Новгородский авторынок въехал в 2014 на бюджетном «Логане» и эффектной «Калине»

Какие автомобили на первичном рынке наиболее популярны у новгородцев, какие дилеры сработали в «минус» в прошлом году, а также что ждет новгородский авторынок в 2014 году? Кто «выживает», а кто снимает «сливки», какие отношения между конкурентами? Ответы на эти и другие вопросы «Ваши новости» узнали из первых рук.  Также представляем вашему вниманию ранее не публиковавшиеся данные по продажам новых авто в регионе.

Если посмотреть объективно на сухие цифры продаж, которых добились новгородские дилеры, можно с уверенностью говорить, что минувший год стал испытанием для многих брендов. В среднем падение составило 15% по отношению к 2012 году. Практически все лидирующие бренды, за исключением KIA и Hyundai, показали отрицательный результат.

В пятерку лидеров (и эта тенденция практически не меняется последние годы) входят «Лада», «Рено», «Хендай», «Шевроле» и «КИА». В 2013 году в Великом Новгороде было продано чуть более шести тысяч автомобилей, при этом практически 4,5 тысяч продаж приходится именно на упомянутых лидеров первичного рынка.

- 50% спроса на автомобили в городе приходится на два бренда – это Lada и Renault. Если позиции Lada традиционно сильны в регионах, то результаты Renault в прошлом году обусловлены популярностью кроссовера Duster и бюджетного Logan, - говорит генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. - На предпочтения оказывает влияние развитость дилерских центров, их маркетинговая политика. Кроме того, в Великом Новгороде не продаются автомобили премиального сегмента, что частично перераспределяет спрос на некоторые модели, представленные у действующих в городе дилеров.

Петербургский эксперт говоря о прогнозах на 2014 год отметил, что «существенного роста или падения новгородскому авторынку ожидать не стоит. Возможно небольшое колебание как в плюс, так и в минус».

К нашему великому сожалению и удивлению не все новгородские дилеры готовы открыто говорить со СМИ, даже лояльно настроенным и не просящим гонорар (в столицах, к слову, пиарщиков и маркетологов уговаривать не нужно, там рады любой возможности). Потому представляем пока только несколько комментариев из запланированных (надеемся, остальные, увидев комментарии коллег, подтянутся).

Генеральный директор ОАО «Новгород-Лада» Александр Федоров:

- Автомобили LADA по-прежнему остаются востребованными у новгородцев и жителей области, несмотря на спад рынка в 2013 году, который коснулся в большей или меньшей степени всех представителей автомобильного бизнеса. Монобрендовые дилерские центры особенно сильно ощущают движения рынка, изменения спроса и увеличение конкуренции.

Приятно отметить, что по итогам 2013 года дилерский центр «Новгород-Лада» продает более половины (порядка 60%) всех автомобилей, реализуемых в Новгородской области.

Значительно сократилась миграция клиентов: потребители автомобилей LADA по достоинству оценили отсутствие необходимости ездить в мегаполисы – дилерский центр Новгород Лада – это современный салон, представляющий полный комплекс необходимых опций для покупки и обслуживания автомобиля - от кредита и страхования до высококвалифицированного сервисного обслуживания. В целом нужно отметить, что динамика последних месяцев показывает стабильный рост, что предположительно связано появлением новых моделей автомобилей и модификаций уже существующих. Так, активным спросом пользуется автомобиль LADA Largus, а новая LADA Kalina стала любимицей молодежи за свою яркую внешность и хорошие технические характеристики.

Конечно, мы понимаем, что экономическая ситуация непредсказуема, зависит от множества факторов и может измениться в любой момент. Заглядывая в будущее и прогнозируя 2014 год, мы ставим не менее дерзкие цели, чем в прошедшем 2013 году, ведь мы надеемся, что в 2014 году наши клиенты по-настоящему оценят переход автомобилей LADA на новый, более высокий уровень.

Данные предоставлены агентством «Auto-Dealer-СПб»

Генеральный директор группы компаний «Альянс Моторс» («Шевроле», «Фольксваген», «Форд» и «Опель») Геннадий Ткаченко:

- Сегодня предпочтения новгородцев складываются из многих факторов. Это и уровень доходов, который во многих коммерческих предприятиях последние годы снижается (при росте цен на продукты, коммунальные услуги уровень зарплат не изменяется). Влияет на них и сам рынок, завязанный на количестве населения, которое проживает в нашем регионе. Отсюда интерес к эконом-брендам, таким как ВАЗ и «Рено», и китайским автомобилям. При этом, надо сказать, что такие машины, как ВАЗ, «Рено» своих денег стоят, они себя нормально зарекомендовали и могут эксплуатироваться на наших дорогах. Но если говорить о предпочтениях, наверняка, человек, который ездит на «Логане», мечтает о чём-то большем…

- На вторичном рынке VW до сих пор считается народным автомобилем. В целом «Фольксваген» – одна из самых продаваемых марок в мире, почему эта тенденция не распространяется на Новгород?

- Три-четыре года назад на рынке Китая у «Фольксвагена» была сумасшедшая доля – 30%, никакому производителю и не снилось, также на европейском рынке и в Африке доля VW велика. А почему у нас не так? Компания достаточно поздно пришла на наш рынок, не имела агрессивной политики захода, не демпинговала, чтобы только занять свою нишу. У них стратегическая задача рассчитана на более длительный период, отсюда пусть небольшой, но стабильный рост продаж. Когда мы только начинали вести переговоры с компанией, они были на 11 месте в России, а сейчас уже в первой десятке, а, к примеру, в Петербурге прошлой весной вообще было первое место.

- А вы сравниваете итоги по регионам внутри марки?

- Сравниваем, но регион у нас очень специфичный. Более того, «Фольксваген» в городе с населением в 200 тысяч человек вообще есть только в Новгороде. В том же Пскове дилера нет. Нам же хочется, чтобы в Великом Новгороде были бренды такого уровня. По всем прогнозам в ближайшие два-три года марка в стране выйдет в первую тройку.

Касаемо моего лично опыта: я ездил на «корейцах», ещё хвастался: «Ребята, покупайте, модели обновляются каждые два года, современный дизайн». А когда мы начали заниматься «Фольксвагеном» с его консервативным, немного утилитарным, не часто меняющимся дизайном, то поняли суть выражения «есть немецкие автомобили и все остальные». Чтобы понять, почувствовать разницу, нужно проехать на разных автомобилях даже внутри одного класса. У потребителей в Новгороде такой возможности раньше не было.

Но понемногу мы поднимаемся в потребительских притязаниях, выходим на новый уровень, однако премиум-рынок у нас вряд ли появится. Хотя недавно я видел информацию, что «Мерседес» ищет партнера под дилерство в нашем регионе. Не уверен, что это оправдано и рентабельно…

Диаграмма составлена на основе данных агентства «Auto-Dealer-СПб»

- Из всех марок, которые вы представляете, стабильно входит в первую по продажам пятерку только «Шевроле», чем это обусловлено?

- Марка меняется в соответствии с потребительскими запросами, пусть и не всегда так быстро, как мне бы хотелось. Например, «Шевроле Круз» планировали обновить в 2014 году, но производитель не успевает, и, скорее всего, премьера состоится не раньше 2016 года, а это все-таки отставание от тенденций рынка. А в пику своей популярности (пару лет назад, и даже в 2013 году) в регионах лучше всего расходились массовые модели «Ланос» и «Лачетти», поскольку было очень приемлемое соотношение цена/качество. Сейчас такой моделью производитель пытается сделать вышедший в прошлом году «Шевроле Кобальт».

Замечу, что на цифрах новгородских автодилеров сказывается ещё тот факт, что на смену росту продаж, который был в 2005-2007 годах – последствие «отложенного спроса», когда в свое время люди не могли покупать автомобили, в том числе иномарки, потому что их было не достаточно представлено на рынке, пришел спад.

И сейчас, когда спрос реализован, а рынок практически насытился, автомобиль снова становится роскошью, а не средством передвижения. Поскольку многие производители каждый год выводят всё более дорогие модели, и, даже подверженные рестайлингу машины дорожают.

Некоторые, конечно, озаботились эконом-сегментом, тот же «Хендай» и «КИА», «Ниссан», но это лишь немногая часть производителей и уже не та доступность, которая была в 2005 году. Согласитесь, средняя стоимость автомобиля от производителя в 700-800 тысяч не всякому доступна, даже с учетом кредита. Поэтому и продажи падают.

- А как бы вы охарактеризовали отношения между дилерами-конкурентами?

- У нас не было на рынке особых потрясений, и я не замечал между конкурентами каких-то жестких отношений или применения недозволенных приёмов. У нас город небольшой, все друг друга знают, и каждый занимает свою нишу, прямой конкуренции нет, она есть между производителями, которых мы представляем.

- Ну и два слова об «Опеле» и «Форде», раз уж вы представляете и их… и прогнозы?

- По «Опель» год для нас был достаточно неплохим, но прогнозы делать сложно, поскольку сейчас пики продаж не совпадают с тем, что раньше мы называли сезонностью и могли предугадать, предусмотреть и высчитать. Раньше много автомобилей покупали бюджетные учреждения в конце календарного года (до 2009-2010 гг.), когда закрывались бюджеты, сейчас этого нет, поскольку средства можно перераспределять на следующий год и не обязательно остатки расходовать в уходящем.

Если говорить об «Опеле», то у него не плохой модельный ряд, он стал более узнаваем. Плюс к этому цены, которые раньше были «не в рынке», стали более конкурентоспособными. Более того, насколько я знаю, этот производитель не собирается залезать в премиум-сегмент, а напротив, будет стараться рассчитывать свои автомобили на массовый спрос.

Что касается Форд, то с моей точки зрения мы имеем несбалансированный модельный ряд. И при неплохих продажах Фокус-3,остальные модели реализуются очень тяжело. Мне кажется, что ситуация изменится в 2015 году с выходом новых моделей.

- Ну а что касается общеэкономических тенденций? На слуху прогнозы о повторении 2008 года…

- Основное отличие 2008 года и нынешнего периода в том, что доходность дилеров уменьшилась в разы. И связано это с тем, что рынок перенасыщен и производители постоянно снижают цену, чтобы увеличить свою долю на рынке. А это приводит к тому, что маржа дилера падает (она и раньше не была высокой). Кто связан с автобизнесом, знает, что доходность этого бизнеса, несмотря на внешний лоск, невысока и даже при больших оборотах зарабатываются небольшие деньги. А 2008 год, если брать наше предприятие, мы «пролетели» не тормозя, просто не заметили кризиса. Были наработки, заказы, и к тому же неплохие доходы давал сервис, которым мы перекрывали недоборы от продаж. Но начиная с 2011 года, когда изменилось налоговое бремя, более чем в два раза увеличились отчисления фонда заработной платы, мы перешли в период выживания. И чем дальше, тем более сложные времена наступают.

Справедливости ради и для полноты картины добавлю еще несколько цифр: за 2013 год было продано 38 автомобилей марки «Дэу», 170 - «Лифан», 37 - «Грейт Уолл»; в 2012 - 12 автомобилей «Богдан». А вот какими будут финансовые итоги 2014 года для новгородских автодилеров и чьи прогнозы окажутся более точными, покажет время.

P.S. На публикацию оперативно откликнулись представители ещё одного новгородского автосалона, который пока не входит в число лидеров, но имеет весьма четкие и амбициозные планы на 2014 год.

Руководитель отдела продаж дилерских центров «Лифан» и «Грейт Уолл» Евгений Лукин:

– Интересный и многообещающий игрок российского автомобильного рынка – «китайцы». В то время как остальные бренды показывают спад продаж, китайские марки демонстрируют стабильный рост и завоевывают все большую долю рынка. Так, например, Lifan в очередной раз стал самым продаваемым в России автопроизводителем среди китайских автомобильных брендов. По данным Ассоциации Европейского Бизнеса, по итогам 2013 года совокупные продажи модельного ряда Lifan достигли отметки в 27467 автомобилей, показав рост в 33,69% по сравнению с прошлым годом.

Предваряя сомнения скептиков по поводу качества и безопасности «китайцев», замечу, что это уже скорее миф, пережиток прошлого. Высокий уровень современного автомобильного производства позволяет китайским брендам конкурировать с ведущими мировыми автопроизводителями и предлагать высококачественные, надежные, безопасные и комфортные автомобили. Наряду с продуманной ценовой политикой, развитием дилерской сети и качественных сервис-центров в регионах это способствует растущей популярности «китайцев».

В Великом Новгороде дилерские центры Lifan и GreatWall работают недолго, но у нас амбициозные планы: в 2014 году мы будем стремиться обогнать общероссийскую тенденцию и показать рост продаж в районе 50% по сравнению с 2013 годом. У «китайцев» оптимальная и востребованная новгородцами, как показали продажи 2013 года, модельная линейка. Так, флагманы Lifan – доступный седан Solano, который в конце прошлого года вышел в версии с автоматической КПП, а также кроссовер Х60. Основа модельного ряда GreatWall – рамные внедорожники, как раз для наших новгородских дорог. При этом даже базовые комплектации по оснащению легко составят конкуренцию ведущим брендам.

Коллаж Людмилы Чугуновой.