Рейтинг Жуковского: перезагрузка

Последние две недели для Великого Новгорода стали переломными. На сломе «времен» проект «Ваших новостей» своим появлением с темой выборов задолго до факта отмены прямых выборов мэра, по своему поддерживал в общественном сознании это право, процедуры, технологии, актуальность. Многие в комментариях нас спрашивали: «Зачем этот рейтинг? Для кого»? Теперь на этот вопрос ответили обстоятельства.

Мы приводим некоторые размышления, подводим итоги и этой публикацией закрываем наш проект по понятным причинам.

Нужно сказать, что вмешательство вышестоящих органов власти в сферу местного самоуправления, вопреки статье 12 Конституции РФ были и раньше, но стали достаточно привычным явлением и массового сопротивления в российском обществе не встречает. В том числе и по причине того, что МСУ так и не стало защитником интересов граждан.

Но специфика данных изменений со стороны федерального центра сегодня имеет явно новый характер (почерк). Законодатели ответственность за возможные проблемы в очередном «причесывании» местного самоуправления в России заранее возложили на регионы, губернаторов.

Почему? Явно заметно, что эффективной системы местного самоуправления в России как не было, так и нет. Это остается основной проблемой внутренней политики России. Подходит время подводить итоги, и по старым российским традициям искать виноватых в этих причинах.

Переводя «замыслы» сегодняшнего федерального центра на язык новгородской политики и практики, ситуацию, что разворачивается на наших глазах, можно интерпретировать следующим образом.

Проблемой развития региона является МСУ, которое не научилось представлять, продвигать, решать, защищать интересы основного населения. Ответственность за такую неэффективность должны нести представляющие этот институт мэры (главы), чиновники, депутаты. Причем понятно, что назначать их ответственными за их собственную неэффективность и куда-нибудь ссылать или сажать - просто смешно и недостаточно. Большинство из них и так уже сослано. И то, во что превратились местные поселения, новгородцам рассказывать здесь не будем. Виноваты, те, кто довел территории до этого жалкого состояния. Кто же это? Вот здесь и появляется поиск и выбор виноватых.

В результате последних событий региональный политический процесс в Новгородской области окончательно раскололся на два направления: поиск причин и поиск виноватых.

Базовой причиной и узлом масштабных противоречий в Новгородской области стал Великий Новгород, причем уже достаточно давно. Особенно заметно, что город остается без легитимного мэра и с окончательно устаревшей и запущенной инфраструктурой исполнительной власти уже перед последними выборами в начале 2013 года. Исследованиями было установлено, что за действующего мэра будут голосовать только по принуждению, и люди, теряющие потенциал собственного развития и рассчитывающие только на поддержку всех видов власти.

В процессе 2013 и 2014 годов ухудшение, по разным причинам, социально-экономической обстановки в регионе вызвало рост протестных настроений. В настоящее время к людям, автоматически поддерживающим действующего мэра, присоединились действительно активные граждане, эксперты, увидевшие и оценившие проблемы региона, города шире, профессиональнее, объемнее, чем обычные граждане.

Местечковые темы они связали с внешними неблагоприятными воздействиями, в частности, с неэффективностью регионального управления. Присоединились к ним и квалифицированные и политически подкованные граждане, потерявшие доверие губернатору, который своей нарочитой, публичной активностью, персональных разбирательствах в муниципальных проблемах, пытался от таких «оценок» увернуться. Своими действиям губернатор, как менеджер, сам невольно сблизил объект и предмет управления, лишил себя и свой аппарат маневра и решительности в реформе и устранении причин неэффективности муниципального управления, а не их последствий.

Зато новая активная, протестная социальная группа привнесла и продолжает вносить в политический оборот Новгородской области особую остроту, динамику. Для многих неожиданно она вдруг «защитила» слабого мэра, не меняющего и не подвергающего сомнению свои принципы, методы работы и управления «своим предприятием» (городом) и переключает гнев общественного мнения в сторону от объективных причин к поиску «главного» виноватого. Нужно ли говорить, что в таких условиях никто не будет делать вложения в распадающуюся инфраструктуру города, власть, не умеющую защитить даже себя, не говоря уже о своих предприятиях, учреждениях, гражданах.

Смешение причин, следствий и последствий обострили противоречия и противостояние.

Сторонники мэра пытаются отстаивать честь и достоинство ранее избранного мэра под флагом защиты демократических ценностей (например, прямые выборы глав МСУ). Губернатор исполняет указания Центра, внешне напоминающего диктатора, но на практике, по совокупности результатов, скорее пытающегося отвести ответственность от себя, чем реально решать проблемы эффективности своей региональной политики.

На стороне губернатора и его союзников - административный ресурс, поддержка Центра, городской Думы, СМИ. На стороне мэра - затухающая демократическая риторика, инерции и стереотипы, угрозы, проиллюстрированные мрачными фактами и событиями в Новгороде до 2007 года, остающаяся неэффективной инфраструктура исполнительной власти в регионе и муниципалитетах, активная социальная группа горожан, решившая довести «дело» до конца.

Опасность этих двух сторон одной медали в том, что только изменение фамилий высших должностных лиц в новгородском истеблишменте городу гражданам преимуществ не принесет. Одновременно с заменой ключевых фамилий рациональным реформам должна быть подвергнута структура исполнительной власти города, региона, муниципалитетов Новгородской области. Потенциал данной реформы в первую очередь необходимо развивать в сторону изменения структуры управления. В противном случае, если власть не станет по настоящему понимать, выражать, отражать, защищать интересы граждан, последним будет некого и не для чего выбирать.

Фото: Михаил Шимановский, Алексей Александров