Береги зубы с молоду или почему мы - беззубая нация

Будучи в стоматологической клинике, на информационном стенде приметил «Памятку для родителей: что говорить детям перед приемом стоматолога». И вот что я там прочел:

«Нельзя употреблять термины: сверлить, бурить»;

«Нельзя называть анестезию укусом комарика – после его укуса неприятные ощущения»;

«Нельзя говорить: «Не бойся, не закрывай рот». В сознании исчезает отрицание «НЕ» и остается только команда – «Бойся, закрывай!»;

«Нельзя «гонять тараканов», «вытаскивать червяков». Эти образы уже сами по себе у многих вызывают отвращение, поэтому, чтобы не нанести психологическую травму ребенку, желательно использовать неопределенные понятия. Например: «Как выглядят микробы никто не знает, их не видно, но все знают, что они плохие»…

И вспомнились мне - под привычный звук бормашины - школьные годы чудесные, когда о детской психике, казалось, меньше волновались.

В детстве, как все нормальные дети, терпеть не мог зубных врачей. В школе в младших классах, помню, нас два раза в год вызывали в «зубной кабинет». Какой-нибудь «отмучившийся» одноклассник со злорадным блеском в глазах приносил во время урока зубную карточку очередной «жертвы» – все замирали и молились кто кому, чтобы «пронесло». Плелись в злосчастный кабинет без энтузиазма, а то и сбегали с уроков, чтобы «очередь» прошла. Те визиты к «зубриле» врезались в память… Набравшись храбрости, спускаешься на первый этаж. Зловещий скрежет механизмов бормашины отзывается по всему коридору. С замиранием сердца неохотно открываешь заклятую дверь – и попадаешь в иной мир… Всё белым-бело. Пахнет дурно, медикаментами. На стенах – советские красочные плакаты-комиксы на тему «Развитие кариеса» (в конце истории у бедного мальчугана удаляют сгнивший зуб). Два «пыточных» кресла, обтянутые пленкой. В одном упитанная тетка в белом чепце, брови «домиком», уже кого-то насилует: «Ну а сейчас не больно?» – «М-м» – «А может тебе напомнить?». Стоишь ни жив, ни мертв: челюсти сами открываются. И осознаешь, что место во втором кресле вакантное.

- Кто ты у нас? Из какого класса? - блеснув очками, на полном серьезе спрашивает вторая тетенька с потухшим взором.

- Гаврилов. 4 «б».

- Ну садись. Посмотрим, что у тебя там… - и уже лезет к тебе в рот «ковырялкой».

И поставит тебе эта тетя одну пломбу на два зуба. Выходишь от нее, зацементированный, с порванным ртом, но счастливый на целых полгода.

Ликбез с нами школьные «зубные врачи» не проводили: как правильно чистить зубы и как пользоваться зубной нитью я от них так и не узнал. Но может о том и стоит время от времени рассказывать детям, чтобы потом «тараканов не гонять»? С этим вопросом, немного отойдя от местного наркоза, я обратился к стоматологу-терапевту Юрию Либо.

- Безусловно, рассказывать детям о том, как чистить зубы, как пользоваться флоссами (зубными нитями) необходимо, - рассказал Юрий Михайлович. - Но объяснять это нужно в возрасте трех-четырех лет, не позже. Представьте себе, если человеку-правше в тридцать лет скажут, что теперь он должен писать только левой рукой – сложно ему будет это сделать? Обучаться пользованию зубной щеткой – все равно, как учиться читать. Тут нельзя упустить драгоценное время.

- Получается, что ребенок уже с яслей должен знать, как держать зубную щетку. Но кто же его этому обучит? Наши родители сами-то толком зубы не умеют чистить…

- Вот здесь и начинаются большие проблемы. Ни родители наши, ни мы сами не научены правильно чистить зубы.

У нас в стране, начиная с советских времен, профилактика заболеваний, в том числе зубных, всегда стояла на двадцать пятом месте. Стоматологические кабинеты в школах, о которых вы вспомнили, создавались по указке сверху, они были частью системы, но как эти кабинеты оснащались, кто в них работал – это мало кого волновало. Было указание создать – в каждой школе оборудовали. В кабинеты эти и заходить-то страшно было. И системно проводились осмотры школьников, два раза в год. Зубы просто лечили, о профилактике заболеваний полости рта не шло даже и речи. И сейчас, к сожалению, мало, что изменилось. Мы так и остаемся беззубой нацией. И государство не занимается этой проблемой.

- А что можно предпринять?

- На мой взгляд, необходимо обучать специалистов из числа воспитателей детских садов. Например, путем проведения с ними курсов. Эти воспитатели в игровой форме могли бы учить детишек правильной гигиене полости рта. Но, опять же, это должно быть осуществлено на уровне всего государства.

- Я понял, что не виноват в том, что у меня в каждом зубе пломба. И родители мои не виноваты, и школьные стоматологи ни при чем. Виновато государство. И профилактикой зубных болезней - будем реалистами - в ближайшем будущем никто с нами заниматься не собирается… А что посоветуете родителям, когда они ведут ребенка к зубному врачу?

- Нужно помнить, что ребенок боится неизвестности и неожиданности. Родителям незачем шокировать своих детей баснями о зловещих зубных докторах. Если перед приемом стоматолога вы говорите ему «не бойся» или «не ори там», то он делает вывод, что бояться есть чему. Если ребенок видит, что вы сами нервничаете перед кабинетом зубного врача, то и он наверняка будет нервничать.

Визиты к стоматологу должны стать для вашего ребенка обычным, а не чрезвычайным, связанным с болью, делом. Приводить на профилактические осмотры детей необходимо два раза в год, чтобы вовремя предотвратить развитие кариеса (а не для того, чтобы дать заработать врачу, как многие думают). Если ребенка ведут к зубному только в тех случаях, когда ему больно, то отчего же ему не бояться? Особенно важно регулярно посещать стоматолога в период формирования постоянных зубов – в возрасте от 5 до 14 лет. Проблема состоит еще и в том, что многие родители понятия не имеют, что творится во рту их собственных детей, и совершенно не понимают, что здоровые зубы – залог здоровья всего организма.

Поблагодарив доктора за теплый прием, закусил онемевшую после укола анестетика губу и побрел восвояси, про себя размышляя на поднятую тему.