Книжный автобус и музей математики уже получили поддержку. На старте – новый конкурс для социального бизнеса

Интересные социальные бизнес-инициативы в сфере детства смогут получить финансовую поддержку в размере 1,2 миллиона рублей.

На днях в Москве объявили о старте Всероссийского конкурса социальных предпринимателей. Этот конкурс организован фондом поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам». Фонд помогает российским предпринимателям воплощать в жизнь лучшие детские программы.

Цель конкурса – привлечь смелых, творческих, неравнодушных людей, способных придумать инновационный способ решения социальных проблем детства.

Школа больничных клоунов, книжный автобус, интерактивный музей математики, столярная мастерская, галерея экологического искусства - это лишь часть инициатив, ранее поддержанных фондом. Все эти проекты открывают новые возможности для развития детей. Победителями прошлых лет становились социальные предприниматели из Томска, Геленджика, Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Костромы, Липецка и Мурманска.

В этом году жюри выберет ещё шесть достойных проектов. В качестве приза победители получат для реализации своих идей по 1,2 млн. рублей, которые должны быть потрачены на реализацию проекта.

Добавим, что ежегодно на конкурс поступает от 300 до 400 заявок, но в этом году планируется, что их станет больше. Именно поэтому в столице собрались журналисты из многих регионов России – чтобы вернуться и рассказать своим землякам о такой возможности.

Мне тоже удалось побывать на пресс-конференции, посвященной этому старту, благодаря компании Tele2, которая сотрудничает с фондом с самого начала его работы и оказывает конкурсу не только финансовую поддержку, но и консультационную. Руководители и сотрудники Tele2 становятся наставниками победителей и помогают им развивать навыки предпринимательства.

Партнерами фонда и конкурса являются также газета Metro, компания «СТС Медиа» и группа компаний Viasat. Их представители и руководство фонда встретились с журналистами, чтобы рассказать об этом проекте.

– Уникальность нашего фонда в том, что мы объединяем усилия бизнеса, некоммерческого сектора и гражданского общества в общем стремлении качественно улучшить жизнь детей и подростков в России, - сказала председатель управляющего совета Фонда «Навстречу переменам» Татьяна Бурмистрова.- Мы верим в то, что чужих детей не бывает, и что даже один неравнодушный человек может изменить очень многое в их жизни.

Мы не боимся амбициозных инновационных идей и поддерживаем творческих, смелых и часто совершенно отчаянных людей, которые посвящают свою жизнь детям.

По словам первого заместителя генерального директора Tele2 Александра Провоторова, давать социальным предпринимателям путевку в жизнь – это замечательное начинание. Ведь они не только зарабатывают деньги, но и помогают социально незащищенным категориям граждан – детям-сиротам, инвалидам, выпусникам детских домов, детям из неблагополучных семей. Социальные предприниматели – неравнодушные люди, готовые работать для того, чтобы улучшать жизнь вокруг себя. И это направление очень близко философии Tele2.

- Нам все это созвучно, поскольку с самого начала бизнеса Tele2 в России компания позиционировала себя как социально ответственный оператор, - сказал Александр Провоторов. – У нас всегда были наиболее низкие цены, мы всегда ориентировались на наименее защищенную аудиторию.

Tele2 работает с фондом с самого начала, с 2012 года. «Нам приятно, что фонд развивается вместе с нами. За это время мы стали федеральным оператором связи, в этом месяце начинаем бизнес в Москве, и одновременно фонд тоже прошел некий путь и в этом году уже проводит всероссийский конкурс, тоже начинает работать на всей территории страны», - сказал первый заместитель генерального директора компании.

На встрече нам рассказали о победителях прошлых лет. Меня особенно заинтересовал культурно-образовательный проект «Бампер», поэтому после пресс-конференции я подошла к Анне Тихомировой, автору этой идеи. 

Проект «Бампер» - это передвижной детский книжный магазин и детский книжный клуб.

Главная цель проекта – сделать так, чтобы дети полюбили читать.

Основной магазин, большой автобус «Бампер» располагается в Москве, в парке «Музеон», а маленький ездит по школам, библиотекам и детским домам по всей России (кстати, как выяснилось, в Великий Новгород он тоже заезжал, по дороге в Мурманск).

Задача «Бампера» - не просто привезти книги, а вдохновить детей на чтение и сделать хорошую современную литературу более доступной для детей. Цены здесь - минимально возможные. Но в «Бампере» можно не только купить книгу, но и почитать, пообщаться, повстречаться с писателем, поиграть, сочинить свою историю и нарисовать к ней иллюстрации.

- Анна, какой должна быть книга, чтобы попасть на полки «Бампера»?

- Во-первых, она должна быть на хорошей бумаге, с хорошим шрифтом и иллюстрациями. Должна быть интересной с эстетической точки зрения, не аляповатой, не лубком. Во-вторых мы, конечно, ее читаем. И она должна быть честной, интересной, актуальной для детей и подростков, написанной хорошим языком с точки зрения литературы. Она должна цеплять.

- Сейчас в педагогической науке есть такое направление, как изучение проблемы детского нечтения. Ученые думают о том, почему дети перестают читать и что можно сделать, для того, чтобы их заинтересовать. В том числе, этой проблемой занимаются в НовГУ. Что Вы думаете об этой проблеме?

- Это ведь комплексный процесс – детское нечтение. В нем много составляющих. С одной стороны, понятно, что сейчас у книг намного больше конкурентов – интернет, компьютер, гаджеты... Раньше мы больше читали, чтобы насыщать информационный голод. Сейчас его нет, у детей, наоборот, избыток информации.

С другой стороны, не читают и родители. А если в семье читают, то и ребенок будет читать. Все идет из семьи, потому что, к сожалению, школьная программа устроена наоборот, она сделана так, чтобы ребенок не читал. И мы скорее в оппозиции школьной программе, где приходится читать без удовольствия, читать не то, что для него реально важно и актуально. И это полностью отбивает охоту читать.

Да и родители многое делают для того, чтобы ребенок не читал. Когда он научается сам читать – перестают читать вслух с идеей, что теперь он должен сам. Но сам он еще не может это сделать интересно для себя, это для него еще труд. Он теряет удовольствие, которое получал, когда родители читали ему вслух. Мы сами обрубаем этот интерес.

Поэтому, когда мы работаем с детским нечтением как социальной проблемой, то работаем, в первую очередь, с родителями. Потому что даже если мы вдохновим ребенка прочитать эту конкретную книжку, у него для этого должна быть возможность. Родители должны ребенку доверять, он должен сам выбирать. Часто можно услышать: «Нет, это ты читать не будешь, здесь слишком много/мало текста. Будешь читать вот это». И активная позиция ребенка обрубается. Это надо менять.

- Фредерик Бегбедер в книге «Конец света. Первые итоги» с огромным сожалением пишет об умирании (уничтожении) бумажных книг и переход на электронное чтиво, с которым мы теряем целый мир. По его словам, в небытие уходит красота жеста, аромат бумажной книги. Что Вы думаете об этом?

- Все люди разные. Кто-то ничего не теряет. Для кого-то важен аромат и звуки перелистывания страниц, есть кинестетики, а есть те, для кого именно электронная книга это комфортно и удобно. Какая разница, что читать? Все равно работа сознания такая, что когда ты читаешь, голова активно работает, продуцирует образы. У меня нет фанатизма к бумажной книге. Я не вижу в этом трагедии.

Кстати, одним из наставников Анны Тихомировой на конкурсе был руководитель службы операционных коммуникаций Tele2 Владимир Силин. Я поинтересовалась его впечатлениями от «Бампера».

«Этот проект для меня в определенной мере исключительный, - признался Владимир Силин. - Он очень продуман, ориентирован на решение системной и очень важной для общества задачи. У Анны и ее коллег «горят» глаза. Чувствуется, что эти люди никогда не бросят дело и готовы посвящать ему 100% своего времени. Компании Tele2 близки подобные идеи. Поэтому было принято оказать этому проекту всестороннюю поддержку. 

Пример «Бампера» показывает, что пришло время для активных и неравнодушных людей, и что любые трудности вполне можно преодолеть, если работать настойчиво и сообща.

Мне посчастливилось консультировать коллег в части построения коммуникации с внешней аудиторией. Tele2 организовало ряд поездок «Бампера» по России, что стало хорошим информационным поводом и внесло вклад в популяризацию идеи социального предпринимательства».  

О конкурсе

Итак, проект «Бампер» заинтересовал фонд, получил поддержку и теперь активно развивается. А у новгородских предпринимателей есть возможность попытать свои силы в новом конкурсе.

Он будет проходить в несколько этапов:

* В течение октября и по 8 ноября 2015 года социальные предприниматели со всей России могут подавать свои заявки на сайте фонда www.fond-navstrechu.ru.

* 10-11 ноября 2015 года пройдет этап «Волонтерские чтения». Чтение проектов волонтерами (а это сотрудники компаний-партнеров, работающие на добровольной основе). Затем экспертный совет фонда будут изучать отобранные проекты и выбирать наиболее интересные и перспективные.

* 10-24 ноября 2015 года авторитетные представители региональных бизнес-компаний, органов власти и некоммерческих организаций, работающих с детьми, начнут оценку участников. По итогам совместной работы будет составлен шорт-лист проектов, которые пройдут в следующий этап конкурса.

* 24-30 ноября 2015 года отобранные заявки будут проверены на предмет достоверности предоставленной информации.

* В период с 1 декабря 2015 года по 31 января 2016 года оставшиеся участники посетят обучающие семинары на темы: актуальность социальной проблематики проекта, составление бизнес-плана, создание ценностного предложения, источники финансирования, PR и маркетинг. Обучение пройдет в формате очных обязательных к посещению сессий продолжительностью 1-2 дня. В каждом регионе состоится до трех сессий. По итогам семинаров сотрудники фонда проведут интервью с каждым участником, в результате чего будут выбраны полуфиналисты.

* 1 февраля 2016 года полуфиналисты будут приглашены в Москву для очной защиты своего проекта перед жюри, состоящим из топ-менеджмента компаний-партнеров фонда и детей сотрудников компаний. Они оценят бизнес-планы и презентации конкурсантов по критериям: острота выявленной проблемы, с которой сталкиваются дети в регионе, жизнеспособность решения, предлагаемого заявителем, профессиональные и личностные качества конкурсанта.

Победителями станут шесть социальных предпринимателей. Для каждого из них организаторы разработают индивидуальную программу поддержки и профессионального развития. Она включает в себя начальное финансирование в течение одного года в сумме 1,2 млн рублей, а также консультационную помощь в продвижении проекта в формате бизнес-инкубатора и поддержку на территории региона. 

Надеемся, что и новгородские предприниматели примут участие в этом конкурсе!

Фото: предоставлено нам компанией Tele2, а также со страницы «Бампера» в Фэйсбуке