Кому ушли самые крупные куски дорожного пирога Новгородской области? И о несбывшейся экономии на сотни миллионов рублей

За последние два года в Новгородской области было разыграно тендеров на ремонт и содержание дорог общей стоимостью, превышающей 12 млрд рублей. Львиную долю этих денег получали подрядчики из Ростовской, Ивановской, Владимирской областей, Санкт-Петербурга и Москвы. В тендерах на большинство этих сумм принял участие один подрядчик. Соответственно, весь контракт достался одной компании по максимальной начальной цене. 

Далее мы позволим себе несколько досужих размышлений или, если хотите, допущений – вполне фантастических. 

Экономия могла бы составить до 2 млрд рублей 


Первое фантастическое допущение.
Если бы во всех конкурсах, предполагающих розыгрыш денег, приняли участие другие подрядчики, например, новгородские строительные организации, то на сэкономленные деньги можно было бы построить одну школу и несколько детских садов. 

Потому что предполагаемая экономия средств в случае конкурентных торгов с несколькими подрядчиками могла бы составить до 2 млрд рублей. 

В качестве иллюстрации мы возьмем недавний аукцион, аннулированный УФАС. 

Так, после рассмотрения жалобы в антимонопольный орган на один небольшой тендер по ремонту дорог в Великом Новгороде УФАС признал, что аукционная документация по этому контракту составлена с ошибками, из-за чего участники торгов были поставлены в неравное положение. После изменения квалификационных требований в этом конкурсе приняли участие две организации. Первоначальная максимальная цена лота составляла 148 млн рублей

В результате была исправлена документация и проведены конкурентные торги. Стоимость работ была снижена до 124 млн рублей – что на 16% меньше первоначальной цены. 

Общая сумма разыгранных тендеров с единственным участником стремится к 12 млрд рублей. Если мы произведем простое математическое действие и посчитаем 16% от этой суммы, то получится 1 млрд 920 млн рублей. Эта колоссальная экономия средств для бюджетов всех уровней. 


«Прежняя власть так себя не вела» 

Второе фантастическое допущение. Если бы в конкурсной документации не были заложены избыточные квалификационные требования, то многие новгородские подрядчики приняли бы участие в тендере. 

Пока за два года наиболее крупные лоты разыграны между следующими организациями: 

ДСУ-1 (Ивановская область) – 6 млрд 23 млн рублей; 
ДЭП № 8 (Владимирская область) – 2 млрд 706 млн рублей; 
«СМУ-Дондорстрой» (Ростовская область) – 1 млрд 24 млн рублей; 
«АБЗ-Дорстрой» (Санкт-Петербург) – 643 млн рублей; 
ООО «СК-Юг» (Москва) – 427 млн рублей. 

Ни одна новгородская строительная организация не приняла участие в этих тендерах. Ни СМУ-57, ни «Ситиком», ни «Трэксервис», ни «Солид», ни какая-либо другая строительная фирма из Великого Новгорода или Новгородской области. 

Новгородские компании просто не могут заявиться на эти конкурсы по двум определяющим причинам. 

Первая – требование, по которому в тендере может принять участие только та организация, что за последние три года выиграла конкурс и реализовала тендер на сумму в 20% от стоимости максимальной цены контракта

То есть если стоимость контракта составляет 999 млн рублей, то у фирмы, желающей принять участие в конкурсе, должен быть опыт исполнения одного единственного контракта на сумму не менее 199 млн рублей

При этом вся сумма – почти миллиард рублей – распределяется на три года, но квалификационное требование в 20% относится к полной трёхлетней стоимости работ. 

Многие новгородские фирмы представляют собой малые хозяйствующие формы, в организациях трудится от 50 до 150 человек. А в последние три года большинство лотов на ремонт дорог варьируются в пределах от 800 до 999 млн рублей. Либо они настолько малы, что никак не вписываются в условия 20% процентов и составляют от 10 до 100 млн рублей. Именно эти небольшие лоты – по меркам миллиардных контрактов – и достаются новгородцам. 

Такие большие суммы складываются из-за укрупнения контрактов и объединения работ на разных дорогах в один лот. Возьмем для примера недавний тендер на ремонт и содержание дорог в Валдайском, Окуловском, Демянском и Пестовском районах. Сумма контракта - 926 млн рублей. Откройте карту и посмотрите, насколько удалены друг от друга перечисленные районы. 

Только недавно УФАС аннулировал подобный аукцион стоимостью 999 млн рублей на ремонт дорог в Шимском и Крестецком районах. В антимонопольной службе своё решение прокомментировали так: 

«Нарушения заключались в том, что удаленные друг от друга дороги, которые никак не взаимосвязаны, были объединены в одну закупку. Это осложняло возможность выполнения работ подателю жалоб и другим лицам. В тендере были указаны строительные работы в двух удаленных друг от друга районах – в Шимском и Крестецком – и объединять их в один лот не было смысла. К тому же это необоснованно увеличивало стоимость закупки, увеличивало требования к опыту выполнения работ для участников. Поэтому и было выдано предписание, чтобы эти торги были аннулированы с тем, чтобы заказчик впоследствии разделил эту закупку на отдельные лоты». 

Именно укрупнение до избыточности и становится непреодолимым препятствием для участия в конкурсе для ряда новгородских фирм. Эти организации могли бы заявиться на конкурс, если бы один лот был разбит на несколько небольших. 

Для справки: недавно был объявлен конкурс на ремонт и строительство Софийской Набережной – стоимость контракта чуть больше 600 млн рублей. Сумма позволяла нескольким местным подрядчикам заявиться на участие. Но в документации уже было указан порог в 30% как квалификационное требование. 

За последние два года «Новгородавтодором» сформировано восемь лотов, сумма которых варьируется от 800 млн до 999 млн рублей. 

Все эти конкурсы прошли с участием только одной заявки и, соответственно, без понижения в цене были отданы единственному заявителю – либо ДСУ-1, либо ДЭП № 8. 

Перечислим эти тендеры: 

1. 849 млн рублей, победитель и единственный участник ДЭП № 8 – контракт заключен в 2019 году; 
2. 873 млн рублей, победитель и единственный участник ДЭП № 8 – контракт заключен в 2019 году; 
3. 999 млн рублей, победитель и единственный участник ДСУ-1 – контракт заключен в 2019 году; 
4. 926 млн рублей, победитель и единственный участник ДСУ-1 – контракт заключен в 2019 году; 
5. 984 млн рублей, победитель и единственный участник ДСУ-1 – контракт заключен в 2019 году; 
6. 801 млн рублей, победитель и единственный участник ДСУ-1 – контракт заключен в 2019 году; 
7. 984 млн рублей, победитель и единственный участник ДЭП № 8 – контракт заключен в 2019 году; 
8. 911 млн рублей, победитель и единственный участник ДСУ-1 – контракт заключен в 2018 году. 

Вторая причина невозможности принять участие в конкурсе – это невыполнимые технические требования к работам. 

На условиях анонимности несколько руководителей новгородских фирм указывают некие условия в конкурсной документации, трактуемые двояко. 

«Это как ребус, ответ на который ты не знаешь и не способен угадать. И как бы ты ни старался, ты все равно не сможешь узнать правильный ответ», – рассказывает нам руководитель одной из новгородских фирм. Наши собеседники считают, что эти технические ребусы добавлены в документацию специально, чтобы выйти на тендер мог один-единственный участник. 

Здесь может быть и цвет песка, и толщина облицовки временного дорожного знака, и другие вполне несущественные условия, препятствующие участию в этих огромных, на миллиарды рублей, тендерах. 

При этом, со слов руководителей тех же новгородских фирм, такие квалификационные требования есть только в крупных конкурсах. 

Такие условия не способствуют развитию местного бизнеса, считают предприниматели: «Прежняя власть так себя не вела», – говорят в разговоре с нами руководители новгородских строительных фирм.

 

И ни копейки налогов в бюджет 


Третье и заключительное фантастическое допущение. Если бы все неновгородские организации, ставшие внезапно выигрывать огромные деньги на ремонт дорог, открыли свои подразделения в нашем регионе, то в казну пришло бы больше одного миллиарда рублей. 

Новгородская область крайне небогатый, дотационный регион. Мы берем кредиты на погашение старых кредитов и тратим сотни миллионов рублей на сопровождение вновь взятых кредитных обязательств. 

Поэтому любая копейка, упавшая в казну, нам дорога. 

Мы уточнили информацию о двух организациях, с недавнего времени работающих в Новгородской области – это ДСУ-1 и «Дондорстрой». Обе организации объединяет регистрация за пределами Новгородской области. ДСУ-1, как мы и писали, родом из Ивановской области, а «Дондорстрой» базируется в Ростовской области. 

Но не это главное. 

По нашей информации, обе фирмы, ведя работу на Новгородчине, решили не открывать свои представительства в нашем регионе. Это значит, что все налоги – а представьте сумму налоговых сборов с контрактов, сильно превышающих 7 млрд рублей – уходят в казну Ивановской и Ростовской областей. 

Сумма налоговых сборов может приближаться к сотням миллионов рублей. 

Зарегистрировали ли свои представительства другие организация из числа главных победителей многомиллионных конкурсов на ремонт новгородских дорог? Этот вопрос мы пока оставим без ответа.

Тема ремонта дорог и миллиардов, выделяемых на их ремонт, – благодатна и, кажется, неизбывна. 

Поэтому следите за «Вашими новостями».

Фото: «Дороги Новгородской области».