Новгород глазами туристов. Въездные знаки

«Ваши новости» продолжают серию публикаций о Великом Новгороде, каким видят его туристы, каким видим наш город мы сами, возвращаясь из дальних поездок. Сегодня мы предлагаем вам поговорить о въездных знаках.

Не так давно один приезжий журналист поинтересовался мнением губернатора о состоянии новгородских въездов. Сергею Митину вопрос не очень понравился. То ли он сам не удовлетворён решением проблемы, то ли просто не обращал глава области внимания на въездные знаки и окружающую их среду. Тем не менее, раз уж мы мечтаем сделать Великий Новгород туристической Меккой, въезды – то, с чего начинается знакомство человека с городом – должны представлять собой целостно решённый имиджевый элемент. «Ваши новости» обсудили с ведущими архитекторами, представителями мэрии и простыми новгородцами настоящее и будущее этой части города.

В Великий Новгород можно въехать с четырёх сторон (Москва, Санкт-Петербург, Псков, Луга). Основными считаются первые три въезда. Благоустроенными, по крайней мере, оборудованными соответствующими знаковыми конструкциями, можно назвать только московское и питерское направления. При этом, по распространённому среди новгородцев мнению, въезд со стороны столицы выглядит более привлекательно.

Стела после синего моста расположена, как мы все прекрасно помним, на зелёном островке. То есть, когда человек подъезжает к Новгороду, он движется прямо на неё. Если же ехать со стороны Санкт-Петербурга, знаковая конструкция находится сбоку. С позиций туриста, этот въезд должен выглядеть более продуманным, так как за самой стелой располагаются конструкции с информационными материалами о городе. На московском направлении их пока нет. Одна из наших читательниц заметила, что серьёзнейший недостаток наших въездов – недостаточное количество информации, из-за которого туристу сложно составить целостное впечатление о городе.

Немалую роль в восприятии въездного знака играет среда, в которую он встроен. Об этом говорил и член градсовета, экс-главный архитектор Великого Новгорода Михаил Коржев, и заведующий кафедрой дизайна Новгородского университета Алексей Гаврилов. Они сошлись во мнении, что въезд со стороны столицы уже сегодня выглядит неплохо.

– Крест, который установлен на двух въездах, представляет собой плоскостное сооружение. Со стороны Москвы он расположен на фоне заправки, и для данного знака не хватает заднего плана, так называемых кулис, но этот объем хотя бы удачен своим местоположением, – объясняет Гаврилов. – А вот со стороны Петербурга тот же самый крест выглядит не убедительным по привязке к месту. Нельзя просто установить один и тот же знак в двух разных местах. Должен быть индивидуальный подход, как к самому въездному знаку, так и к комплексному решению окружающей среды..

Безусловно, с возведением в районе въезда в Великий Новгород со стороны Питера современных зданий внешний вид интересующего нас объекта будет восприниматься по-другому. Уже сегодня псковичи возводят там жилой комплекс «Тринити», работают красивые современные автозаправки, должны появиться за знаком и новые автосалоны.

– Я думаю, этот въезд будет выглядеть достойно. Крест будет стоять на фоне зданий с большим количеством стекла. Автосалоны должны закрыть собой то, что сегодня портит впечатление от этого въезда, – рассказал Михаил Коржев.

Впрочем, в комитете архитектуры и градостроительства мэрии состоянием московского и питерского въездов довольны и сейчас:

– При въезде в город мы должны видеть его символ. Со стороны Санкт-Петербурга и Москвы у нас установлены скульптуры и флаговые конструкции. На мой взгляд, по архитектуре тут нет никаких проблем, – выразил убеждение руководитель комитета архитектуры и градостроительства Евгений Жилин. – Возьмём, например, въезд со стороны Москвы. Знак находится на открытой площадке, его хорошо видно. На островке высажен кустарник. Всё сделано гармонично.

Среда, в которую встроен въездной знак, является, с точки зрения архитектуры, достаточно современной. Как уже говорилось, крест установлен на фоне заправки. Правее открывается вид на почти достроенный современный мебельный салон «Элегия». Если мы после въезда в Новгород движемся в сторону улицы Фёдоровский ручей, то преодолеваем липовую аллею. Её состояние нареканий не вызывает. Менее приглядно выглядит то, что мы видим по сторонам дороги, когда движемся в сторону улицы Державина. Тем не менее, учитывая, что ещё несколько лет назад глаз въезжающего в наш родной город по этому направлению человека мозолил различный недострой, сейчас ситуация заметно изменилась к лучшему.

***

Въезд, точнее подъезд к Великому Новгороду со стороны Москвы этой зимой достаточно серьёзно преобразился. Была пущена под топор уже давно ставшая определённым имиджевым элементом тополиная аллея вдоль федеральной трассы «Россия». Опрошенные «Вашими новостями» архитекторы восприняли эту перемену неоднозначно.

– Я думаю, это не очень правильное решение, – считает Михаил Коржев. – Лучше семь раз сначала подумать. А у нас, когда надо думать, стараются быстро делать.

Не согласен с коллегой главный архитектор ООО «Архитектура» Евгений Борисов:

– Разве имидж составляют аллеи, которые нам встречаются. Помните, как несколько лет назад выглядел Кремль? Он весь был засажен непонятными кустами. И сейчас такие Кремли в России остались. Наш же Детинец очистили, вылизали – разве хуже стало? Больше видно. Мне кажется, исчезновение аллеи – искусственная проблема.

В управлении ФАД «Россия» нам отказались рассказать, планируется ли какое-либо облагораживание территории, освободившейся от старых тополей. Тем не менее, насколько нам известно из собственных источников, пока с оставшимися пеньками ничего делать не будут. К слову, в селе Бронница на них уже появляется молодой подрост. Маленькие кустарники выглядят неплохо. Но это те же самые тополя. Можно ли облагородить обочины по-другому?

– Насколько я помню, там открывается вид на заливные луга. При желании можно было бы создать нечто вроде ландшафтного парка, – предлагает доцент кафедры дизайна НовГУ Андрей Гаврюшкин.

***

Туманным остаётся и будущее въезда со стороны Пскова. Как заверил нас Евгений Жилин, знак рано или поздно будет установлен и на этом направлении. Однако в этом году денег в бюджет под это не заложено. Понятно, что, если бы город страдал от избытка средств, тот же Жилин обеими руками проголосовал за благоустройство псковского и лужского въездов.

Говоря о второстепенных въездах (таких, как лужский), Евгений Александрович высказал точку зрения: там могут быть установлены уменьшенные копии имеющихся въездных знаков. То есть ставить пятиметровый крест у дороги на Новую Мельницу пока никто не собирается. Да и его маленькую копию тоже.

Возвращаясь к псковскому направлению, необходимо обратить внимание на зыбкость границ между городом и Панковкой. Фактически, сегодня невозможно понять, где заканчивается Великий Новгород и начинается его пригород. Архитекторы, чьи мнения мы уже приводили выше, убеждены, что знак должен находиться в удалении от городских строений. Теперь же выполнить это условие достаточно сложно.

Панорама въезда со стороны Пскова

Опрошенные нами читатели сошлись во мнении, что именно въезд с Панковки – самый неопрятный. Раньше там стояла четырёхсторонняя стела. К настоящему времени её разобрали. Об этом знаке, кстати, положительно отзывались доцент кафедры дизайна НовГУ Андрей Гаврюшкин и её заведующий Алексей Гаврилов.

***

До 2008 года другой знак стоял и на московском направлении. По мнению главного архитектора проекта ООО «Архитектура» Евгения Борисова, причиной замены стала перемена идеалов:

– Прежний въездной знак был хорош в советский период. А символ должен отвечать сегодняшнему дню. Крест – удачный знак. Закладной крест был и у кельтов, и у новгородцев.

Впрочем, не все наши собеседники сошлись во мнении, что идея архитектора, который создал ныне установленные на двух въездах знаки, реализована до конца. Крест работает только на въезжающих в Великий Новгород людей. Двигающиеся в противоположном направлении автомобилисты, пассажиры машин и автобусов видят только силуэты этих скульптур, заслонённые флагами.

Более того, не всем опрошенным в равной мере нравится концепция единообразия въездных знаков. По мнению, заведующего кафедрой дизайна НовГУ Алексея Гаврилова, в знаке должен быть отражён образ того города, со стороны которого машина или автобус въезжает в Великий Новгород.

– Знак, который раньше стоял на Псковской, отражал образ этого города. Особенности псковской архитектуры были хорошо обыграны в объеме въездного сооружения, через пропорции знака и композиции шрифта. Конечно, это палка о двух концах. Но, на мой взгляд, каждая из подобных конструкций должна иметь своё лицо. Не зря же улицы носят названия Московской, Псковской, Ленинградской, – аргументирует Гаврилов.

Однако по существующей концепции, все въездные знаки будут похожи друг на друга.

В настоящее время идёт работа и над символической конструкцией, которую планируют установить на въездах в Новгородскую область. Предлагаются различные варианты. Об одной из наиболее интересных идей нашему изданию рассказал Евгений Борисов:

– Въезжая в Новгородскую область, мы пересекаем незримую границу. Она будет закреплена валами. Это архитектурное сооружение, присущее Великому Новгороду. Кроме того, это элемент благоустройства, причём вечный. И, как элемент новгородской стены, дозорная башня. Чисто новгородская тема. Брутальный, мощный – ни на что не похожий. Псковская, суздальская, ярославская архитектура – совершенно другая, только Новгород таков.

***

Пока неясно, как скоро появятся новые символические конструкции на границах области. А пока вернёмся к въездам в Великий Новгород. Работая над этим материалом, мы задались вопросом: «Насколько конкурентоспособными выглядят новгородские въездные знаки и окружающая их среда в сравнении с соответствующими конструкциями в популярных в мире туристических центрах?». С этим вопросом мы обратились к специалистам.

– Мне запомнился символ Майами-бич, – делится впечатлениями доцент кафедры дизайна НовГУ Андрей Гаврюшкин. – Там вдоль дороги расставлены буквы. По ночам они светятся.

– А вот в Германии, где я недавно побывал, таких отдельно стоящих конструкций нет, – рассказывает заведующий кафедрой Алексей Гаврилов. – Обыкновенные дорожные знаки. Объекта, который бы обозначал въезд в город, например, в Гамбурге нет. Там всё делается очень скромно, но со вкусом. И, в то же самое время, в их городах очень легко ориентироваться. На улицах много указателей, информационных стендов.

В прошлом году был в Израиле, – продолжает Гаврилов. – Знаков въезда в Тель-Авив или Хайфу я, например, не видел ни одного. Для тех, кто в первый раз туда попал – это, наверное, плохо. Просто не понимаешь, когда выехал из одного города и очутился в другом.

По мнению Евгения Борисова есть очень простой показатель, по которому можно определить, успешен ли въездной знак:

– Туризм сегодня – это фотография. Если у знака фотографируются люди, значит он решён блестяще. Единое зерно всех въездов в различных  городах и странах – стремление выразить сущность города, в который ты въезжаешь в каком-то материальном знаке. Как неудачный пример могу привести въезд в Ленинградскую область – такое ретро-наследие советских времён, – иллюстрирует свою мысль Борисов.

Сравнивая въезды в Великий Новгород с «вратами» других городов, зарубежных и российских, наши собеседники косвенно хвалили новгородский опыт. В то же время не все дорожные артерии, ведущие в наш город, снабжены соответствующими архитектурно-культурными объектами. Нерешёнными остаются псковский и лужский въезды. Есть над чем поработать и на московском с питерским направлениях. Информационные стенды и среда, в которую встроены стелы нуждаются в доработке. И всё же есть стойкое чувство, что въезды в Великий Новгород уже через несколько лет будут отвечать требованиям, которые к ним предъявляет сам статус «города для туристов».

Фото: Алексей Александров, Роман Грачик, Алексей Мальчук.

Эскизный проект въезда в Новгородскую область

Информационные стенды на въезде со стороны Санкт-Петербурга

Въездной знак во Пскове