Новгородская журналистика и «Ваши Новости» оказались под прицелом западных исследователей

В мае в Хельсинки прошла конференция «СМИ России и Восточной Европы: перспективы употребления и социальных изменений» («Russian and East European media: Perspectives on Consumption and Social Change»).

Конференция была организована в рамках проекта «Революция СМИ в России» («Media Revolution in Russia») при поддержке Александровского Института, Хельсинского Университета и организации CERES.

Ученые из Великобритании, Финляндии, Швеции представили свои исследования о состоянии современной российской журналистики, деятельности журналистов, пишущих как для газет, так и для онлайн-изданий, женских журналов. Я оказалась единственной участницей со стороны России. Хотя исследователей, русских по национальности, было немало, но все они уже давно живут и работают в Европе и представляли на конференции зарубежные научные центры. Открыл конференцию известный в Скандинавии ученый, профессор Горан Болин (Швеция) с лекцией о СМИ и экономических, социальных, моральных ценностях.

Мое выступление было посвящено анализу взаимодействия прессы с органами власти, партиями с целью разрешения социальных проблем в период с 1991 по 2011 годы на примере таких изданий как «Российская Газета», «Новгородские ведомости», «Новгород».

Я представила сравнительный анализ: как пресса организовывала общественный диалог, что было главным политическим событием, кто был главным героем публикаций в разное время.

На мой взгляд, в последние годы политики и граждане существуют в параллельных мирах. Статьи журналистов часто носят монологический характер без сопоставления разных точек зрения на политические и социальные события, очень редко журналисты сотрудничают и обращаются за комментариями к экспертам – социологам, политологам, историкам.

Внимание журналистов приковано к политической элите, основные герои политических публикаций – представители исполнительной власти: Президент, Премьер-Министр, Министры, Губернатор.

Количество публикаций, в которых обычный гражданин говорит о политике или идет речь о политических настроениях и предпочтениях граждан, крайне мало. Узнав о том, что я еще и пишущий журналист, участники конференции расспросили о журналистике в нашем регионе. На меня обрушились с вопросами: существуют ли частное телевидение и частные газеты в Новгородской области, имеют ли возможность журналисты и граждане открыто высказывать свое мнение о власти, политических решениях и действиях чиновников, критиковать политиков?

Я рассказала об интернет-газете «Ваши новости» как одном из независимых изданий, в отличие от многих других СМИ, учредителем которых является Новгородская Администрация. На мой взгляд, «Ваши новости» организовывают социальный диалог на высоком уровне, аудитория газеты имеет возможность писать комментарии к статьям и новостям. Издание проводит различные рейтинги политиков, открывает форумы по поводу разных актуальных событий.

Недавно под эгидой «Ваши Новости» и НОТ прошла первая в нашем городе общественно-политическая конференция. Попасть на конференцию мог любой желающий, так же как и изложить свои взгляды о деятельности новгородских политиков. Другое дело, услышала ли эти голоса власть? Похожую методику анализа использовала Катя Лехтисаари (Финляндия) в своем исследовании об экономических изменениях российского общества на примерах газет «Коммерсант» и «Ведомости». Через публикации в газетах видно как изменилась экономика в сравнении с концом 90-х годов.

Интересным был доклад Mаркку Лонкила (Финляндия) о роли социальных сетей «ВКонтакте», Twitter в организации протестного движения в 2011 году и в формировании противостояния Путина и Навального, о репрессиях по отношению «ВКонтакте», о серьезном разделении российского населения на ТВ и интернет-аудиторию.

В ответ на выступление Маркку я подтвердила, что определенная часть россиян отказывается от просмотра телепрограмм и новостей по ТВ, узнавать о событиях в мире они предпочитают из онлайн-источников. Доверие к тележурналистам очень низкое. Кстати оптимистичный Марку считает, что интернет аудитория сможет скоро победить режим.

О специфике использования социальных сетей и блогов в работе российских журналистов рассказала Елена Дегтерева (Швеция). Оказывается, российские журналисты используют социальные сети как для сбора информации, креативных целей, так и для пропаганды своих статей. Наши журналисты используют социальные сети намного чаще в работе, чем шведские и польские коллеги. Хотя по информации Светланы Пасти (Финляндия) интернет в России, особенно в регионах, еще не очень популярен.

Хелен Карлбак (Швеция) говорила в своем докладе о том, как шведская пресса писала об имидже и образе жизни, правах советских женщин, об отношениях между мужчиной и женщиной в СССР; о переходе от концепции «женщина должна быть замужем и много работать по дому» до современного, по сути «западного», понимания роли женщин. Об идеологии красоты, моды, потребления в журналах «Крестьянка» и «Космополитан» рассказали Ольга Гурова (Финляндия) и Холли Портеоус (Великобритания)

Отец-исследователь российских СМИ, профессор Каарле Норденстренг представил некоторые аспекты своего исследования российских СМИ в сравнении с другими странами БРИКС.

По данным Каарле Норденстренга, в России в несколько раз больше различных СМИ, чем в Индии, Африке, Китае. Но количественный фактор не всегда означает качество. Еще ученого очень удивил тот факт, что на одного россиянина приходится почти 2 сим-карты. Говорит ли это о растущей коммуникации или экономии?

Одним словом, пока западные ученые удивляются журналистике в России, интерес к российским СМИ будет продолжать расти. Значит, есть шанс, что, если не из наших СМИ, то из уст ученых Европы можно узнать правду о событиях в нашей стране.

Фото c конференции: Ниина Инто, информационный специалист Александровского Института.