Как мы создали спектакль за 24 часа

В минувшие выходные новгородцы в третий раз стали участниками проекта «Театр-24». К созданию одного спектакля за сутки приложила руку наш корреспондент Умагат Лабазанова. Мы предлагаем вам увидеть эти 24 часа её глазами.

***

«Настя, не молчи! Не молчи, Настя!» - судорожно шепчу я.

Настя невозмутима. Она что-то старательно то ли вкручивает в штатив, то ли выкручивает из него. Настя – главная героиня, точнее главный герой нашего спектакля. И сейчас на сцене, как бы это помягче сказать, фэйл. Зал в недоумении. Так и должно быть? Длинная пауза вставлена здесь режиссёрами для того, чтобы зритель задумался?

Кажется, зритель готов закричать: «Продолжай уже!» Но Настя вспоминает свои слова быстрее, чем мозг зрителя успевает послать сигналы телу.

Я выдыхаю.

Рано.

Настя забывает про таблетки. Причём конкретно так забывает. На сцене вновь происходит что-то…

Так, стоп. А откуда здесь сцена? Вы ведь не знаете, что со мной сейчас происходит, где я, и почему задумчивая девушка Настя мучает штатив и требует таблетки.


Комната в общежитии. Тело, которое нахально просыпает работу режиссёров, потеряно где-то в груде подушек на широкой кровати, компьютер включён (он работал всю ночь), наушники намотались на тело.

-Чёрт! Я проспала! Я же обещала всем, и прежде всего себе, что приду к самому началу, посмотрю на работу режиссёра, поучаствую в кастинге актёров.

-Ой, ну прекрати! Какая из тебя актриса? Ты человек за кадром.

Я - обычная девятнадцатилетняя девчонка, и это – моё обычное утро. Две составляющие моего характера вновь в ссоре. Я почти опустила руки, в которых держала рюкзак. Но… Воспоминания сыграли свою главную роль. Вчера я написала отличный сценарий! Иду!


Фойе колледжа искусств имени Рахманинова. Ожидание: шумная толпа создаёт хаос, слышатся крики раскрепощённых актёров: «Возьмите меня на главную роль! Я идеально подхожу!», суета сует, в общем. Реальность: пустота, три осенние куртки лежат около гардероба (видимо опоздавшие актёры скинули впопыхах), гробовая тишина. «Может всё отменили?» - промелькнула мысль в моей голове.

Слышу топот со стороны лестницы на второй этаж: одна из актёрских трупп во главе со своим режиссёром со смехом проносится по коридору. Процесс пошёл. Театру быть!


Настя, с которой всё начиналось, тоже опоздала. Вместе с ней мы решили примкнуть к шумной и немногочисленной, как оказалось потом, «толпе с лестницы».

Заходим в класс хореографии (там разместилась наша будущая команда). «Только бы не попался мой сценарий! Я ведь хочу быть актрисой сегодня!» Читаю: «Сценаристы: Яковлева Екатерина, Павлова Мария, Лабазанова Ума (!), Родионова Анфиса. Отлично! Это судьба просто! Я должна вести этот сценарий до конца! Ну что ж, вызов принят!»


Прежде чем погружать читателей в процесс зарождения спектакля, хотелось бы окунуть вас в начало начал: рождение сценария.

Мы собрались в «Читай-городе» на Мира. Ровно в 20:00 кабинеты библиотеки стали наполняться мыслями, бредовыми и не очень. Но перед этим всех сценаристов собрали вместе и предложили разделиться на группы. Лис Мусатова, главная затейница и просто замечательная девушка, произнесла главную фразу шабаша талантов: «Кофе и печенюшки вы можете найти воооон таааам». Эти энергетические запасы и в правду были, если ни главными героями ночи, то уж точно одними из главных! Во-первых, отопление обещали включить только в понедельник, а собрались мы в субботу, поэтому чай\кофе – стали для нас обогревателями №1. Во-вторых, времена творческого застоя мы заполняли чаепитием и печенюшками, большим количеством печенюшек. В-третьих, на голодный желудок не думается, так что слава П-Е-Ч-Е-Н-Ь-К-А-М!

Пришло время выбрать фразу, которая станет основополагающей в каждом спектакле. Анфиса, подруга по команде, тащит бумажку из пяти предложенных. «Иногда я жалел о том, что у нас нет кота. У меня был кошачий череп, но и его унесли чайки…», - ночью мы будем работать с этим.


«Интересно долго тут? До скольки у нас автобусы ходят? Я планирую уехать где-то в одиннадцать», - Анфиса наивно полагала, что «свалит» именно в то время, в которое запланировала. Но…Творческий процесс он такой. Непредсказуемый.

Катя, Маша, Анфиса и я – супер команда, у которой к двум часам ночи родилось маленькое, но такое тёплое чудо «Отсутствие кота» (название нашего спектакля). Роды были тяжёлыми. Меня, например, напрягало наше рабочее место «проходной двор». Мы видели смеющуюся толпу, толпу с кофе, двух девушек, не нашедших себе применения в их команде сценаристов. Но несмотря на все трудности, у нас получилось.

Процесс рождения был очень интересен и забавен. С виду добрая и порядочная Анфиса  предложила сначала убить главную героиню, потом главного героя, потом посадить хоть кого-нибудь в тюрьму (желательно за убийство). Я симпатизировала взглядам Анфисы в то время, как остальная часть группы недоверчиво поглядывала на нас. Нам хотелось драмы, трагичной истории, тлена и серости. Мы предлагали заполнить весь спектакль монологами главного героя, который к тому времени у нас лежал в психиатрической больнице. Катя хотела любви. Но тоже трагичной. В общем, смерть  стала камнем преткновения в нашем творческом коллективе. В итоге, мы ушли и от смерти, и от тюрьмы с психбольницей, но трагедия никуда не делась.

Время неумолимо стремилось в вечность. Наши мысли, сбивая одна другую, боролись за попадание в сценарий. Уж полночь близится… «Нужно расписать всё досконально, чтобы режиссёру было максимально комфортно», - вторит Катя. Катя знает, что говорит. Она участвует во второй раз и прошлый её опыт стал победным. А я уже расклеилась. Поняла, что писать сценарий – не моё, не могу так долго сидеть на одном месте. И  начала танцевать. Ага, танцевать. «В следующий раз пойду в актрисы или режиссёры!» - успокаивала себя я.

Два часа ночи. «Ты вызвала такси?» - Анфиса готова услышать только утвердительный ответ.

Мы это сделали. Сценарий готов. Фотосессия на прощание. Мы останемся той четвёркой без кота. Застёгнута последняя пуговица на пальто Кати, шарф нежно обвил мою шею. Пора.

- Стоп! Название! - таращит на нас глаза Маша.

- Название? – я пытаюсь быстренько и по-тихому слинять.

- «КотаНет», «КотоОтсутствие» - выскребаем из недр оскудевшего за шесть часов работы мозга гениальные варианты названий.

- «Отсутствие кота»! И точка! – выбрасываю я правую руку вверх, одновременно и прощаясь, и демонстрируя какое-то движение из только что придуманного мною танца.

Мы закончили. Расходимся.

 


Хореографический класс (вот так вот интересно я попала именно туда, и моим танцам нашлось применение). Я решила наблюдать за процессом освоения сценария со стороны. Не получилось. Пришлось своровать кота (в дальнейшем вы узнаете, на какие жертвы я пошла ради нашего детища).

 

Я с недоверием отнеслась к режиссёру, в руки которого попал наш шедевр. Катя или karizzi, как она просила себя называть вместе со своей подругой Настей долго и упорно смеялись, шутили … над нашим трагическим сценарием. Мне стало не по себе. Во что они превратят наше творение? Смогут ли донести тот смысл, который мы с девчонками вкладывали всю ночь!

Мои сомнения развеялись в первые полчаса. Karizzi - невероятно творческая и разносторонняя личность. Наш сценарий в надёжных руках!

Главная героиня (стерва обыкновенная, как мы её назвали) уже что-то репетировала. Это Света. И она не стерва. Насте достался образ парня, мужа стервы обыкновенной. Их любовь разрушила коррозия. Под действием внешних факторов коррозия прогрессировала и довела главную героиню до одиночества, а главного героя привела к коту. Вроде всё просто. Но это не так. Семейная пара разбита о реалии нашего с вами мира. Мира, в котором мы живём. Мы показывали семью, столкнувшуюся с нынешними актуальными проблемами, которые они решить не смогли. Разногласие, непринятие позиции супруга, холодность и непонимание. Мы провели семью через ряд социальных проблем, актуальных на сегодняшний день. Главным героям довелось выбирать детей из Федерального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, собирать вещи беженцам и поучаствовать в акции Ice Bucket Challenger.

Время, отведённое на репетиции пролетает незаметно. Чувствуется усталость. Всем уже не терпится выйти на сцену.

Пришло время генеральной репетиции, где у нас будет возможность услышать критику настоящего режиссёра.

Я отвечаю за свет. Вроде разобралась. Всего-то нужно говорить «Выключай\включай» парню, сидящему за пультом. Самым интересным было включать «пушку» во время исполнения песни Рианны нашим режиссёром (да-да, и такое у нас в номере было). Я прошу парня выключить свет, потом стремительно вскакиваю с кресла и несусь к стулу, на который я должна взгромоздиться, щёлкаю небольшой рычаг – «пушка выстреливает». Рианна поёт в кружочке света. Я горда собой.

«Отсутствие кота» с настоящим котом!

Отдельного абзаца заслуживает история о том, как мы доставали кота для финальной сцены.

Я и Настя – вегетарианки, поэтому когда в обед привезли пиццу, мы выковыряли из своих кусочков всю ветчину. Как оказалось не зря.

Ближе к вечеру остро встал вопрос о присутствие кота. Конечно же поиски были поручены мне. Так как поймать котов у колледжа не удалось, они были дикими, нам с Машей (сценарист нашего спектакля) пришлось топать в общагу. Гордо вышагивая, я несла впереди себя пластиковую тарелку с большим количеством ветчины. Люди реагировали по-разному.

До общежития дошли без происшествий, цепляя по дорогие кошек и собак, но так и никого не зацепив. На остановке сидел серый упитанный кот. Это завсегдатай остановки. Он бездомный.  Идеальный вариант. С этим котом я знакома давно. Каждый день, проходя мимо этой остановки на учёбу, я вижу его хитрые глаза и длинные усы.

Вот кот погружен в сумку. Отправлен на машине в колледж. Я жду Ксюшу, хорошую знакомую, которая добывает цветы тем же способом, каким мы только что добыли кота.

Дело сделано. Пора возвращаться. Скоро премьера спектаклей.

Если честно, я пропустила практически все спектакли, так как находилась вместе со своими ребятами, которые репетировали. Волновалась, кажется, больше актёров. Но всё прошло замечательно.

Единственный номер, на который мне удалось попасть, это специальный проект Стаса Сумарокова моноспектакль «В поисках утраченного времени».

Это было потрясающе! Стас попытался через танец передать смысл фразы театра.

Я не смогла ни взять комментарий у этого творческого и интересного человека.

-Ты профессионально занимаешься хореографией? Актёрским мастерством?

- Работаю в ИТ-сфере, никак с театром и танцем не связанной. Соответственно, танцем/театром занимаюсь не профессионально, в том смысле, что это не является ни моей работой, ни источником доходов. Но на всевозможные мастер-классы и фестивали по импровизации, танцу и перформансу я езжу уже лет 7, так что опыт есть

- Насколько мне известно, ты участвуешь не в первый раз в этом проекте, и в очередной раз ты представляешь моноспектакль. Почему именно такой подход к работе? Не хотел, например, в этот раз поработать в команде?

- В прошлый раз я участвовал год назад, на первом Театре24 в качестве режиссера, тогда я действовал в рамках правил проекта.

Сейчас захотелось сделать моноспектакль, поскольку сам я больше занимаюсь и интересуюсь танцевальной импровизацией, пластическим театром и перформансом, а это сильно отличается от классического театра, поэтому требует особенного сценария, подхода к режиссуре и исполнению, так что в команде такое можно сделать, только если все от сценаристов до актеров имели опыт в чем-то похожем.

- Расскажи о своём прошлом опыте участия в театре24

- В прошлый раз я был режиссером, пришел утром в колледж искусств, получил сценарий, прочитал и понял, что хорошо если все актеры успеют хотя бы просто выучить все реплики. Над этим и работали.

-Что ты хотел сказать зрителям со сцены вчера?

- В плане истории там все было просто: человек теряет какую-то важную часть себя, пытается как-то с этим жить, чем-то эту дыру заклеить, что не всегда получается. А как найти из этого выход и что делать дальше я говорить не стал, не заниматься же пафосными нравоучениями со сцены. Поэтому последний закадровый текст в спектакле был «А дальше... дальше может случиться, что угодно. Например...» и персонаж на сцене начинает искать какой-то свой выход через танец, причём, что из этого получится не знал даже я сам, т.к. это была импровизация, а не заготовленная хореография. В сценарии у меня было записано «если получится, вывести в условный хэппи-енд», но как-то не сложилось, не совсем счастливый конец вышел, ну да и ладно. Это же только один из вариантов того, что может случиться.

- Какой из спектаклей тебе понравился в этот раз?

-Третий, "Семейные тайны". Я люблю абсурд, а там его хватало. И в постановке чувствовалось, что режиссеры знатно поработали над попавшим им в руки сценарием и чуть ли не наизнанку его вывернули, при этом сохранив реплики героев. Актеры тоже не подкачали. Пожалуй, из всех трех Театров24, т.е из 12 спектаклей, мне этот больше всего понравился

- Сможешь сравнить весенний театр и театр, который вчера «отгремел»? Какой больше запомнился? И почему?

- На весеннем, т.е. втором Театре24 я был только зрителем, поэтому запомнился он намного меньше: в просмотр вкладываешь намного меньше энергии и себя, чем в участии, поэтому и запоминается он намного меньше. Помню, что неплохо вечер провел, вот и всё.

Фото: Аля Гришина