Нищенство и общество

Шел я недавно мимо Софийского собора по своим делам мирским, и окликнула меня девушка.

– Подайте ради Христа! – протягивает она руку за подаянием. Молодая, красивая, из таких, про которых говорят, что на них, мол пахать можно. Девушку эту встречал и прежде. Так же просила у меня милостыню возле Юрьева монастыря. Удивился я тогда. Ну, когда старушка какая, или инвалид безногий, это понятно. А тут девушка, молодая, красивая, руки и ноги на месте… А недавно на страницах «ВН» тоже спор разгорелся на тему нищих. Кто такие, как к ним относиться правильно, а как неправильно для человека мирского, коли заблагорассудится Судьбе свести его с нищей братией.

Перво-наперво решил я священников разных опросить, от разных религий. А помог мне в этом Николай Косенков, эксперт управления области по обеспечению деятельности ситуационного центра губернатора, человек отзывчивый и внимательный к людям. Помог он мне связаться не только с православным батюшкой, но и со священником старообрядческой церкви, и даже с председателем еврейской общины, который на сей момент замещает нового раввина и в вопросах религии столь же грамотен. А вот постоянного муллы мусульманского на территории нашей области нет, как и нет ни одной мечети.

Однако известно, что девятая сура Корана переводится как: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (перевод Ас-Саади). Правом на обязательные пожертвования обладают только лица, упомянутые в аяте, специальном стихе Корана, которых можно разделить на восемь категорий.

К первым двум категориям относятся нищие и бедняки. Нищими считаются люди, которые полностью лишены средств к существованию либо зарабатывают менее половины прожиточного минимума. Бедняками же считаются люди, которые зарабатывают половину или более половины прожиточного минимума, но не способны обеспечить себя полностью.

К третьей категории относятся служащие, которые занимаются сбором, хранением, перевозкой или учетом пожертвований, а также любой другой деятельностью, связанной со сбором и распределением закята. Эти служащие получают жалование за то, что выполняют свои обязанности.

К четвертой категории относятся люди, чьи сердца мусульмане хотят завоевать. Это могут быть старейшины или уважаемые люди, которым повинуются окружающие.

К пятой категории относятся рабы, которые договорились со своими хозяевами, что смогут выкупить свою свободу за определенную сумму. К шестой категории относятся должники.

К седьмой категории относятся бойцы, которые добровольно сражаются на пути Аллаха и не относятся к бойцам регулярных войск. Из средств закята им полагается получить все необходимое для участия в боевых действиях.

Существует мнение, что бедный мусульманин имеет право на пожертвование из средств закята, чтобы совершить обязательный хадж, однако по этому поводу существуют разногласия. К восьмой категории относятся путники, которые оказались в чужой стране и не имеют средств на возвращение домой. Им разрешается получить пожертвования, достаточные для того, чтобы они могли вернуться домой (по материалам Сайта Крымской Молодёжи).

Ещё мне удалось выйти на Максима Ионова – редактора журнала «Родноверие», а значит, человека разбирающегося в родноверческой философии и задать ему те же вопросы, что и всем остальным.

А ответы были такими:

Священник Софийского собора отец Александр:

Как Ваша религия относится к нищим и нищенству?

Всегда надо смотреть на причину нищенства. Если оно вызвано леностью, нежеланием работать – то христианская религия такое нищенство осуждает, а если это нищенство вызвано желанием не отвлекаться от духовных исканий, от духовной жизни, то оно достойно поощрения.

Нужно ли подавать милостыню, если да, то как, когда и сколько?

Кому и сколько давать, и надо ли подавать милостыню – это решает сам человек.

Помогает ли ваша религия людям потерявшим почву под ногами?

Каждый христианин должен помогать другому христианину, да и вообще любому человеку.

Хорошо ли быть богатым?

Платон и Аристотель считали, что безмерное богатство развращает, если не служит добру и высоким целям. Некоторые христианские святые порою были вынуждены жить на средства богатых людей. Богатые люди были и в окружении Христа. Потому само по себе богатство злом не является. Тем более если человек его использует для благих целей – помогает тем, кто нуждается, строит больницы, храмы и другие учреждения, нужные людям. Но если человек является рабом своего богатства, это плохо.

Григорий Исаакович Файнберг - председатель еврейской общины:

Как Ваша религия относится к нищим и нищенству?

В иудаизме нет такого понятия «нищий», в иудаизме есть понятие «малоимущий». Само слово «нищий», по нашему мнению, унижает человеческое достоинство.

Нужно ли подавать милостыню, если да, то как, когда и сколько?

Евреи помогают тем, кто нуждается в помощи. Но просто давать деньги на улице считается унижением. Если еврей захочет помочь такому человеку, он скорее тихо и незаметно положит деньги в конверте в почтовый ящик или отдаст их на развитие благотворительной столовой или другого учреждения, занимающегося решением проблем малоимущих.

Помогает ли ваша религия людям потерявшим почву под ногами?

Обычно состоятельные люди отдают часть своих доходов в синагогу, в специальный ящик, и потом уже несколько самых уважаемых человек с раввином смотрят, как распределить эти деньги, и помогают тем, кто нуждается. Иудаизм запрещает отдавать деньги тому человеку, кто сам рискует оказаться в бедственном положении. Лучше пусть это делают те, кому есть что отдать, есть чем поделиться.

Хорошо ли быть богатым?

Богатым быть хорошо. Но накопительство это конечно зло. А если человек хорошо работал, то совсем не плохо, если у него есть деньги. Хотя у евреев никогда не поощрялась показная роскошь. Всегда был в почёте скромный образ жизни.

Максим Ионов, главный редактор журнала «Родноверие»:

Как Ваша религия относится к нищим и нищенству?

Отрицательно. Но имеет значение, как человек пришёл к такому состоянию, он нищий потому, что не может работать по физическим причинам или он не хочет, или подвержен вредным привычкам и т.д. Имея руки и землю, человек не может нищенствовать, предки так рассуждали. А пожилых и немощных поддерживать надо, это обязанность сообщества.

Нужно ли подавать милостыню, если да, то как, когда и сколько?

Опять же смотря кому, в настоящее время это стало бизнесом, но по идее, если есть праздник, то разделять его должны все, независимо от достатка. Конкретную сумму не могу сказать. По желанию.

Помогает ли ваша религия людям потерявшим почву под ногами?

Стараемся помогать, общиной, сообществом, но скажу честно, родноверы - это люди с определённым менталитетом, выступающими за здоровый образ жизни и т.д., люди с определённым жизненным стержнем. Потерявших почву под ногами среди нас очень мало. Помогаем: даём возможность заработать, просто так давать деньги нельзя, это развращает человека. Безусловно, оказываем моральную поддержку.

Хорошо ли быть богатым?

Богатым быть хорошо, но всегда возникает вопрос: какую цену ты за это заплатил и кем стал по жизни. Богатство должно давать тебе некую свободу и возможность помогать окружающим тебя людям.

Вот такие ответы дали представители разных религий. В чем-то они сходятся, чем-то отличаются. А как Вам рассматривать эту проблему, решайте, дорогой читатель, самостоятельно, исходя из своего опыта.