Депутат: мэрии не пристало разбрасываться многодетными семьями по болотам и лесам

Мэрия незаконно отказала многодетной семье в получении земельного участка, - сообщили сегодня «Вашим новостям» в пресс-службе прокуратуры Новгородской области.

В конце декабря прошлого года администрация Великого Новгорода уведомила одну из новгородских семей, состоящих в очереди на земельный участок, о возможности предоставления земли в деревне Шолохово Новгородского района.

Глава семьи обратился в мэрию после новогодних праздников, и неожиданно получил отказ: ему сообщили, что он опоздал, так как должен был уведомить уполномоченный орган в течение 10 дней.

Тогда мужчина отправился в прокуратуру, которая провела проверку соблюдения мэрией требований законодательства при бесплатном предоставлении земельных участков в собственность отдельным категориям граждан.

По результатам проверки мэру города Великого Новгорода внесено представление об устранении выявленных нарушений, недопущении их впредь и привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности. Семье, обратившейся в прокуратуру, был предоставлен земельный участок.

Чтобы узнать о ситуации с распределением участков из первых рук, мы обратились за комментарием к многодетной матери и депутату Думы Великого Новгорода Елене Михайловой. По ее мнению, городские власти закладывают выбранным сценарием несколько мин замедленного действия.

- К выделению земельных участков льготным категориям граждан исполнительная власть Великого Новгорода, надо констатировать, подошла без огонька, - говорит Елена Васильевна. - Стратегического видения, что у многодетных семей будет дальше на этой земле, у мэрии нет, хотя с момента Указа Президента прошло более 2 лет. Грамотный управленец сразу бы понял: интересно создать близ города особый микрорайон (посёлок) со своим укладом, для чего обязательно понадобятся как минимум услуги детского сада, поликлиники, торговли и охраны порядка. Как максимум - этим семьям было бы хорошо и работать близ своего посёлка, скажем, на новом предприятии.

То есть, речь должна была бы вестись о привлечении инвестора, который строит предприятие, помогает со строительством посёлка на отведённых многодетным землях (например, люди реализуют свои малогабаритные квартиры в городе, чтобы переехать в семейный коттедж) и взамен получает консолидированную рабочую силу, уже реализованную социальную политику на своём предприятии и, возможно, на каких-то условиях часть земли рядом под коммерческую застройку. Всё-таки инвестор - не благотворитель, ему важен скорый возврат средств и прибыль.

Однако власти предпочли заложить несколько мин замедленного действия тем сценарием, который реализуется сейчас при выделении земель льготным категориям граждан.

Мина первая: земля выдаётся далеко и без коммуникаций: нет дорог, электричества, газа, канализационных сетей. При этом земля выдаётся горожанам - внимание - на территории района. Чей бюджет должен принять на себя нагрузку по строительству коммуникаций? Строить коммуникации, кстати, и есть по закону обязанность исполнительной власти, а не людей.

Недавно во властных коридорах прозвучало слово «вскладчину»: бюджет района плюс бюджет города плюс средства самих многодетных семей. Это означает три вещи. Во-первых, земля выдавалась людям бездумно, властьпридержащие не озаботились предусмотреть в бюджетах средства на дороги и сети в Плетнихе, Шолохово и др. Дай бог, какие-то средства благодаря депутатам появятся в бюджетах 2015 года.

Во-вторых, власть предлагает многодетным слишком дорогую жизнь. Вложиться в дороги и сети, от этого не перестать быть горожанином и, скажем, только к участкам в Фарафоново «дом - работа в городе, школа, досуг, и обратно» - такая дорога будет ежемесячно обходиться свыше 12 000 рублей. Как говорится, сравните со стоимостью проездного билета, который ряду льготников и то бывает дорог.

Мина вторая: способ выделения земель даёт системные сбои. Он непрозрачен, он сомнителен с точки зрения права граждан на доступ к информации о свободной земле. Сегодня участки предлагаются льготникам не все сразу, а сначала один массив, потом другой, потом третий, при этом якобы в городе «земли нет». Неужто ни одного участочка нет? Кому-нибудь бы из льготников да достался бы! Так что люди сейчас не верят, не могут сориентироваться, какой участок лучше, люди вообще начинают сомневаться, что им что-то достанется и соглашаются на участки типа «лесок в болоте», как это было в Плетнихе.

Вот мужчина через прокуратуру доказал своё право на землю. Вот люди с Торговой стороны смогли доказать сами, что мэрия ошибочно не выделила им землю в одном из массивов, хотя выделила её тем, кто стоит после них по очереди. Вот мэрия придумала поправки в закон, которые «наказывали» бы льготников, дважды отказавшихся от болотистых участков, перенесением людей в конец очереди. Я и мои коллеги, городские депутаты, смогли не допустить такого сценария.

Этих «страстей» не происходило бы, если бы сразу все участки, пригодные для выделения льготникам, были на глазах у людей, скажем, на сайте администрации со ссылками на кадастровые номера. Люди имели бы возможность выехать на участок любого массива, приглядеться, принять решение выбрать землю или отложить свой выбор. Сама очередь видела бы своё движение и ускорилась бы, потому что сейчас многодетные медлят «брать кота в мешке». Именно с такой разработанной мной как депутатом Думы Великого Новгорода готовой схемой в феврале я официально обратилась к Правительству Новгородской области. Жду ответа. Рассчитываю, что партия «Единая Россия» преимущественно представленная во власти, не пойдёт против своего лидера Д.А. Медведева, который распорядился всю информацию, актуальную для населения, размещать в Сети Интернет. Моя разработка по льготной земле абсолютно в ключе этого распоряжения.

Мина третья: если допустить мысль, что все льготники смогут построить жильё на выделенной им земле - далее возникнут проблемы с инфраструкторой для жизни в целом: садики, рабочие места, медобслуживание и проч. Так власть своими безголовыми решениями заранее ставит людей в положение «вечных просителей»: дайте то, подайте это. На самом деле исполнительной власти стоит уже проявить дальновидность и не отказываться от «горожан на выселках», а смоделировать вектор развития тех массивов, где будет много льготников. Не могут сами, пусть опираются на специалистов. Мне известно, что ещё в том году Институт демографии, миграции и регионального развития (Москва) такую помощь мэрии Великого Новгорода предлагал.

В целом отмечу, что при демографическом неблагополучии региона «разбрасываться» по болотам и лесам, по неблагоустроенным землям семьями горожан, мотивированных на рождение детей, мэрии не пристало!