В этом году Новгородская область побьёт рекорд по вводу жилья

В 2011 году Владимир Путин, находясь на посту премьер-министра России, поставил перед регионами амбициозную задачу – увеличить объёмы жилищного строительства к 2020 году до уровня в один квадратный метр на человека. Новгородская область постепенно движется к её выполнению.

По данным «Росстата», в прошлом году наш регион выполнил показатель из расчёта 0,518 м² на одного человека (320 тысяч квадратов). Как заявила на недавнем заседании Правительства руководитель департамента архитектуры и градостроительства Новгородской области Валентина Захаркина, регион занял 22 место в России и третье на Северо-Западе. В этом году новгородские власти решили не сбавлять темпов роста: 30 января губернатор подписал план ввода жилья, которым предусматривается введение 350 тысяч квадратных метров жилья в области.

– Цифры, которые ставятся, – это реперные точки (точки, на которых основывается шкала измерений – примечание редакции), – поясняет член Правительства Новгородской области, руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства, а до недавнего прошлого – департамента строительства и дорожного хозяйства, Владимир Петров. – Мы не ставим задачи: «ты построишь столько-то, ты столько-то». Задача Правительства и муниципальных властей – создать условия, чтобы бизнес захотел заработать и одновременно решил социальную задачу – построил жильё. Должны быть подготовлены земельные участки, подведены коммуникации. Примером того, как нужно работать в этом плане, является Новгородский район. Он с каждым годом наращивает темпы строительства. Понятно, что, в основном, это индивидуальные дома. Но это говорит о работе муниципалитета, который формирует земельные участки, продаёт их, сдаёт в аренду. Таким образом, Новгородский район и создаёт предпосылки для того, чтобы строили, и поднимает свои экономические показатели. По моим подсчётам, план ввода в этом году мы выполним. Соответственно, строительный сезон получится самым успешным для Новгородской области за все постсоветские годы. На следующий год губернатор обозначил перспективу - построить 400 тысяч квадратных метров жилья.

В Правительстве региона понимают, что цена на жильё в области завышена. И в Пскове, и в Петрозаводске квартиры стоят дешевле. Для того чтобы изменить ситуацию, власти привлекают новых игроков на строительный рынок области, которые создают конкурентную среду.

– Строительным компаниям, условно говоря, невыгодно строить свыше 100 тысяч квадратных метров в год, – говорит Владимир Петров. – Легче построить 20 000 и получить прибыль, чем, сдав в пять раз больше, уронить цену и получить такую же прибылью при больших затратах. Данная ситуация является результатом отсутствия конкуренции. Об этом говорил и полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин на заседании по реализации указов президента в Великом Новгороде. Наша задача привлечь как можно больше строительных компаний для строительства жилья. Чтобы они создавали и развивали свои производственные площадки, открывали новые предприятия по производству современных строительных материалов. Можно привести пример: к нам пришли псковичи «Возрождение», построили три дома, другие участники рынка сразу же активизировались. Например, ЗАО «Проектстрой» начал увеличивать объёмы строительства.

Данная компания остаётся безоговорочным лидером по объёмам жилищного строительства. В этом году ЗАО «Проектстрой» сдаёт 60 000 м². В числе догоняющих – «Глория» с 24 тысячами и «Деловой партнёр» с 22 тысячами.

В настоящее время по промежуточным показателям область идёт с опережением плана ввода. Опасения вызывают несколько районов, отставание которых, впрочем, серьёзного влияния на общую картину не оказывает – Марёвский, Волотовский и Поддорский.

– Они, в среднем, строят по тысяче квадратных метров в год, – комментирует Владимир Петров. – Что это такое? – 5-6 домов. Внимание Правительства Новгородской области приковано к ним не потому, что они нам должны дать план, а ради экономического развития этих районов. Влияют на выполнение поставленной задачи крупные районы – Валдай, Малая Вишера, Боровичи, Чудово, Старая Русса. Вишера идёт с превышением, Русса – в норме, Чудово – просто молодцы. Возникали вопросы по Боровичам и Валдаю. И у тех, и у других были проблемы с домами, которые уже построены, но не сдаются. В чём там проблема? Либо завышена цена на продажи, и люди не хотят вводить дома и платить налоги: ждут, когда раскупятся эти квартиры или подберутся дольщики. Либо экономически невыгодно продавать частично, сдавать дома и содержать их. Я думаю, и Боровичи выйдут на свои 24 тысячи квадратных метров, и Валдай, если будет сдан уже построенный дом на девять тысяч квадратов, план перевыполнит. Сейчас у последних идёт недобор – пять-шесть тысяч.

Основное внимание области сейчас обращено на Великий Новгород.

– По городу есть опасения, – констатирует Петров. – План у областного центра стоит – 160 тысяч, а выходят они на 140. У некоторых застройщиков набираются по два-три дома, которые не обеспечены какой-либо инфраструктурой, а потому их невозможно сдать. Частично их ввод придётся отложить на следующий год.

По словам Владимира Дмитриевича, в ближайшие годы город будет развиваться, прежде всего, на деревяницком направлении.

– Это продолжение Большой Московской с выходом на третий мост. Нас все ругали: зачем мост в Деревяницах? Там будет огромный микрорайон – полтора миллиона квадратных метров жилья. Представляете, что будет твориться на Колмовском мосту?.. По моему мнению, в городе есть две первостепенные задачи – строительство продолжения Большой Московской с выходом на третий мост и улицы Аркажской. А в дальнейшем необходимо решать вопрос с улицами 8 Марта и Космонавтов.

Мы не могли не спросить: почему Аркажскую улицу решили строить вперёд Луговой, которая на карте города будет идти ей параллельно?

– Луговая идёт в тыльной стороне застройки Аркажской слободы. Если первой мы проложим её, люди будут ездить к себе домой через стройку, а тяжёлая техника разобьет асфальт. А Аркажская выходит на фасады домов, которые в ближайшее время сдаются. И потом, на Аркажскую требуется 70 миллионов, а на Луговую – 220, – объясняет Владимир Петров.

Возвращаясь к строительству третьего моста, необходимо отметить, что работы, как говорит Петров, по последним данным, продлятся до конца 2015 года. Весной подрядчик приступит к укладке дорожного полотна. Мост не только обеспечит транспортную доступность Деревяницкого микрорайона, но и разгрузит другую магистраль – Большую Санкт-Петербургскую улицу, которая в часы пик оказывается, в буквальном смысле, парализована.

***

Создание конкуренции – одна из важнейших задач, которую решает Правительство Новгородской области и в сфере дорожной деятельности, и транспортного обслуживания населения. Благодаря появлению новых ДЭПов этот ремонтный сезон прошёл лучше, чем предыдущие.

– Несмотря на то, что федеральный центр урезал нам дорожный фонд больше, чем на полмиллиарда, мы смогли создать конкуренцию между эксплуатационными предприятиями, – поясняет член Правительства Владимир Петров. – Продолжились ремонты. Мы закончили дорогу на Малую Вишеру. Доделали обочины вдоль трассы на Лугу (на Батецкий). Продолжаются работы по ремонту дороги на Феофилову Пустынь. Правда, теперь, когда дорога на Малую Вишеру находится в таком хорошем состоянии, у людей появилась возможность сравнивать. Отсюда и разговоры: «эта дорога совсем плохая» и т.п. Плюс, нас федералы поджимают. У них очень много денег, финансирование километра больше в разы, М-10 находится в отличном состоянии, А-116 сейчас делают. На фоне этих дорог наши, конечно, выглядят хуже. Я думаю, ситуация значительно улучшается, и мы постараемся за ближайшие два-три года увеличить темпы.

Приоритетным направлением станет ремонт южных дорог области: «Залучье-Демняск», трасса на Старую Руссу. Также дороги, связывающие нас с другими областями. Например, дорога с выходом на Вологотскую область в Хвойнинском районе, дорога Водогон-Будогощь с выходим на Ленинградскую область в Любытинском районе, и особое внимание будет уделяться Любытинскому району.

– У нас есть проблема, связанная со строительством трассы М-11, – продолжает Петров. – Мы не можем и не будем сейчас вкладывать деньги в ремонт дорог, по которым ездит строительная техника. В соответствии с подписанным соглашением восстанавливать и поддерживать дороги должны строители. Я думаю, в следующем году эта проблема ещё останется. Но мы постоянно следим за состоянием дорог и оперативно реагируем на все обращения, обязывая восстанавливать разбитые участки.

***

На последнем заседании областной Думы был принят закон, предусматривающий перераспределение полномочий по организации транспортного обслуживания населения. В настоящее время выпадающие доходы автоперевозчикам компенсируют муниципалитеты за счёт субсидий из регионального бюджета. Теперь же формированием маршрутной сети и финансированием транспортных компаний будет заниматься регион. Как это отразится на простых новгородцах? Не ждёт ли нас очередная оптимизация с сокращением рейсов и маршрутов?

– Районы самостоятельно разыгрывали конкурсы и определяли маршруты, – погружается в ситуацию Владимир Дмитриевич. – Одна маршрутная сеть прибыльна – автобус ходит из пункта «А» в пункт «В» с загруженностью более 50%, дотаций не просит. Но есть несколько пунктов «С», куда ездит один человек один раз в день. Безусловно, этот маршрут тоже нужен. Я спрашиваю: «ребят, кто это выиграл?» – «Фирма «Б». – «А это?» – «Б+». Владелец у обеих один и тот же. С «Б+» он получает, условно говоря, прибыль 100 рублей. А на «Б», где у него выпадающие доходы, он берёт 100 рублей. Неужели нельзя их объединить, из бюджета ничего не брать, и получать эти 100 рублей с прибыльного маршрута? Ни один маршрут мы отменять не будем. Я думаю, что и количество рейсов удастся сохранить. Надо провести оптимизацию лотов по разыгрыванию этих конкурсов так, чтобы в одном лоте был и социальный маршрут, и прибыльный. Мы всё будем делать предельно внимательно и корректно, – заверяет Петров.

Касается это междугородних, пригородных и городских перевозок. Великий Новгород – не исключение.

Для учёта реально выпадающих доходов в регионе в ближайшие годы планируют внедрить автоматизированную систему оплаты проезда в автобусах.

– У нас есть единый социальный проездной. Мы знаем, сколько их продано всего. За них мы доплачиваем – разницу между тарифом и стоимостью. Но сколько реально едет в автобусе людей с социальным проездным, мы не знаем. Конечно, транспортникам легче получить деньги из бюджета и не развиваться. Мы дадим им время для преобразований, и с какого-то года при проведении конкурсов на организацию перевозок одним из требований будет наличие автоматизированной системы оплаты проезда. Понятно, что это не будет выглядеть так, как было в советское время. Технологии не стоят на месте, так что пробивать талоны мы не будем.

Фото – Максим Озерцов  (кроме фото 5 и 6), фото 5 – Алексей Мальчук