знает, что Евгений Валерьевич служил в морфлоте и тема кораблей и моря проходит красной нитью через всё его творчество...

В этот раз Гришковец привёз свой самый весёлый, а потому и один из любимых спектаклей «ОдноврЕмЕнно». Как он сам признался, сейчас, во время тяжёлых новостей, ему особенно приятно играть на на сцене именно этот моноспектакль.

Вот, что о нём пишут в афишах: «Одновременно» – это монолог, насыщенный множеством историй из повседневной жизни обычного человека и в то же время не уступающий по своей философской глубине лучшим образцам классической драматургии. Постановка демонстрирует неподражаемый стиль Гришковца, в работах которого всегда живет «ощущение незакрепленности живой ткани текста», более того, это ощущение «сохраняется даже в уже записанных пьесах: в многократных сбивчивых заходах, внезапности бесконечных ассоциаций, в беззащитности интонации и какой-то совершенно необычной открытости и расположенности к слушателю-читателю».

Пожалуй, на этом можно было и остановиться.

Но хочется добавить: если уже полюбил творчество этого автора, филолога, мастерски владеющего и чувствующего слово, то это навсегда (это подтверждает и заполняемость зала театра драмы им. Ф.М.Достоевского - даже не самые низкие цены на билеты новгородцев не останавливают).

А всё дело в том, что всякий раз в его описаниях узнаёшь себя или своих родных, друзей или знакомых. Потому каждому зрителю начинает казаться, что его уже связывают с автором какие-то личные отношения. И он хочет эти отношения продолжить....

Монологи-вкрапления об ожидании Нового года или первого похода в оперу «обычнjго, нормального человека, не знатока», осознание себя не тем и не таким, каким видят тебя окружающие – вот лишь часть того, о чем говорил автор. Причём то, что он описал 15 лет назад (а именно столько уже Гришковец играет «Одновременно»), не теряет своей актуальности до сих пор.

Особенно впечатляет, как он видит интересное в обыденном, заостряет внимание на таких мелочах, которые окружают тебя ежедневно и ежечасно, но ты настолько к ним привык, что уже и не только концентрируешься на них, но и не замечаешь их вовсе.

Приятно и то, что «Одновременно», как и остальные спектакли (большую часть которых удалось, к сожалению, увидеть пока только в видеоверсиях), немного приоткрыл личность самого автора. Ведь, как и положено, любой текст – это не 100%-ная выдумка, а опыт, переживания того, кто об этом говорит со страниц книг или со сцены.

Напоследок Гришковец сорвал одну из звёзд со своих традиционно скромных декораций и, бросив её, дал возможность загадать желание зрителям. Мелочь, а приятно, за это отдельное спасибо!

Фото Ивана Люсова.